В то время как мир продвигается по пути трансформации в «информационное общество», в столкновении с «информационной атакой» из-за резко возросшей скорости в производстве, распределении информации и доступе к ней, возникает определенное замешательство. Замечаем ли мы эти изменения, происходящие со столь головокружительной скоростью? Какие шаги следует предпринять, чтобы превратить изменения в преимущества для общества? Насколько мы замечаем риски технологического роста, когда испытываем удовольствие от пользования его благами?
Эта тема настолько широка, что вопрос и варианты ответов могут поместиться на многих страницах. В этой связи необходимо обратить внимание на социальные измерения вопроса, которые были выявлены Исследовательской комиссией Великого национального собрания Турции, стремящейся объединить накопленный в нашей стране опыт по вопросу информации и интернета. Информация - для человека, и основной элемент информации - человек. Следовательно, инновации в информационно-коммуникационных технологиях с различных сторон воздействуют практически на каждую сферу жизни человека и на все группы общества. С одной стороны, благодаря информационным технологиям, дело, которое ранее отнимало месяцы, теперь может быть выполнено за несколько секунд, с другой – в этом процессе мы столкнулись с небывалыми ранее проблемами в социальной сфере.
Необходимо обратить внимание на следующий момент: когда вы начинаете говорить о негативном воздействии информационных технологий (и особенно - интернета) на жизнь детей, молодежи и семьи, кто-то обязательно стремится заставить вас замолчать, обвиняя в намерении ограничить свободы. Необходимо, чтобы наш народ грамотно различал такого рода подходы, которые нацелены на подрыв общественных ценностей и культуры сосуществования. Конечно, если вы проводите исследование на какую-либо тему, необходимо принимать во внимание ее положительные и отрицательные стороны, а также ее возможности и угрозы. Так и процесс, в рамках которого мы движемся к «информационному обществу», наряду с предоставляемыми им удивительными возможностями, скрывает непоправимые риски, способные привести к крупным разрушениям. Наша цель состоит в том, чтобы всеобъемлющим образом проанализировать трансформационный процесс и активными мерами обратить скрытые риски и угрозы данного процесса в возможности и преимущества и наиболее благоприятным образом воспользоваться ими.
Когда в обществе удается создать среду, в которой члены семьи, индивиды способны естественным образом устанавливать близкие и искренние отношения друг с другом, свободно делиться своими особыми проблемами и вместе искать пути их решения, тогда в полной мере возможно выполнение таких функций, как обеспечение солидарности, психологического спокойствия и социализации. Сознательное применение средств информационных технологий влечет за собой позитивные последствия, в частности - получение информации и удовлетворение нужд коммуникации. Бессознательное применение способно превратиться в фактор, негативно сказывающийся на межличностных и семейных отношениях. Чрезмерное применение некоторых мобильных средств коммуникации ведет к существенной потере времени, которое члены семьи могли бы посвятить друг другу, что часто становится причиной увеличения проблем внутри семьи и неспособности с ними справиться.
Особые тревоги вызывает физическое воздействие мобильных телефонов и беспроводных средств коммуникации, которому подвергаются как дети, так и взрослые. Жизненно важное значение приобретает анализ всевозможного влияния устройств, доведение до сведения общественности его результатов и сознательное применение подобных технических средств, которые становятся неотъемлемой частью нашей повседневной жизни. Вследствие особенностей процесса технологического развития наибольшее воздействие информации и интернета испытывают на себе наши дети и молодежь. Важнейшие риски интернета включают доверие в интернет-пространстве наших детей незнакомым, предоставление им сведений о себе и семье, их легкая вера в обещания противоположной стороны. Чтобы защитить наших детей от подобного воздействия, им необходимо уделять достаточное количество времени, укреплять связи и общение внутри семьи и служить примером сознательного применения новых технологий. Вместе с тем необходимо задуматься о глубокой мудрости высказывания Пророка: «Воспитывайте ваших детей, исходя не из той эпохи, в которой живете вы, а той, в которой будут жить они». В этой связи необходимо открыть глаза на возможности и трудности мира, в котором мы живем. Мы не должны забывать, что для человека важно не средство само по себе, а форма его применения и вклад в достижение жизненных целей.
