ОКО ПЛАНЕТЫ > Статьи о политике > Белоруссия. К итогам года
Белоруссия. К итогам года24-12-2012, 11:01. Разместил: VP |
В политическом плане 2012 год прошел для Белоруссии спокойно, без политических баталий, без повторения попыток втянуть власть в стихию уличного бунта. Первую половину года прозападная оппозиция нудно обсуждала свои внутренние проблемы, вскрывшиеся после разгрома оппозиционных сил на президентских выборах 2010 года. Затем несколько месяцев выясняла, стоит или нет участвовать в кампании по выборам в парламент. После проведения парламентских выборов снова погрузилась в препирательства по вопросу - являлся ли неприход какой-то доли избирателей на участки для голосования следствием успеха тактики бойкота части оппозиции, либо это произошло по независимым от оппозиции причинам вследствие значительной политической апатии населения. События 2012 года ещё раз подтвердили, что у белорусской прозападной оппозиции с кадрами плоховато. Старая плеяда «борцов за демократию» вышла в тираж, а молодая поросль слишком молода и не имеет никакого политического опыта. В этот «год тишины» одним из наиболее ярких событий, которые с некоторой натяжкой можно отнести к политическим, стала летняя акция шведских авиалюбителей, получившая название «плюшевый десант». Организаторы этой провокации явно шли на скандал: либо белорусские военные должны были сбить шведский «кукурузник», либо они должны были его «проспать». Можно было бы, конечно, попробовать его и посадить, но расстояние на этом участке границы от Литвы до Беларуси очень невелико – всего около 150-170 километров. В результате того, что белорусские пограничники «проспали» плюшевых медвежат, были сняты со своих должностей несколько высших чинов белорусской армии, а оппозиция получила хороший повод заполнить на несколько месяцев информационное пространство обсуждением этой провокации. При всей театральности этого события «плюшевый десант» высветил проблему охраны воздушных рубежей Союзного государства на западном направлении. Ситуация вполне прозрачна – если границу в дневных условиях смог преодолеть легкомоторный самолет, то у малоразмерного и малозаметного беспилотника в ночных условиях с этим вообще проблем не возникнет, а вот что будет на его борту и куда он возьмет свой курс после пересечения белорусской границы – вопрос открытый... Еще одна провокационная инсценировка была связана с созданием белорусского «правительства в изгнании». Однако этот проект, поначалу довольно бурно раскручиваемый, во второй половине года был явно заморожен. Выборы в парламент были последним шансом прозападной оппозиции попытаться хоть как-то обострить ситуацию в стране, но, судя по всему, запал у оппозиции пропал. Выборы прошли спокойно и довольно вяло. Достаточно сказать о том, что активность кандидатов по продвижению своих избирательных программ была, как никогда, низкой. Белорусский ЦИК даже вынужден был за свои деньги печатать листовки кандидатов, т.к. многие кандидаты в депутаты решили вообще никакой агитации не вести. На этом фоне народ выборы не заметил и продолжал уезжать из страны. Так, за девять месяцев уходящего года, по официальным данным, численность работающих в Белоруссии сократилась приблизительно на 100 тысяч человек, большинство из которых уехали на заработки в Российскую Федерацию (всего в республике около 6 млн. человек, находящихся в трудоспособном возрасте, а, по оценкам экспертов, в РФ уже трудится от 800 тысяч до 1 млн. белорусских граждан). Не замечать данную тенденцию и не видеть ее политических последствий нельзя. Несмотря на достигнутую политическую стабилизацию и выход средней зарплаты по стране на уровень 450 долларов, люди продолжают уезжать в РФ на заработки. Ведь в конечном счёте 450 долларов средней зарплаты на человека многих проблем рядового белорусского гражданина так и не решили. Так же быстро, если не быстрее, росла стоимость услуг, продуктов питания и вещей широкого потребления. В результате нынешние 450 долларов по существу эквивалентны предыдущим 250-ти. При этом работающие как в республике, так и в России граждане Беларуси видят очень большой, иногда в разы, разрыв между уровнями своих зарплат и российских. Приведу только два примера. После покупки «Газпромом» «Белтрансгаза» зарплата белорусских газовиков увеличилась в три раза. Сейчас они пересаживаются на другую автомобильную технику и получают совершенно иной по качеству социальный пакет, который их ставит на один уровень с шахтерами Солигорска. Второй пример связан со строительством Белорусской АЭС. Белорусские строители получают приблизительно 700-800 долларов, в то время как работающие там же россияне - около 4500-4800 долларов. И это проблема. Проблема существенной разницы в оплате труда. Если не решить её своевременно экономическими средствами, она может стать политической проблемой. Тот факт, что в 2012 году белорусские власти достаточно уверенно и легко нейтрализовали угрозы и прозападной оппозиции внутри страны, и внешние угрозы, во многом стало результатом осознанного и системного включения белорусского руководства в осуществление проекта евразийской интеграции, в работу по повышению статуса Таможенного союза на международной арене. В мире это не могли не принять во внимание… Первые плоды выстраивания модели евразийской интеграции уже видны. Если, например, в 2009-2010 годах на согласование позиций между сторонами проекта Евразийского экономического союза уходила значительная часть усилий руководства стран «тройки», чиновников и обслуживающих эти процессы экспертов, то в 2011 году процессы согласования шли уже значительно легче, а в 2012 году - еще легче. Это означает, что между странами «тройки» (РФ, Белоруссия, Казахстан) возросло доверие, лучше стало понимание того, что ни одна из сторон не извлекает из процесса интеграции односторонних выгод. Да и прежние досадные конфликты между Москвой и Минском по газовой, нефтяной или пищевой проблематике в 2012 году значительно поутихли. Так что в целом главным политическим итогом 2012 года для Белоруссии стала заметная стабилизация, и это - несмотря на все по-разному интерпретируемые нюансы внутриполитической жизни и внешнеполитической обстановки вокруг республики.
Определяющая роль интеграционных процессов в стабилизации как политической жизни в Беларуси, так и её экономической сферы, проявляет себя еще более заметно. Стабильность экономического положения республики в 2012 году проявилась, во-первых, в стабильном курсе белорусского рубля, который оставался на протяжении всего 2012 года в запланированном Нацбанком коридоре 8000-9000 рублей за доллар. Во-вторых, в сохранении прошлогоднего уровня золотовалютных резервов (ЗВР), которые за истекший год, несмотря на выплаты госдолга, не опустились ниже 8 млрд. долларов, а под конец года даже немного подросли - до 8,2 млрд. долларов. В-третьих, в постепенном и плановом снижении уровня инфляции, которую, как уже сейчас видно, по итогам года удалось удержать в пределах 23-25%. Конечно, 20-25% инфляции в год – это многовато. Это серьезно тормозит кредитование производственного сектора и населения, а банки испытывают повышенную нагрузку по привлечению средств. Однако 20-25% инфляции несравненно лучше, чем 300-процентная инфляция, которая была в Белоруссии в 2011 году и которая вымыла оборотные средства предприятий и обесценила вклады населения в белорусской валюте. В 2013 году правительство надеется удержать инфляцию в 15-процентном коридоре, что уже совсем неплохо (хотя в два раза превышает уровень инфляции в этом году в России и в три раза уровень инфляции в Казахстане). Снижение инфляции, однако, привело к существенному падению темпов роста ВВП. Если ранее белорусский ВВП ежегодно прирастал на 8-10% (кроме 2011 года), то в 2012 году рост составил только 3,2%, или около 3 млрд. долларов. По объему привлеченных иностранных инвестиций (1,2 млрд. долларов) правительство к концу года вышло на заявленные прогнозные цифры. Вместе с тем власти республики ранее заявляли о том, что в этом году будет осуществлена и программа приватизации белорусских активов на сумму 2,5 млрд. долларов для получения осеннего транша в размере 400 млн. долларов из фонда ЕврАзЭС. Однако с середины лета правительство отказалось от предыдущих обещаний, а Россия не настаивала на дословном следовании белорусской стороной требований выделения траншей. В результате некоторое время назад 400 млн. долларов были республике предоставлены, а требования по приватизации активов перенесены