Июльские теракты и продолжающиеся акции исламистов в Казани сделали Татарстан одним из самых непредсказуемых регионов России. О проблеме исламского радикализма в Поволжье, которая стала очевидной, еще в 1990-х годах предупреждали эксперты. Одним из них был известный мусульманский богослов, председатель Совета улемов Российской ассоциации исламского согласия Фарид Салман. В своем интервью ИА REGNUM он ответил на ряд вопросов по актуальной теме.
Покушение на муфтия Татарстана и убийство татарского богослова Валиуллы Якупова стали свидетельством того, что исламисты в Поволжье перешли к вооруженной борьбе. Почему же мусульманскому духовенству по-прежнему говорят о необходимости "диалога с ваххабизмом"?
Навязывание диалога с представителями нетрадиционных не только для России, но, и практически, для всего мусульманского мира новоявленных сект и движений - это общемировой процесс.
Одной из главных причин сегодняшней ситуации в Сирии является то, что почти десять лет в ней нынешние "друзья Сирии" насаждали мысль о том, что и ваххабиты, и салафиты, и "Братья-мусульмане" и прочие являются частью одного общества, с ними нужно дружить и договариваться. Пытались договариваться, но что получилось в итоге? Это сегодня все видят.
К чему привел диалог в Дагестане? Может, прекратились теракты? Может, произошло прозрение тех, кто последователей традиционного ислама называет неверными? Может, из леса и с гор начали возвращаться по домам все обманутые или те, кто ошибся в своем выборе? Нет. В результате, не только Дагестан, но и Россия, и весь исламский мир потеряли выдающегося мусульманина, ученого, наставника и учителя шейха Саида (да пребудет его таинство!). Ибо гибель одного ученого мужа сравнима с гибелью мироздания.
Почему нам сегодня пытаются навязать диалог с радикалами? Думаю, для того, чтобы в обществе сложилось мнение о том, что все хорошо. К чему могут привести попытки навязать традиционному духовенству диалог с ваххабизмом и салафизмом? Результаты будут плачевны: уничтожение национального духовенства, насаждение и господство человеконенавистнической идеологии ваххабизма-салафизма, межконфессиональная война, развал общего государственного пространства.
А затем временные политические, экономические и иные союзники религиозных радикалов вне зависимости от их статуса и ресурсов загадочно умрут, погибнут, исчезнут. Не нужно углубляться в историю. Вспомните один недавний пример: кем был и как погиб американский посланник в Бенгази (Ливия).
Сегодня сподвижники международной экстремистской организации "Хизб-ут-Тахрир аль-Ислами" выходят на митинги с требованием установить халифат на территории России. Кроме Казани, такие случаи были отмечены в Уфе, Челябинске, Нижневартовске и даже в Москве. Однако реакции властей на это практически нет. Почему?
Это, разумеется, результат глобализации, в том числе и мировых общемусульманских проблем. Господь миров создал нас разными: люди - это мужчины и женщины, разные народы и племена, последователи различных религиозных традиций. Кто лучше? Насколько лучше? Каждый из нас считает себя лучшим, каждый пытается учить и наставлять других, каждый хочет, чтобы все остальные были похожи на него. Это относится и к нам, мусульманам. Но имеют ли строители всемирного халифата право ввергать общество в хаос, когда мусульмане тонут в пучине собственных проблем? Надо бы излечиться от своих проблем, а не пытаться навязать их другим.
В остальном, я думаю, что все это идет от невежества. Ведь Всевышний и Всемогущий требует от нас, мусульман заниматься самовоспитанием, воспитанием своих близких. Творец запрещает смуту, насилие, навязывание своей воли. Сегодня только светская природа власти дает возможность сохранения мультикультурного, многоконфессионального характера общества.
Противники светской власти ставят ей в упрек наличие в обществе порока, нерешенности социальных и прочих проблем. Но хотелось бы спросить последователей халифатостроительства: где нет социальных проблем, где отсутствуют пороки? Вместо того чтобы заниматься самовоспитанием, использовать весь имеющийся потенциал в интересах самих же мусульман, "строители" халифата создали ситуацию противоборства с властью, внесли сумятицу в умы подрастающего поколения, и, самое главное, питают фантазии реальных очернителей ислама.
