ОКО ПЛАНЕТЫ > Статьи о политике > В чем кроются корни «американской мечты»? В чем причина ненависти Запада.
В чем кроются корни «американской мечты»? В чем причина ненависти Запада.27-11-2012, 17:39. Разместил: VP |
В чем кроются корни «американской мечты»?
Данная статья возникла из комментария к статье на «ВиМе». О современной экономике без специальных терминов http://www.warandpeace.ru/ru/exclusive/view/74637/
В этой статье Аrtyom очень эмоционально и решительно призывал окончательно разделаться с «потреблядством», не щадя ни себя не врагов, чтобы добить негодяев до конца, а не как обычно, так и не добравшись до кощеевой иглы.
Меж тем наивность Аrtyomа вовсе не так уж и невинна, как может показаться. Наоборот, она очень опасна, так как показывает полное непонимание смысла нашей борьбы, логики противостояния русской православной цивилизации и цивилизации власти и денег Запада. Непонимание смысла, за что мы боремся. Ведь наш цивилизационный спор намного более серьезен, чем с какой стороны разбивать яйцо: с тупого или острого конца. Наш спор – о смысле жизни. Мы его видим в Боге и семье, в любви. Запад – во власти и в удовольствии.
А в такой постановке вопроса призыв «надрать задницы негодяям» очевидно неверен. Ибо может принадлежать только человеку, внутренне исповедующему все ту же идеологию Запада, даже не подозревающему, что существует и альтернатива.
Мой комментарий был таким:
"Моя сила в немощи". (Иисус Христос). Вся Ваша так яростно заклейменная идеология потреблятства родилась из католического тезиса приемлемости силы в благих целях. Затем оно трансформировалось во времена Реформации и Просвещения в почитание труда и Разума, вместо Бога. А затем благодая Ницше "Боги умерли" и весь смысл жизни отождествлен с волей к власти. Современная американская мечта справедливо выбрасывает силу и разум на помойку (учиться и трудиться тяжело, этим пусть занимаются лузеры и рабы), а мы будем наслаждаться властью и потреблением.
Отрицая только последний пазл, Вы запускаете историю по кругу. Это глупо. Либо примите Бога, либо уж не гневите дьявола с его потреблядством. Разве плохо быть богатым и здоровым?
Теперь развернем тезис как следует, восстановим пропущенные в целях краткости логические связки. Ведь тема того действительно заслуживает: в чем кроются корни современной американской мечты? Что из себя представляет система ценностей нашего идеологического противника? В чем страшная буржуинская тайна?
Вся современная система ценностей Запада берет начала в идеологии Карла Великого, успешно боровшегося с натиском древних варваров, говоривших на языках, очень близких к древнеславянскому, имевших сходный уклад, традиции и даже апостольскую христианскую веру, как впрочем, и общие гаплогруппы ДНК.
Этот натиск, именуемый «дранг нах остен», предполагал разделение единой европейской семьи народов, на отдельные национальности, постоянно враждующие друг с другом. После чего Европа уже перманентно находилась в состоянии междуусобной войны и войны с соседями. Полную культурную ассимиляцию населения, предполагающую его латинизацию, замену исконного национального языка на некое латинизированное наречие, каковыми являются все современные европейские языки. Замену местных развитых христианских общин на пришлых папских наместников. Все указанное делалось либо насилием, либо обманом, а чаще и тем и другим одновременно.
Но вычленим отсюда идеологический аспект. Его суть заключается в иезуитском тезисе: цель оправдывает средства. Т.е. вся указанная экспансия проводилась под знаменем Иисуса Христа, ради него велись крестовые походы, сжигались ведьмы и ученые, преследовались «варвары» и «язычники», все прегрешение которых сводилось к не желанию отказываться от традиций, появившихся ещё со времен первых апостолов и признавать папский протекторат. В том числе и торговать индульгенциями и забронированными ложами в Раю.
Таким образом, изначально благая цель проповедования имени Иисуса Христа была извращена католиками до полного самоотрицания и очевидного непотребства. Напомню, исходным тезисом являлась, казалось бы невинная ересь: приемлемость обмана и насилия ради такого бесспорного блага, как проповедь учения Иисуса Христа.
