ОКО ПЛАНЕТЫ > Статьи о политике > У Европы «поехала крыша» ('The National Interest', США)

У Европы «поехала крыша» ('The National Interest', США)


10-12-2012, 16:07. Разместил: VP

Милтон Эзрати

 

Фото: EPA

 

Франция нуждается не в показных жестах, не в косметических изменениях, а в политике, которая станет альтернативой как расточительности прошлых времен, так и курсу, направленному исключительно на введение режима жесткой экономии

У Европы явно «поехала крыша», налицо симптомы биполярного аффективного расстройства. На саммитах европейские лидеры призывают все страны выступить единым фронтом и целенаправленно проводить в жизнь меры жесткой экономии, чтобы скорректировать бюджетные излишества прошлого. Затем, однако, многие из них, особенно президент Франции Франсуа Олланд, с ходу отвергают все вышеуказанные требования, похоже, демонстрируя решимость вернуться к прежней политике расточительности, которая и стала причиной сегодняшнего кризиса. По правде говоря, ни та, ни другая линия не выглядит способной коренным образом исправить ситуацию.

Путь, в основе которого лежат безудержные расходы, уже доказал свою несостоятельность. Такой вердикт недавно вынесли кредитно-рейтинговые агентства в ответ на стремление президента Олланда вернуться к старым порядкам. Курс, направленный на введение жесткой экономии, таит в себе опасность вхождения в порочный круг, ведь налогово-бюджетные ограничения могут привести к экономическому спаду, в результате которого дефицит увеличится и понадобятся новые ограничительные меры. Агония Греции и кризис в других странах ЕС ясно указывают на вероятность подобного исхода. Европа в целом, и Франция в частности, нуждаются в другом сочетании политических методов.

Последние новости наглядно демонстрируют бесплодность курса, основанного исключительно на мерах жесткой экономии. Еврозона еще глубже погрузилась в пучину рецессии. По данным Eurostat, статистического агентства ЕС, только в сентябре нынешнего года промышленное производство в регионе упало на 2,5%. Эта тенденция характерна для всех отраслей и стран, начиная от Германии, считающейся самой эффективной экономикой Европы, до Греции и Португалии, где данный показатель снизился на 4,4% и 12% соответственно. Объемы промышленного производства падают с конца прошлого года. Хотя уровень безработицы различается по странам весьма существенно, его процентная доля от численности трудоспособного населения везде выражается двузначной цифрой. Средний показатель по региону в целом достиг в сентябре 11,6%. Индексы деловой и потребительской уверенности в октябре сократились до самых низких значений за последние три года. Другие показатели деловой активности также продолжают снижаться.

Греция, безусловно, представляет собой наглядный пример того, куда может завести односторонняя политика жесткой экономии. Несмотря на все повышения налогов и сокращения расходов, применяемые с тех пор, как Афины запросили помощи, финансовое положение страны неуклонно ухудшается. Каждая подобная мера, похоже, погружает экономику страны еще глубже в яму кризиса - безработица ползет вверх, доходы населения и налоговые поступления снижаются, а рост уровня бедности ставит новые требования перед государственной системой социальных гарантий.

Недавно, когда уровень безработицы приблизился к 25%, Афинам пришлось ввести в действие новый виток мер жесткой экономии, чтобы получить помощь от еврозоны. В 2013 году министерство финансов планирует сократить расходы на 9,4 млрд. евро, что на 20% выше первоначально предлагаемой суммы, составлявшей 7,8 млрд. евро.

Дополнительные налогово-бюджетные ограничения диктуют необходимость скорректировать экономический прогноз на 2013 год. Изначально планируемая цифра снижения ВВП страны, прогнозируемая на уровне 3,8%, теперь возрастает до 4,5%. Несмотря на все бюджетные ограничения, дефицит в 2013 году, скорее всего, увеличится до 5,2% ВВП против ожидаемых 4,2%, а государственный долг достигнет 190% ВВП, а не 180%, как планировалось ранее.

Показные жесты

Противоположный полюс европейской глупости олицетворяет собой Франция. Президент Франсуа Олланд, построивший свою предвыборную платформу на отрицании мер жесткой экономии, предлагает экономический рост в качестве метода для снижения бюджетного дефицита. Согласно выдвинутым им целям, дефицит должен составить 4,5% ВВП в этом году и 3,0% ВВП в будущем году. Однако пока что его программа мало чем отличается от обычного курса, характерного для французской экономики.

Недавно предложенный президентом план повышения конкурентоспособности промышленности страны выглядит скорее мнимым, чем реальным средством. В его основе лежат весьма извилистые методы, имеющие целью переложить налоговую нагрузку с одних плеч на другие. Задача программы, недавно озвученной премьер-министром Жаном-Марком Эро (Jean-Marc Ayrault), заключается в том, чтобы остановить волну сокращения штатов путем смягчения налога с фонда заработной платы в течение трех лет. Париж утверждает, что такой подход позволит снизить затраты на оплату труда на 6%. Заткнуть брешь, образовавшуюся в статье доходов, правительство в основном надеется с помощью повышения налога на добавленную стоимость (НДС). Хотя эта косметическая мера, возможно, и поможет обуздать тенденцию к сокращению числа рабочих мест, она вряд ли способна оживить французскую экономику. Правительство просто перекладывает налоговую нагрузку с одних плеч на другие. Более того, оно сохраняет налог с фонда оплаты труда, а все послабления носят лишь временный характер.