Строители халифата забывают о том, что халифат нужно строить в себе, а не навязывать его обществу. Господь миров сделал нашего праотца Адама (мир ему!) своим халифом, т.е. наместником на Земле, и каждый человек вне зависимости от его вероисповедания, социального статуса и национальности, фактически, уже является халифом. Человек в ответе перед Богом за сохранность окружающей среды, биологических видов, в том числе и самого себя.
В то же время я считаю необходимым создать условия для возвращения к нормальной жизни тех, кто поддался нашептыванию Сатаны. Наличие в рядах "халифатистов" молодежи - это общее упущение, упущение и государства, и духовенства, и его нужно срочно исправлять.
Как влияют события на Ближнем Востоке на ситуацию в мусульманской умме России?
Эти вещи тесно связаны. Так называемые "арабские революции" самым негативным образом отражаются на ситуации в мусульманской умме России. Пример тому - сирийские события: на наших интернет-форумах молодые последователи "революционеров" уже льют слезы по ликвидированным в Сирии бандитам и террористам, а по приказу новоявленных "шейхов" российское мусульманское духовенство осыпается всевозможными проклятиями и угрозами. Этих проклятий не избежали даже те мусульманские деятели, которые в свое время сами насаждали нетрадиционные для нас "религиозные идеи". Несомненно одно: мировой террористический интернационал готовит для России свой сценарий.
В либеральных кругах часто звучит тезис о том, что государство не должно вмешиваться во "внутрирелигиозные процессы", что это личное дело верующих, поскольку Россия - светское государство. Вы согласны с этим?
Никто не станет отрицать, что мусульмане являются неотъемлемой частью российского государства, российского общества, поэтому проблемы мусульман в определенной степени являются также государственными. На ниве ислама я тружусь 22 года, и Бог тому свидетель, что за все эти годы никогда и ни в одном из многочисленных регионов, в которых я работал, ни один чиновник не пытался учить меня как молиться, когда молиться и сколько раз молиться.
Что касается совместной работы и постоянного диалога между традиционными мусульманскими институтами России и государственной властью - то это наш религиозный долг и обязанность, ибо посланник Аллаха и Его пророк, господин наш Мухаммад (мир ему и божье благословение!) учил нас тому, что "Ислам и власть подобны двум братьям: не преуспеет один из них без другого". Истинные мусульмане, правоверные России - патриоты малой и большой Родины, работают, сотрудничают именно со своей властью, а не с чужестранцами и иностранными разведками.
Со стороны исламистов и их единомышленников постоянно приходится слышать, что Россия - это враг ислама, поэтому ее нужно разрушить, а на ее месте построить халифат. Кто и что угрожает исламу в России?
Конечно, для кого-то Россия - это враг. Чего стоят, например, высказывания "шейха НАТО и муфтия Вашингтона" Юсуфа Кардави. Его злость и яд недавно вновь вылились на нашу страну в его телеинтервью по каналу "Русия аль-Йаум" (российский арабоязычный канал). Думаю, таким нужно отвечать по принципу "кто к нам с мечом придет тот от меча и погибнет". Нужно раз и навсегда понять, что и ваххабиты, и салафиты, и Кардави со своей компанией не могут быть друзьями России и российских мусульман. Пусть они строят свой "халифат" у себя, мы же и сами прекрасно разберемся, как нам жить.
Россия была, есть и остается другом и партнером мусульманского мира. Именно эта дружба всегда была мишенью для нанесения тайных ударов по российской политике со стороны ее недругов. Россия просто априори не может быть врагом ислама потому, что ислам является одним из составляющих ее самобытности и неповторимости.
Нынешнее поколение российских мусульман живет в 21 веке. У нас есть много достижений, но есть и проблемы. Проблемы, схожие с проблемами других традиционных конфессий России. Эти проблемы решаемы, они не являются проблемами вселенского характера. Эти проблемы устраняются, урегулируются. Могу сказать, что мы, мусульмане Татарстана, Башкирии, Чечни, Ингушетии, Дагестана, мусульмане всей России живем обычной жизнью, за что и возносим хвалу Всевышнему.
Вы еще в начале 1990-х годов говорили о пагубности бесконтрольного зарубежного религиозного образования для мусульман. Сегодня все видят, что именно выпускники иностранных исламских вузов чаще становятся проводниками исламистской идеологии. Есть ли выход из этой ситуации?