Прежде, чем двигаться дальше, следует сделать ещё оговорку. Мало кто понимает смысл слов Иисуса Христа: «моя сила в немощи». Что это значит?
Это значит, что Иисус Христос имел предостаточно силы, чтобы проповедовать свое слово насилием. Ему ничего не стоило явить свою мощь всему миру и создать единое царство, общество благополучия и процветания. В котором любое преступление немедленно раскрывалось бы тотальным контролем и умением читать мысли как самим Христом, так и его апостолами.
Но он предпочел висеть на кресте.
И это важнейший пример нам: даже он, при всей его мудрости, знании, силе и проницательности не смог бы править нами. Точнее исправить нас.
И это посыл всем будущим философам и мечтателям об обществе будущего: путь к нему идет через крест, а не через фанфары военных побед или чудес мирного строительства. Сила, будущее и сама жизнь – в отказе от власти, в немощи. А воля к власти или мощи Ницше тождественна воле к смерти.
И первое отступление от принципа Иисуса Христа заключалось в иезуитской неразборчивости в средствах достижения целей.
В пользу этого отступления следует сказать то, что его преемники оказались много гаже и недолговечнее. Все-таки католичество продержалось в качестве доминирующей идеологии Запада в течение тысячи лет. Но за это время оно настолько разложилось, настолько было скомпрометировано и обезображено зверствами инквизиции, что новорожденное идеологическое непотребство на его фоне казалось прекрасным откровением.
Таковыми были Реформация и Просвещение, которые породили лютеранство, кальвинизм, протестантизм и англиканство. В отличие от католиков, новые ереси не вмешивались в науку и большую политику, не ловили ведьм и не проповедовали слово Божие дикарям на латинском языке. Они вообще слегка отодвинули Бога на почетное, но второстепенное место в жизни человека, на первое место выставив личное развитие: аскетизм (пуританство), тяжелый труд и материальное обогащение.
Однако, идеологические ценности пуританства и труда оказались ещё менее долговечными, чем ценности католичества, их доминирование насчитывает от силы 200 лет. Отказ же от аскетизма и, одновременно, ещё большее устранение из повседневных ценностей понятия о Боге привело к вольтерианству и целой плеяде безбожников-публицистов знаковым завершением которых является Ф.Ницше.
Причем опять-таки, на фоне завравшегося и внутренне разложившегося протестантизма и католичества, учение Ницше казалось выигрышным. Ведь его суть заключается в том, что человек не нуждается в откровениях свыше, чтобы быть моральным и сильным, для этого вполне достаточно Разума и внутренней силы человеческого духа. Силы, способной из человека сделать полноценного Бога вне морали, добра и зла – сверхчеловека.
Мы, знающие, какое дерьмо вылупилось из этой теории, должны понимать так же, что в свое время она казалась столь же восхитительной, как и некогда идеи Кальвина и Лютера Кинга.
Но и эта идеология оказалась столь же недолговечной. Ибо самосовершенствование, движение к сверхчеловеку требует усилий над собой, труда и учебы. Поэтому пламенный призыв Ницше движения к сверхчеловеку победила вполне заурядная лень.
Так на современную идеологическую доктрину Запада впервые выполз лозунг «американской мечты». Мечты аморфной и инфантильной, где каждому позволено мечтать о чем угодно, не сообразуясь ни с какими рамками дозволенного и нравственного.
Мечты быть здоровыми и богатыми. Мечты развлекаться и «потреблять», а не работать.
Ведь любая другая доктрина предполагает труд и духовное самосовершенствование, что означает определенное самоограничение, аскетизм. Тогда как американская мечта выбрасывает все ценности Разума, Силы и даже красоты на помойку. Ограничиваясь только приятным и необременительным: чистой анонимной властью и потреблением, что обеспечивают деньги.
Поэтому борясь с этой доктриной, нужно не только высмеивать её ограниченность и безответственность, глубинный инфантилизм её ключевой посылки, но и понимать, что она целиком выросла из древней иезуитской логики «цель оправдывает средства». И что призыв «надрать задницы каким-то негодяям» некогда использовался организаторами крестовых походов, прямыми прадедушками современных американских идеологов.
В чем причина ненависти Запада.