на 2013 год. Еще одним важным параметром, позволяющим оценить общее состояние белорусской экономической системы, является торговое сальдо. После хорошей первой половины года, когда белорусское внешнеторговое сальдо было положительным, ситуация стала стремительно ухудшаться. С учетом выплаченных в российский бюджет вывозных таможенных пошлин на нефтепродукты общее сальдо внешней торговли товарами и услугами в августе составило минус 387 млн. долларов, в сентябре - минус 421 млн. долларов, в октябре – минус 427,7 млн. долларов. Цифры однозначно показывают прямую зависимость белорусского положительного торгового сальдо от объемов российской нефти, перерабатываемой на белорусских НПЗ, и объема выработанных из нее нефтепродуктов, идущих на экспорт, в том числе по серым схемам. Объем растет – сальдо становится положительным. Объем снижается – сальдо тут же уходит в минус. Из этих цифр становится понятным и стремление белорусских властей получить в следующем году из России не 21 млн. тонн нефти, как в 2012 году, а 23 млн. тонн нефти. Поскольку для внутренних белорусских нужд достаточно 6-8 млн. тонн, то около 13-15 млн. тонн нефти идет на экспорт и на выработку нефтепродуктов, тоже практически полностью уходящих в Европу. Конечно, если Россия пойдет на увеличение объемов поставляемой в республику нефти, это хорошо – торговое сальдо останется положительным; вместе с тем республиканскому руководству нельзя не думать о диверсификации экономики, чтобы иметь и другие источники стабильного пополнения бюджета. Понимание необходимости диверсификации источников энергии у белорусского руководства есть. Во-первых, начато строительство АЭС, которая позволит республике не только производить более дешевую и экологически чистую электроэнергию, но и приблизительно на 4 млрд. кубометров (т.е. сэкономить около 800 млн. долларов в нынешних для Беларуси ценах на газ) снизить потребление российского газа. Во-вторых, Белоруссия и «Газпром» намерены в течение 2013-2015 годов на 30% увеличить прокачку газа по белорусской территории и произвести модернизацию газотранспортной системы Белоруссии (стоимость работ по модернизации - 1 млрд. долларов); одновременно стоит вопрос о прокладке через территорию Беларуси второй ветки газопровода Ямал - Европа, в результате чего пропускная способность белорусского направления экспорта газа в Европу должна возрасти вдвое… Сегодня Беларусь играет роль первого промежуточного хаба по транспортировке российских энергоресурсов на европейский рынок. С учетом перехода стран Евросоюза к единой энергетической политике на основе «третьего энергопакета» значение такого хаба будет только возрастать, причём его услугами в полной мере смогут воспользоваться и другие участники Таможенного союза, в частности Казахстан, который давно ищет возможности получить доступ к белорусской нефтепроводной системе и НПЗ. Что касается белорусско-казахского сотрудничества, то за время, прошедшее с момента образования Таможенного союза, товарооборот Беларуси и Казахстана вырос в 2 раза, что сопоставимо с ростом оборота Беларуси и стран ЕС. Товарооборот Беларуси с Россией вырос на 30%. Экспорт белорусских машиностроительных гигантов, таких как МАЗ, МТЗ, вырос соответственно на 40% и 16%, БелАЗ обеспечен заказами на полтора года вперед. Присоединение к совместной работе по созданию Евразийского экономического союза дало мощный импульс белорусской нефтепереработке, а также позволило сохранить присутствие на российском рынке белорусских товаров, предпосылки к уходу которых с рынка РФ появились в 2009-2010 годах. Не менее важно и то, что по мере роста совокупного экономического потенциала стран-членов Евразийского союза он становится всё более привлекательным партнером и для других экономических центров мира, прежде всего Евросоюза и Китая. С точки зрения роста такой привлекательности трудно, например, переоценить значимость реализации проекта Северного морского пути. Всё более очевидно, что процессу интеграции стран постсоветского пространства нет альтернативы. Несмотря на возникновение естественных в таком процессе трудностей и нестыковок, единое экономическое пространство будущего Евразийского союза на глазах приобретает реальные очертания. Вернуться назад |