Единственный выход - это отечественное образование. При этом религиозное образование должно усиливаться и светским компонентом, особенно общественными науками. Кроме того, нужно раз и навсегда решить проблему обязательного распределения после получения вузовского образования. Об этом я обстоятельно говорил на Всероссийском духовном совещании, которое на днях прошло в Саранске. Пока будущий имам, на образование которого расходуются огромные средства, по окончании процесса образования в течение определенного времени не отработает по специальности в том или ином сельском или городском приходе, он не должен иметь возможность "самому распределяться". Если ты выбрал путь пастыря - становись им, если же ошибся - возврати средства, потраченные на твое образование в казну, пусть на эти средства учится достойный. Пока не будет решена эта проблема, не будет решена и проблема обеспечения отечественными, национальными кадрами. Поверьте, для того, чтобы торговать халяльным мясом или мусульманской атрибутикой, высшее образование не требуется.
Еще одна очень большая проблема - это огромное количество "иноземных" имамов. Не секрет, что они претендуют на должности и места. При этом нельзя сказать, что все до одного они являются ваххабитами, салафитами. Хвала Аллаху, среди этих ребят много и тех, кто, несмотря на многолетнее образование за границей, остался патриотом. Именно низкий уровень религиозного образования гнал этих ребят за пределы страны в поисках знаний. Поэтому все те, кто хочет работать в России в этой сфере, должны проходить строгую квалификационную комиссию, обязаны сдать экзамены по базовым мусульманским наукам. Для тех, кто получил образование по классической, мазхабной системе, не составит труда пройти эти комиссии и начать делиться своими знаниями с другими.
Кроме того, необходимо подкорректировать и "географию". Языковая практика должна проходить в дружественно настроенных или нейтральных арабских странах, а продолжение высшего образования, на мой взгляд, можно только продолжать странах многоконфессионального и многонационального характера.
Последние несколько лет в России пропагандируется "умеренный ислам" (особенно много о нем говорят активисты "научно-просветительского центра аль-Васатыйя"). Некоторые эксперты указывают, что это делается для прикрытия кувейтской формы салафизма. Вы разделяете их мнение?
В действительности, ислам - это религия золотой середины, срединная религия. Она не приемлет чрезмерных отклонений ни влево, ни вправо. Ислам в России всегда был срединным. Мусульмане России сами могут пропагандировать срединный ислам в том же самом Кувейте и не только там. Что касается Кувейта - то это чрезвычайно многовекторное мусульманское общество. Скажем, в системе Министерства вакуфов и по делам ислама Кувейта трудятся и последователи различных богословских школ (мазхабов) и откровенные ваххабиты.
Религиозная фразеология всегда использовалась определенными политическими кругами для достижения своих целей за пределами своих территорий. Считаю, что центры типа того же "аль-Васатыйя" в России должны самоопределиться и трансформироваться с кувейтского видения на российское. Повторюсь, России есть чем поделиться в этой сфере. Что касается какой-либо религиозной экспансии в России, то она просто неприемлема по определению.
Этот год для религиозных деятелей в России запомнился рядом кампаний против Русской православной церкви и ее священноначальников. Православие и ислам - это традиционные для России религиозные институты, в определенной степени - столпы государства. Кому выгодны их ослабление и дискредитация?
Идеологическая агрессия против России нарастает. В условиях отсутствия четко обозначенной государственной идеологии именно вера в Бога является тем, что цементирует общество. Русская Православная церковь - это то, что объединяет и окормляет русский народ, который является стержневым в семье народов России. Вот почему фигура Его святейшества патриарха Московского и всея Руси Кирилла стала объектом многочисленных атак электронных террористов и прочих богохульников. Вот почему пилят, валят, глумятся над символами церкви. Расшатать, разрушить, разобщить русский народ, внести сумятицу в его умы - это давний способ избавиться от мировой державы.
Одновременно идет прямая агрессия на институт муфтиев, богословов, имамов. Против них применяется и реальный и электронный терроризм. Попытки дискредитации духовных пастырей - это глубоко продуманная, целенаправленная политика наших врагов. Цель - разрушение единого государственного пространства. В вину духовенству в последнее время очень часто ставят вину взаимодействие с властью, государством. Власть же, по определению, является символом Божьего присутствия на Земле.
