ОКО ПЛАНЕТЫ > Статьи о политике > Налоговые рифы. За проблемы США приходится платить другим("Die Welt", Германия)

Налоговые рифы. За проблемы США приходится платить другим("Die Welt", Германия)


9-01-2013, 15:45. Разместил: VP

Энн-Мари Слотер

 

 

 

Фото: picture alliance / dpa

 

США, чтобы не стоять в стороне от глобальных проблем, должны «навести порядок у себя дома»

 

 

Мир стоит накануне серьезных проблем. Существует вполне реальная вероятность того, что президент США Барак Обама и прореспубликанский Конгресс не придут к компромиссу, прежде чем с 1 января вступят в силу обязательные сокращения бюджетных расходов и повышение налогов.

 

 

 

Глобальные рынки ясно осознают опасность того, что США могут, натолкнувшись на «бюджетные рифы», рухнуть в пропасть, и нервно наблюдают за ходом событий. Они знают, что последствием может стать экономический спад в США и во всем мире.

 

 

 

Также не могут позволить себе спокойствие министры иностранных дел всего мира. До тех пор, пока США не в состоянии навести порядок в своем бюджете, они не могут взять на себя руководство по многим критическим темам глобального масштаба. За неспособность Америки после перевыборов Обамы заботится о чем-то другом, кроме собственных внутренних дел, должны уже сейчас расплачиваться Сирия и ее соседи.

 

 

 

По моему мнению кризис в Сирии находится сейчас в решающей стадии: поскольку уже сейчас очевидно, что у оппозиции реальные шансы на победу и свержение президента Башара Асада, вопрос, кто же и как придет затем к власти, в первую очередь зависит от продолжительности этих последних боев.

 

 

 

«Сирийский взрыв», а также хаос и разгул экстремизма, которые, очевидно, будут его последствиями, угрожают всему Ближнему Востоку. Ценой вопроса является стабильность Ливана, Турции, Ирака, сектора Газа, западного берега реки Иордан, Израиля, Ирана, Иордании и Саудовской Аравии.

 

 

 

 

 

Важная роль США во многих конфликтах

 

 

 

В среднесрочной перспективе можно выделить множество точек напряженности и кризисов, на разрешение которых США очевидно не смогут оказать сколь либо заметное влияние. На деле, демократия в североафриканских странах еще очень хрупкая, а на Ближнем Востоке, в Иордании, палестинских территориях, Кувейте и Саудовской Аравии, полномасштабные последствия бушующей сейчас в регионе приливной волны демократического движения, еще и не начинали сказываться.

 

 

 

Бахрейн остается «зоной напряженности», Ирак чрезвычайно нестабилен, и в любой момент может вспыхнуть в полную силу пока еще тлеющий конфликт между Ираном и Израилем. Даже если в прошлые времена США не выступали прямо как одни из воюющих сторон в подобном конфликте, они играли решающую роль в закулисных дипломатических играх.

 

 

 

Они заботились о том, чтобы усаживать за стол переговоров недоверчивых противников, создавать объединенную оппозицию и подталкивать к общим договоренностям региональные державы вроде Турции, Египта и Саудовской Аравии.

 

 

 

 

 

Смотреть, чтобы голос США не затих

 

 

 

Также и в Азии США выступают за многосторонний диалог для разрешения опасных двусторонних споров между Китаем и его многочисленными соседями по Восточному и Южно-Китайскому морям. Одновременно они удерживают своих союзников от провоцирования кризисов.

 

 

 

Также и относительно проблем мирового масштаба вроде изменения климата, организованной преступности, мировой торговли, предотвращения широкомасштабных преступлений против гражданских лиц отсутствие США как политического катализатора и активного руководителя переговорных процессов станет ощутимым быстро и болезненным образом.

 

 

 

Чтобы не допустить этого Соединенные Штаты должны «навести новый порядок у себя дома», как было обещано в 2010 году стратегией национальной безопасности правительства Обамы.

