Чем объяснить повышенный интерес к культуре Востока на Западе?
Арабские революции сформировали устойчивое мнение о Востоке, как об источнике угрозы европейскому обществу. В западных СМИ упорно насаждается идея того, что арабы словно «посходили с ума» и территорию Ближнего Востока, словно чума, окутала революция.
Однако вместе с критикой ислама последнее время появляется информация и миролюбивого характера, сближающая два диаметральных мировоззренческих полюса. Так, в Лондоне, Париже и крупнейших городах США проходят посвященные исламу мероприятия.
Но вызваны ли они стремлением Запада сблизиться с Востоком, или же за культурными акциями стоит тонкий и дальновидный политический расчет?
Так, Институт арабского мира в Париже сначала отреставрировал, а потом и реорганизовал музей арабского искусства. Стоимость работ по усовершенствованию музея составила €5 млн. ($6,5 млн.). По официальным данным, средства были предоставлены французским фондом Жана-Люка Лагардера, а также Саудовской Аравией и Кувейтом. Подобная забота французского правительства, отказывающегося признавать элементарные права арабского населения страны, казалась бы странной, если бы не некоторые обстоятельства. А именно в последнее время во Франции вновь возобновились акции протеста по поводу публикаций карикатур на пророка Мухаммеда во французском сатирическом журнале Charlie Hebdo. Как стало известно, помимо основного тиража, проданного практически мгновенно, издательство дополнительно опубликовало еще 70 тыс. копий в пятницу, ко времени пятничных молитв в мечетях.
Несмотря на то, что антизападные настроения в мусульманском мире направлены в основном против США, беспокойство по поводу демонстраций выражают и власти Британии. После появления в сети Интернет скандального фильма, демонстранты потребовали от Британского парламента принять закон о запрещении оскорблений религии ислам и исламских святынь, приравняв их к закону, запрещающему отрицание Холокоста. В связи с этим, в течение нескольких месяцев в Лондон прибывали мусульмане из различных городов Британии, заявляя о своем протесте против антиисламского фильма и карикатур и скандируя лозунги в поддержку Пророка ислама.
По мнению демонстрантов, оскорбления Пророка ислама были организованы Западом с целью подорвать учения религии ислам, в частности, ношение хиджаба и халяльной продукции. Приверженцы ислама возмущены тем, что Запад под предлогом свободы слова позволяет оскорблять исламские святыни, при этом призывая мусульман соблюдать спокойствие. Стоит отметить, что уже несколько раз почитатели пророка Мухаммеда собирались рядом со штаб-квартирой Google в центре Лондона, чтобы выразить свой протест против публикации фильма «Невинность мусульман» на подконтрольном компании сервере YouTube.
С целью реабилитировать Западное общество в глазах мусульман и прекратить поток обвинений в искажении закона о свободе слова Британское правительство продлило масштабную выставку «Хадж... путешествие в сердце ислама», собравшую сотни посетителей в читальном зале Британского музея в Лондоне. На выставке представлены тысячи уникальных рукописей книг, фотографий и артефактов, отражающих важнейшее духовное путешествие в жизни мусульманина. Это мероприятие считается одним из крупнейших, рассказывающих о паломничестве мусульман. Стоит отметить, что только его подготовка заняла около трех лет, однако состоялась ли бы выставка без мощной волны арабских выступлений, сегодня сказать трудно. По данным организаторов, цель выставки - способствовать взаимодействию западной и восточной цивилизаций.
Необходимо отметить, что на фоне миролюбивых акций стран Западной Европы о своем интересе и уважении к мусульманской культуре заговорили и Соединенные Штаты. Президент США Барак Обама выступил с поддержкой араканских мусульман, подвергающихся насилию в Мьянме. «У насилия, применяемого в отношении невинных людей, не может быть аргумента», - провозгласил он.
Относительно фильма «Невинность мусульман» Белый дом также сделал ряд официальных заявлений, но даже в них Вашингтон объявил, что «создатели фильма нанесли оскорбление не только приверженцам ислама, но и США». Барак Обама подчеркнул, что США – «страна, которая приветствует людей любой расы и религии. Мы понимаем, почему люди оскорблены этим видео, но оно оскорбляет и миллионы наших граждан». Однако, несмотря на понимание чувств оскорбленных фильмом, президент США подчеркнул, что «он не может запретить это видео, поскольку не может нарушить свободу слова». «Наша конституция предусматривает свободу слова. Так, я как президент США и верховный главнокомандующий этой страны принимаю ужасные вещи, которые люди говорят про меня», - сказал Обама.
Развивая идейное содержание своих принципов, президент США дошел до того, что обвинил всех людей, присутствующих при нападении на консульство США в ливийском городе Бенгази, в том, что они «посягнули на ценности ООН и те идеалы, на которых была основана организация». Но последние слова президента не транслировались телеканалами. Арабскому миру было показано лишь официальное заявление Барака Обамы и Хиллари Клинтон с осуждением скандального фильма. В частности, в их заявлениях была подчеркнута позиция, что «отвратительный фильм не был создан по заказу американского правительства, поэтому и для актов насилия нет никаких оправданий».
Таким образом, становится очевидным, что под ширмой толерантности и интереса к мусульманской культуре страны Запада стремятся лишь пустить пыль в глаза представителям арабского мира и убедить их в соблюдении таких первостепенных принципов демократии, как свобода слова и совести. Безусловно, во многом пойти на видимое сближение с Востоком США и ЕС побудили беспорядки в арабских странах и обострение ситуации с арабским населением внутри самих западных государств. При этом все акции Западного мира носят громкий, яркий, но мало что дающий мусульманам характер. Все главы западных государств показывают большую озабоченность арабскими проблемами, но лишь до определенной черты. Так, когда дело от открытия выставки переходит к запрещению оскорбляющего чувства верующих фильма, Запад лишь разводит руками, сетуя на невозможность поступиться законами свободы слова.
Вернуться назад
|