Иноземные аналитики понимают, что религиозные институты и государство в России, несмотря на тезис об отделении церкви от государства, неразрывно связаны друг с другом через общество, народ, носителей религиозной традиции. Задача врагов России - эту связь разбить, а наша в том, чтобы сохранить эту неразрывность. Только так мы спасем российское государство от развала.
Покушение на муфтия Татарстана и убийство татарского богослова Валиуллы Якупова стали свидетельством того, что исламисты в Поволжье перешли к вооруженной борьбе. Почему же мусульманскому духовенству по-прежнему говорят о необходимости "диалога с ваххабизмом"?
Навязывание диалога с представителями нетрадиционных не только для России, но, и практически, для всего мусульманского мира новоявленных сект и движений - это общемировой процесс.
Одной из главных причин сегодняшней ситуации в Сирии является то, что почти десять лет в ней нынешние "друзья Сирии" насаждали мысль о том, что и ваххабиты, и салафиты, и "Братья-мусульмане" и прочие являются частью одного общества, с ними нужно дружить и договариваться. Пытались договариваться, но что получилось в итоге? Это сегодня все видят.
К чему привел диалог в Дагестане? Может, прекратились теракты? Может, произошло прозрение тех, кто последователей традиционного ислама называет неверными? Может, из леса и с гор начали возвращаться по домам все обманутые или те, кто ошибся в своем выборе? Нет. В результате, не только Дагестан, но и Россия, и весь исламский мир потеряли выдающегося мусульманина, ученого, наставника и учителя шейха Саида (да пребудет его таинство!). Ибо гибель одного ученого мужа сравнима с гибелью мироздания.
Почему нам сегодня пытаются навязать диалог с радикалами? Думаю, для того, чтобы в обществе сложилось мнение о том, что все хорошо. К чему могут привести попытки навязать традиционному духовенству диалог с ваххабизмом и салафизмом? Результаты будут плачевны: уничтожение национального духовенства, насаждение и господство человеконенавистнической идеологии ваххабизма-салафизма, межконфессиональная война, развал общего государственного пространства.
А затем временные политические, экономические и иные союзники религиозных радикалов вне зависимости от их статуса и ресурсов загадочно умрут, погибнут, исчезнут. Не нужно углубляться в историю. Вспомните один недавний пример: кем был и как погиб американский посланник в Бенгази (Ливия).
Сегодня сподвижники международной экстремистской организации "Хизб-ут-Тахрир аль-Ислами" выходят на митинги с требованием установить халифат на территории России. Кроме Казани, такие случаи были отмечены в Уфе, Челябинске, Нижневартовске и даже в Москве. Однако реакции властей на это практически нет. Почему?
Это, разумеется, результат глобализации, в том числе и мировых общемусульманских проблем. Господь миров создал нас разными: люди - это мужчины и женщины, разные народы и племена, последователи различных религиозных традиций. Кто лучше? Насколько лучше? Каждый из нас считает себя лучшим, каждый пытается учить и наставлять других, каждый хочет, чтобы все остальные были похожи на него. Это относится и к нам, мусульманам. Но имеют ли строители всемирного халифата право ввергать общество в хаос, когда мусульмане тонут в пучине собственных проблем? Надо бы излечиться от своих проблем, а не пытаться навязать их другим.
В остальном, я думаю, что все это идет от невежества. Ведь Всевышний и Всемогущий требует от нас, мусульман заниматься самовоспитанием, воспитанием своих близких. Творец запрещает смуту, насилие, навязывание своей воли. Сегодня только светская природа власти дает возможность сохранения мультикультурного, многоконфессионального характера общества.
Противники светской власти ставят ей в упрек наличие в обществе порока, нерешенности социальных и прочих проблем. Но хотелось бы спросить последователей халифатостроительства: где нет социальных проблем, где отсутствуют пороки? Вместо того чтобы заниматься самовоспитанием, использовать весь имеющийся потенциал в интересах самих же мусульман, "строители" халифата создали ситуацию противоборства с властью, внесли сумятицу в умы подрастающего поколения, и, самое главное, питают фантазии реальных очернителей ислама.
Строители халифата забывают о том, что халифат нужно строить в себе, а не навязывать его обществу. Господь миров сделал нашего праотца Адама (мир ему!) своим халифом, т.е. наместником на Земле, и каждый человек вне зависимости от его вероисповедания, социального статуса и национальности, фактически, уже является халифом. Человек в ответе перед Богом за сохранность окружающей среды, биологических видов, в том числе и самого себя.