Данная статья является продолжением «В чем кроются корни «американской мечты»?», в которой была рассмотрена эволюция западной идеологической доктрины от иезуитского тезиса «власть оправдывает средства» к инфантильному представлению о процветании и счастье, как об обществе материального благополучия и моральной терпимости, известному как «американская мечта».
Здесь пойдет речь о причинах гипертрофированной жадности, скупости и жестокости, неутолимой ненависти Запада ко всему альтернативному. Ненависти, доходящей до безумия, совершенно нерациональной, прямо мешающей распространению западной же цивилизации, более того, угрожающей её существованию.
Отметим, что на земле не существовало (по крайней мере, в историческом периоде) цивилизаций, настолько подвергнутым заражению чувством патологической жажды, алчности, вещизма и корыстолюбия. Ни во времена фараонов, ни во времена расцвета Месопотамии или Китая, ни в доколумбовых Америках, даже в античные времена Греции и Рима не было такой всепоглощающей, безумной страсти к материальным благам.
Даже если опустить сакральное или статусное значение материальных благ в те эпохи, то даже для самых отъявленных тиранов и безбожников того времени блага оставались всего лишь благами, приятным развлечением или усладой (как, например, с точки зрения эпикурейцев и сибаритов), но никак не смыслом жизни. Целью, ради которой можно идти на преступления и терпеть все мыслимые лишения. Нередко одного только ради осознания самого факта обладания богатством, если применить его для удовольствия и наслаждения оказывалось невозможным.
В доказательство тезиса приведу многочисленные истории американских богатеев, начиная с классического Скруджа Макдака, которым богатство необходимо исключительно в силу нерациональной, патологической, болезненной страсти к стяжанию, ничего не имеющей общего с античными представлениями об удовольствии эпикурейцев и сибаритов.
Исследования показывают: каждый четвертый американский миллионер носит ботинки не дороже 100$, каждый десятый заплатил за свой костюм не более 200$. Лишь половина миллионеров согласны купить часы дороже 240 долларов, и только каждый третий богач ездит на машине, которой еще нет 3 лет. Среди самых богатых людей есть и такие, кто не кичится своим состоянием, и довольствуется в повседневной жизни вещами, доступными для большинства. Их считают чудаками. Однако история знает примеры, когда жадность и любовь экономить на всем среди миллионеров носила параноидальный характер.
Одной из самых больших скряг в мире была Генриетта Хоуленд Грин - американская финансистка 20-го века. Женщина, оставившая после своей смерти в 1916 году более ста миллионов долларов (примерно 20 миллиардов, в пересчете на сегодняшние деньги), подогревала овсянку на батарее, потому что считала, что пользоваться плитой дорого. Почти всю жизнь она провела в самых дешевых съемных квартирах, владея целыми кварталами в Чикаго. А однажды потратила целую ночь на поиски почтовой марки за 2 цента.
Но самым ужасным примером "бережливости" стал другой случай: ее сыну ампутировали ногу из-за того, что Генриетта три дня искала бесплатную больницу. В возрасте 82 лет миллионершу хватил удар, когда она узнала, что кухарка "переплатила" за бутылку молока.
Нефтяной король Джон Пол Гетти, который 30 лет назад со своими 4 миллиардами долларов считался самым богатым человеком на свете, экономил на всем. Например, на своей вилле он установил таксофоны для гостей, чтобы не платить за их разговоры. Когда в 1973 году похитили его внука Джона, дедушка отказался выплачивать выкуп в 17 миллионов. Сжалился он только тогда, когда ему прислали конверт с отрезанным кусочком уха Джона. Но даже тут Гетти сэкономил. Он отдал лишь 2,7 млн долларов.
Второй в списке "Форбса" богач - американский финансист Уоррен Баффет (состояние - 44 миллиарда долларов) - по Уолл-стрит разъезжает на непрестижной в его кругу и далеко не новой машине Lincoln Towncar с номерным знаком THRIFTY, что означает "бережливый". Да и малогабаритную квартирку, купленную еще 40 лет назад всего лишь за 30 тысяч долларов, менять пока не спешит. Баффет непритязателен в жизни, избегает предметов роскоши, за исключением только частного самолета. К примеру, питается он в сети быстрого питания, которая нравится ему настолько, что он ее купил.