Если это и является ответом Парижа на кризис, то неудивительно, что кредитно-рейтинговые агентства потеряли доверие к стране. Moody's Investor Service и Standard and Poor's лишили Францию высшего рейтинга на уровне ААА и подвергли методы управления, применяемые президентом Олландом, жесткой критике. «Сами по себе эти меры, - говорится в докладе агентства Moody's, посвященном недавним шагам правительства, - вряд ли выглядят достаточными для того, чтобы повысить конкурентоспособность экономики». Агентство не только снизило кредитный рейтинг Франции, но и поставило его под наблюдение, подав недвусмысленный сигнал инвесторам. Точно также поступило и Standard and Poor's.

Учитывая поверхностный характер усилий французского правительства, нет ничего странного в том, что рейтинг президента стремительно падает. На выборах Олланд получил 52% голосов, сегодня же опросы показывают, что граждане, поддерживающие главу государства, составляют лишь 41% населения, а 40% жителей страны недовольны его правлением. Он не может сдержать свои предвыборные обещания, касающиеся сохранения старых порядков, и не предлагает никаких перспективных мер взамен.

Настоящие реформы

При данных обстоятельствах Франция могла бы добиться большего, если бы последовала примеру Италии и других периферийных стран, находящихся в тисках финансового кризиса. Правительства этих государств, убедившиеся в том, что старые методы не работают, а меры, направленные исключительно на жесткую экономию, сами по себе не способны решить проблему, стали предпринимать шаги фундаментального характера, имеющие целью стимуляцию роста, сдерживая в то де время расходы бюджета. Они взяли на вооружение схему немецких реформ, осуществленных несколько лет назад канцлером Герхардом Шредером, встав на трудный путь радикального пересмотра прежних методов, которые мешали росту, лишая рынки труда гибкости.

Эти реформы смягчают правила в сферах найма и увольнения персонала, пенсионного обеспечения, продолжительности рабочего дня, заключения контрактов и коллективных договоров, которые в прошлом обусловили снижение производительности труда, так как отбирали у компаний возможность сохранять лучших работников и успешно бороться с превратностями экономических кризисов. Прогресс, которого добились эти страны, поразителен, особенно учитывая личную заинтересованность политиков в сохранении старых порядков на рынке труда. Мощным рычагом давления в этом плане стал финансовый кризис. В последнее время Италия дважды пыталась смягчить свое ограничительное трудовое законодательство - в 1999 и 2002 годах - однако оба раза политики, продвигающие такие реформы, пали от рук Красных бригад. На этот раз против предлагаемых изменений возражают даже не все профсоюзы. Испания также решила наперекор всему провести в жизнь похожие законы, а ее примеру последовали Португалия и даже Греция.

Трудовое законодательство - это не единственная область, требующая структурных реформ. Основываясь на результатах исследования Международного валютного фонда (МВФ), эти страны рассматривают вопрос о введении послаблений в сфере того, что МВФ именует «регулированием рынка избыточной продукции». Данный документ призван привлечь внимание к несовершенству правил в этой области, принятых на территории Евросоюза, и показать, как ограничения, накладываемые на дизайн продукции, местоположение и размеры предприятий, а также чрезмерное лицензирование, мешают эффективно использовать материальные ценности, финансовый капитал и трудовые ресурсы. Вывод МВФ о том, что доходы в странах, где меньше подобных запретов, на 5% выше доходов там, где такие ограничения в ходу, действительно впечатляют. В результате вышеуказанные государства сегодня активно обсуждают вопрос о проведении радикальных реформ в этой области.

Париж же, к сожалению, даже не говорит о возможности подобных изменений на рынке труда или в других сферах экономики. Недавно правительство отказалось рассматривать меры по смягчению ограничений, касающихся 35-часовой рабочей недели. Если бы французское руководство предложило что-то существенное и конкретное, как поступили Италия и Испания, это, возможно, и не повысило бы популярность Олланда, однако рейтинговые агентства, без сомнений, оценили бы такой шаг. Они, наверное, все равно бы понизили рейтинг Франции, но не стали бы ставить его в очередь на пересмотр в сторону дальнейшего снижения. Более того, такие меры позволили бы стране стимулировать рост, соблюдая при этом необходимую бюджетную дисциплину.

Франция нуждается не в показных жестах, не в косметических изменениях, а в политике, которая станет альтернативой как расточительности прошлых времен, так и курсу, направленному исключительно на введение режима жесткой экономии.

Милтон Эзрати - старший экономист и рыночный аналитик, работающий в инвестиционной компании Lord, Abbett & Co., а также филиале Центра по изучению человеческого капитала (Center for the Study of Human Capital) при Университете штата Нью-Йорк в городе Буффало. Его последняя книга «Тридцать завтрашних дней» (Thirty Tomorrows), посвященная проблемам демографии и глобализации, выйдет в следующем году в издательстве Thomas Dunne Books, подразделении компании St. Martin's Press. 


Вернуться назад