В то же время я считаю необходимым создать условия для возвращения к нормальной жизни тех, кто поддался нашептыванию Сатаны. Наличие в рядах "халифатистов" молодежи - это общее упущение, упущение и государства, и духовенства, и его нужно срочно исправлять.
Как влияют события на Ближнем Востоке на ситуацию в мусульманской умме России?
Эти вещи тесно связаны. Так называемые "арабские революции" самым негативным образом отражаются на ситуации в мусульманской умме России. Пример тому - сирийские события: на наших интернет-форумах молодые последователи "революционеров" уже льют слезы по ликвидированным в Сирии бандитам и террористам, а по приказу новоявленных "шейхов" российское мусульманское духовенство осыпается всевозможными проклятиями и угрозами. Этих проклятий не избежали даже те мусульманские деятели, которые в свое время сами насаждали нетрадиционные для нас "религиозные идеи". Несомненно одно: мировой террористический интернационал готовит для России свой сценарий.
В либеральных кругах часто звучит тезис о том, что государство не должно вмешиваться во "внутрирелигиозные процессы", что это личное дело верующих, поскольку Россия - светское государство. Вы согласны с этим?
Никто не станет отрицать, что мусульмане являются неотъемлемой частью российского государства, российского общества, поэтому проблемы мусульман в определенной степени являются также государственными. На ниве ислама я тружусь 22 года, и Бог тому свидетель, что за все эти годы никогда и ни в одном из многочисленных регионов, в которых я работал, ни один чиновник не пытался учить меня как молиться, когда молиться и сколько раз молиться.
Что касается совместной работы и постоянного диалога между традиционными мусульманскими институтами России и государственной властью - то это наш религиозный долг и обязанность, ибо посланник Аллаха и Его пророк, господин наш Мухаммад (мир ему и божье благословение!) учил нас тому, что "Ислам и власть подобны двум братьям: не преуспеет один из них без другого". Истинные мусульмане, правоверные России - патриоты малой и большой Родины, работают, сотрудничают именно со своей властью, а не с чужестранцами и иностранными разведками.
Со стороны исламистов и их единомышленников постоянно приходится слышать, что Россия - это враг ислама, поэтому ее нужно разрушить, а на ее месте построить халифат. Кто и что угрожает исламу в России?
Конечно, для кого-то Россия - это враг. Чего стоят, например, высказывания "шейха НАТО и муфтия Вашингтона" Юсуфа Кардави. Его злость и яд недавно вновь вылились на нашу страну в его телеинтервью по каналу "Русия аль-Йаум" (российский арабоязычный канал). Думаю, таким нужно отвечать по принципу "кто к нам с мечом придет тот от меча и погибнет". Нужно раз и навсегда понять, что и ваххабиты, и салафиты, и Кардави со своей компанией не могут быть друзьями России и российских мусульман. Пусть они строят свой "халифат" у себя, мы же и сами прекрасно разберемся, как нам жить.
Россия была, есть и остается другом и партнером мусульманского мира. Именно эта дружба всегда была мишенью для нанесения тайных ударов по российской политике со стороны ее недругов. Россия просто априори не может быть врагом ислама потому, что ислам является одним из составляющих ее самобытности и неповторимости.
Нынешнее поколение российских мусульман живет в 21 веке. У нас есть много достижений, но есть и проблемы. Проблемы, схожие с проблемами других традиционных конфессий России. Эти проблемы решаемы, они не являются проблемами вселенского характера. Эти проблемы устраняются, урегулируются. Могу сказать, что мы, мусульмане Татарстана, Башкирии, Чечни, Ингушетии, Дагестана, мусульмане всей России живем обычной жизнью, за что и возносим хвалу Всевышнему.
Вы еще в начале 1990-х годов говорили о пагубности бесконтрольного зарубежного религиозного образования для мусульман. Сегодня все видят, что именно выпускники иностранных исламских вузов чаще становятся проводниками исламистской идеологии. Есть ли выход из этой ситуации?