На старенькой Morris Minor долгое время ездил богатый скандинав - основатель компании по производству упаковочных материалов Tetra Pak Ханс Раусинг. Однако пару лет назад миллиардер (состояние свыше 8 млрд. долларов) решил сменить авто. И приобрел... 12-летнюю российскую "Ниву". Кстати, Раусинг прославился еще и тем, что всегда жестко торгуется в магазинах.
Свою первую крону основатель компании IKEA и самый богатый швед Ингвар Кампрад (его состояние оценивается в 28 миллиардов долларов) начал в начальных классах школы. Закупая оптом карандаши и ластики, будущий мебельный магнат продавал их втридорога одноклассникам. А деньги копил. Он известен тем, что даже сейчас питается в дешевых ресторанах, летает эконом-классом, ездит на автобусе и останавливается в трехзвездочных гостиницах. А отпуск проводит с удочкой на берегу какой-нибудь речушки в родной Швеции. От своих подчиненных Ингвар требует использовать обе стороны листа бумаги. Вся мебель в его доме из магазина IKEA, за исключением "старого кресла и прекрасных стоячих часов". Более того, Ингвар 32 года пользуется одним и тем же креслом: "Я пользуюсь им 32 года. Жена считает, что мне нужно новое, потому что материал загрязнился. Но в остальном оно не хуже нового".
Основатель одного из самых популярных интернет-поисковиков Google, наш бывший соотечественник, а ныне гражданин США Сергей Брин, заработал около 11 миллиардов долларов. Но живет в небольшой трехкомнатной квартире, сидит за рулем недорогой "Тойоты". И это при том, что Google получает деньги за каждый заход на рекламную ссылку. У "неправильного миллиардера" нет ни яхт, ни вилл. У него даже нет спортивного супер-автомобиля. По слухам, Сергей ездит на "Приусе", неброской, но экологически продвинутой Toyota, работающей не только на бензине, но и на электричестве. На работу, как и многие другие директора Google, он нередко ездит на роликах, а во время перерывов играет на автостоянке в роликовый хоккей. Говорят, он еще частенько посещает многочисленные русские рестораны Сан-Франциско, в частности, "Катину чайную".
Жадные звезды
Миллионные доходы не мешают некоторым звездам шоу-бизнеса быть весьма осторожными во всем, что касается повседневных расходов.
Так, прекрасную половину звездной пары Бекхэмов, в прошлом солистку поп-группы Spice Girls Викторию Бекхэм, не раз видели в трамвае, направлявшемся в сторону стадиона в Манчестере, где тогда играл ее муж. Известно, что госпожа Бекхэм, личное состояние которой составляет $18 млн., питает слабость к дешевому немецкому вину Blue Nun, которое она регулярно покупает в местном супермаркете, а повседневную одежду приобретает не у Christian Dior или Versace, а в дисконтном магазине Matalan и считает своим любимым магазином одежды далеко не самый фешенебельный Top Shop.
Известный кинорежиссер Майкл Уиннер, которому успешная коммерческая деятельность принесла $72 млн., иногда позволяет себе бутылку вина за $6 тыс., что не мешает ему несколько раз использовать старые почтовые конверты и резать пополам тюбики с зубной пастой, чтобы не пропало ни капли ценного продукта.
Звезда эстрады Мадонна, заработавшая за свою блистательную карьеру $150 млн., тоже привыкла считать каждую копейку. Она регулярно проверяет телефонные счета, приходящие в ее особняк в Кенсингтоне, и вычитает из зарплаты прислуги плату за телефонные разговоры.
Несколько лет назад британского миллионера Николаса фон Хоогстратена (состояние около 800 миллионов долларов) посадили на десять лет за убийство компаньона. А полицейские, делавшие в доме Хоогстратена обыск, рассказали газетчикам о необычной находке. На кухне богача обнаружили залежи использованных пакетиков чая. Он их высушивал, а затем заваривал чай по новой. Через год, правда, миллионера выпустили. Однако мнение о нем как о жутком скупердяе если и изменится, то не скоро.
Причем подобными историями удивить трудно, я привел первую попавшуюся в поисковике. Иными словами, богатство и наслаждение, казалось бы синонимы, неразрывно связанное единое целое в современном мире разошлись в разные стороны… Стоит ли удивляться в той неугасимой ненависти, человеконенавистничестве, которым просто изобилует Запад?