 

 

 

Впрочем, если американские политики в следующие два года будут действовать также, как и в два предыдущих, а именно, латать и далее политический «тришкин кафтан», уклоняясь от решения действительно важных проблем (чего от них и ждут избиратели и рынки), то американский голос в международных структурах и делах будет становиться все тише и слабее.

 

 

 

 

 

Мир, в котором ни одна страна не берет на себя бразды правления

 

 

 

Также и перспективы глубокого и масштабного сокращения статей военного бюджета США в обстановке, когда многие развивающиеся страны наращивают свои военные мускулы, просто пугают. Даже если многие государства и недолюбливают военную машину США, все же ее боеготовность и исключительные способности американских солдат, кораблей, самолетов и информационных систем достаточно часто служат страховым полисом мирового масштаба.

 

 

 

В долгосрочном плане вызовы менее определенные, но зато более основополагающие. Чем дольше США охвачены политическим параличом и экономическим застоем, тем меньше у них остается способности нести груз глобальной ответственности и руководства. Наблюдается рост политического влияния открыто изоляционистских политических сил вроде «Движения чаепития» или либертарианцев вроде Рона Пола.

 

 

 

Это отступление США ведет к возникновению картины мира, описанной аналитиком внешней политики Яном Бреммером как «Мир G-0» (здесь игра слов, т.к. аббрев. может быть понята и как «нулевая отметка» - на месте разрушенных башен ВТЦ, и как «большой ноль» - прим. перев.). Из G-20 - «большой двадцатки» - группы 20-ти наиболее важных индустриальных и быстро развивающихся стран, в мрачном пророчестве Бреммера появляется мир, в котором ни одна страна не может взять на себя руководство, чтобы создавать необходимые экономические и политические коалиции для решения всеобщих проблем.

 

 

 

 

 

А может быть и намного хуже

 

 

 

Наверняка президент и госсекретарь не будут сидеть сложа руки. Но без поддержки конгресса в их распоряжении будет все меньше ресурсов, что повлечет за собой все большую потерю доверия со стороны стран-участниц переговорных процессов.

 

 

 

Политики остального мира могут сделать больше, чем только созерцать происходящее. Они должны напомнить политикам США об их глобальной ответственности. Например, главы государств «большой семерки» или «большой восьмерки» могли бы издать петицию, побуждающую США к приведению в порядок собственного бюджета. За это могли бы выступить и наши союзники по блоку НАТО.

 

 

 

Также и региональные организации вроде Африканского союза или Лиги арабских государств могли бы оказать свое влияние, а при необходимости и члены «большой двадцатки». Кстати, насчет последней. Мы, разумеется, должны немедленно задать себе вопрос, кто же может взять на себя организацию подобного заявления, если не сами США. Но именно в этом и заключается проблема, и ситуация может стать куда более тяжелой.

 

 

 

 

Фото: EPA/SHAWN THEW

 

Тикающие «долговые часы» на съезде республиканской партии в Тампе (Флорида), по состоянию на 30.08.2012. Во время борьбы в бюджетном споре в США время летит быстро. До новогоднего вечера компромисс должен быть найден - иначе грозит удар о «налоговые рифы». Здесь могут быть дополнительные осложнения, так как США достигнут своего долгового предела как раз под конец года. Американский министр финансов Гайтнер сообщил 26-го декабря в конгрессе, что нынешней предел в $16,4 трлн. (12,4 трлн. евро) будет достигнут 31 декабря.

 

 

 

Перевод с английского Харальда Экхофа.

 

 

 

Энн-Мари Слотер, бывший директор по вопросам планирования в Государственном департаменте США (2009-2011 гг.), профессор политологии и международных отношений Принстонского университета.

 

 

 

Диаграмма: Долг США

 

 

 

Инфографика: dpa-infografik

 

На диаграмме рост государственного долга и границы долга в США при президентах страны за период с 1981 года.

 


Вернуться назад