Единственный выход - это отечественное образование. При этом религиозное образование должно усиливаться и светским компонентом, особенно общественными науками. Кроме того, нужно раз и навсегда решить проблему обязательного распределения после получения вузовского образования. Об этом я обстоятельно говорил на Всероссийском духовном совещании, которое на днях прошло в Саранске. Пока будущий имам, на образование которого расходуются огромные средства, по окончании процесса образования в течение определенного времени не отработает по специальности в том или ином сельском или городском приходе, он не должен иметь возможность "самому распределяться". Если ты выбрал путь пастыря - становись им, если же ошибся - возврати средства, потраченные на твое образование в казну, пусть на эти средства учится достойный. Пока не будет решена эта проблема, не будет решена и проблема обеспечения отечественными, национальными кадрами. Поверьте, для того, чтобы торговать халяльным мясом или мусульманской атрибутикой, высшее образование не требуется.
Еще одна очень большая проблема - это огромное количество "иноземных" имамов. Не секрет, что они претендуют на должности и места. При этом нельзя сказать, что все до одного они являются ваххабитами, салафитами. Хвала Аллаху, среди этих ребят много и тех, кто, несмотря на многолетнее образование за границей, остался патриотом. Именно низкий уровень религиозного образования гнал этих ребят за пределы страны в поисках знаний. Поэтому все те, кто хочет работать в России в этой сфере, должны проходить строгую квалификационную комиссию, обязаны сдать экзамены по базовым мусульманским наукам. Для тех, кто получил образование по классической, мазхабной системе, не составит труда пройти эти комиссии и начать делиться своими знаниями с другими.
Кроме того, необходимо подкорректировать и "географию". Языковая практика должна проходить в дружественно настроенных или нейтральных арабских странах, а продолжение высшего образования, на мой взгляд, можно только продолжать странах многоконфессионального и многонационального характера.
Последние несколько лет в России пропагандируется "умеренный ислам" (особенно много о нем говорят активисты "научно-просветительского центра аль-Васатыйя"). Некоторые эксперты указывают, что это делается для прикрытия кувейтской формы салафизма. Вы разделяете их мнение?
В действительности, ислам - это религия золотой середины, срединная религия. Она не приемлет чрезмерных отклонений ни влево, ни вправо. Ислам в России всегда был срединным. Мусульмане России сами могут пропагандировать срединный ислам в том же самом Кувейте и не только там. Что касается Кувейта - то это чрезвычайно многовекторное мусульманское общество. Скажем, в системе Министерства вакуфов и по делам ислама Кувейта трудятся и последователи различных богословских школ (мазхабов) и откровенные ваххабиты.
Религиозная фразеология всегда использовалась определенными политическими кругами для достижения своих целей за пределами своих территорий. Считаю, что центры типа того же "аль-Васатыйя" в России должны самоопределиться и трансформироваться с кувейтского видения на российское. Повторюсь, России есть чем поделиться в этой сфере. Что касается какой-либо религиозной экспансии в России, то она просто неприемлема по определению.
Этот год для религиозных деятелей в России запомнился рядом кампаний против Русской православной церкви и ее священноначальников. Православие и ислам - это традиционные для России религиозные институты, в определенной степени - столпы государства. Кому выгодны их ослабление и дискредитация?
Идеологическая агрессия против России нарастает. В условиях отсутствия четко обозначенной государственной идеологии именно вера в Бога является тем, что цементирует общество. Русская Православная церковь - это то, что объединяет и окормляет русский народ, который является стержневым в семье народов России. Вот почему фигура Его святейшества патриарха Московского и всея Руси Кирилла стала объектом многочисленных атак электронных террористов и прочих богохульников. Вот почему пилят, валят, глумятся над символами церкви. Расшатать, разрушить, разобщить русский народ, внести сумятицу в его умы - это давний способ избавиться от мировой державы.
Одновременно идет прямая агрессия на институт муфтиев, богословов, имамов. Против них применяется и реальный и электронный терроризм. Попытки дискредитации духовных пастырей - это глубоко продуманная, целенаправленная политика наших врагов. Цель - разрушение единого государственного пространства. В вину духовенству в последнее время очень часто ставят вину взаимодействие с властью, государством. Власть же, по определению, является символом Божьего присутствия на Земле.
Иноземные аналитики понимают, что религиозные институты и государство в России, несмотря на тезис об отделении церкви от государства, неразрывно связаны друг с другом через общество, народ, носителей религиозной традиции. Задача врагов России - эту связь разбить, а наша в том, чтобы сохранить эту неразрывность. Только так мы спасем российское государство от развала.