Но здесь мы слегка забежали вперед. Уместно вспомнить и исторические примеры, показывающие, что современные олигархи плоть от плоти богачей времен Новой Истории, буржуазных революций и географических открытий.
Здесь нам могут помочь классики: Джек Лондон, Марк Твен, Теодор Драйзер, О’Генри.
Так, даже ребенок в чисто детском развлекательном произведении «Том Сойер» не просто проказничает, но ловко «разводит» своих друзей в эпизоде с покраской забора, борется с самыми настоящими индейцами, причем центральное место в книге занимает поиск клада, после удачного нахождения которого самая красивая девочка школы достается ему как переходящий приз.
Т.е. даже в детском произведении отчетливо проглядывается страсть к богатству, страсть бессмысленная и нерациональная, ну зачем нормальному ребенку золото и бриллианты?
Для иллюстрации психологии взрослого уместнее всего привести фразу «Боливар не вынесет двоих» из чудного рассказа О’Генри, причем эта логика оказалась одинаково эффективна как в техасской степи, так и в роскошном бизнес-офисе его героя.
И, наконец, замечательное наблюдение североамериканских индейцев о своих поработителях:
Когда будет срублено последнее дерево, когда будет отравлена последняя река, когда будет поймана последняя птица, — только тогда вы поймете, что деньги нельзя есть.
Итак, приведенных фактов, думаю достаточно, чтобы подтвердить исходный тезис об абсолютной нерациональности, неадекватности и патологической гипертрофированности тяги западного общества к богатству.
В чем же причина этого извращения, перверсии, если использовать терминологию З.Фрейда?
Обратимся к истории болезни.
Как уже отмечалось, вся западная идеологическая доктрина выросла из иезуитского тезиса, оправдывающего насилие, обман и подкуп в благих целях. В современном, наиболее благозвучном варианте это звучит так: «нельзя приготовить яичницу, не разбив яиц». В нем отчетливо слышится презрение к христианским ханжам и белоручкам, стесняющимся запачкаться в тяжком деле служения Господу.
Но обратим внимание: благодаря этому, казалось, незначительному отступлению от христианских норм, христианская любовь и тяга к знаниям превратились в свою полную противоположность: иезуитскую нетерпимость, жестокость и ненависть к язычникам, мракобесие и догматизм, когда научная мысль преследовалась, а Слово Божие доносилось язычникам на давно мертвом латинском языке.
Рассмотрим теперь основные ценности протестантизма и пуританства, которые и должны, по логике событий, быть заложены в идеологическую доктрину Запада со времен Реформации. Это – труд, аскетизм, личная скромность и бережливость.
Соответственно по аналогии с тем, как католичество обратилось в свою противоположность, аналогичное перевоплощение должно ожидать и протестантское общество.
Если же говорить терминологией психологии, то все четко по Фрейду: длительное время подавляемое, сублимирумое, неудовлетворенное желание породило самый настоящий невроз, шизофрению, психическую неполноценность.
Которые проявляются то в непреодолимом страхе бедности, в результате чего пациенты начинают впадать в приступы самой необузданной экономии, неведомой даже настоящим нищим, либо в приступы беспричинной жестокости, единственной причиной которой является их неспособность вкусить плодов трудов своих, получить наслаждение от своего общественного статуса и богатства.
Разумеется, клинические формы подобного заболевания встречаются относительно не часто. Больше того, они в значительной мере у большинства относительно небогатого населения сглажены последней «мягкой» версией идеологии «американской мечты», т.е. стяжательство и аскетизм все более заменяются на потребление и инфантилизм, что значительно снижает уровень напряжения в обществе, создавая при этом уже другие проблемы.
Но в рамках данного вопроса следует подчеркнуть: корни патологической, безрассудной жадности и ненависти Запада кроются в неудовлетворенных, подавляемых желаниях пуританства и протестантской этики.
Больше того, обращение пуританского аскетизма и трудолюбия в общество тотального паразитизма и потребления является таким же неизбежным и логическим следствием, как некогда превращение иезуитской проповеди Христа огнем и мечом в средневековое мракобесие и инквизицию.
P.S. Увы, наиболее жестокие и последовательные безбожники и атеисты получаются из бывших монахов, а враги – из друзей.
Вернуться назад |