Как интернет влияет на детей?
Проведенные исследования показывают, что интернет может стать причиной таких физических проблем, как нарушение питания и режима сна, заболевание костно-мышечной системы, ограничение физической активности, а также ряда психологических и невралгических трудностей: недостаток внимательности, депрессия, социальная фобия, аутентизм. Образцы поведения, приносящие вред в технической или коммуникационной форме и направленные против индивида, группы, физического или юридического лица при использовании информационно-коммуникационных технологий, в целом определяются как «кибер-насилие» и обладают высоким потенциалом негативного воздействия, прежде всего, на наших детей. Одной из широко распространенных наблюдаемых в интернет-пространстве проблем является доверие несовершеннолетних детей незнакомым, установление с ними дружеских связей через интернет и легкая вера в предоставленные обещания.
В сущности, многими полезными свойствами обладают компьютерные игры, которые развивают такие качества ребенка, как системность, креативность, воображение, понимание прекрасного, умение соревноваться, высокая внутренняя мотивация. Однако невозможность сохранить баланс времени, посвящаемого компьютерным играм, может привести личность к зависимости. Как показывает практика, это в первую очередь касается игр, содержащих насилие, которые, оказывая чрезвычайное воздействие на детей и молодежь, приводят к психическим разрушениям личности и могут превратиться в одержимость. А это в свою очередь негативно отражается на коммуникации и восприятии. Проводя большую часть своего времени за компьютером и играми, содержащими насилие, учащийся начальной школы, у которого на данном этапе происходит развитие абстрактного мышления, испытывает затруднения в определении понятий «счастье», «свобода», «справедливость». С такой группой детей с проблемами восприятия сложно построить коммуникацию преподавателям, семьям и даже психологам. Согласно результатам крупномасштабного исследования, проведенного в 2010 году в 25-ти странах Европы среди пользующихся интернетом детей в возрасте от 9 до 16 лет, были установлены следующие риски виртуальной среды: порнография, насилие, построение коммуникации с незнакомыми людьми, реальные встречи с людьми, с которыми произошло виртуальное знакомство, потенциально вредное содержание ряда материалов, использование личных данных…
По предотвращению негативных последствий применения информационно-коммуникационных технологий необходимо проводить совместную работу в сотрудничестве со всеми государственными институтами, предпринимательской средой и некоммерческими организациями. Требуется выработка соответствующих проектов и создания центров, обеспечивающих необходимую для общества информацию и его осведомленность. Содержание интернета должно быть «рациональным» путем классифицировано и образовательным путем закреплено в общественном сознании. В этой связи для возникновения в обществе понятия «безопасное пользование интернетом» немаловажное значение будет иметь проведение кампаний по эффективному воспитанию сознательности общества, которые охватят как традиционные, так и новые СМИ. Аналогичные кампании уже продемонстрировали свою состоятельность во многих странах Европы и достигли своих целей. Вместе с тем необходимо содействие развитию услуг, нацеленных на обеспечение позитивного виртуального содержания для детей. В связи с этим возникла необходимость создания в интернете закрытой среды для детей, специальных сайтов, в частности поисковых, которые содержали бы соответствующий детскому возрасту контент. Прежде всего, всем государственным институтам и организациям необходимо в согласованной форме предоставить необходимые для детей услуги, и особое значение в этом отношении приобретает лидирующая роль общества.
Одним из средств борьбы против воспринимаемого как помеха и вред содержания в интернет-среде является создание линии оповещения и консультаций. Несмотря на то, что в нашей стране уже существует линия оповещения (www.ihbarweb.org.tr), по-прежнему не создана линия консультаций. В этой области важной услугой для семей является «Безопасный интернет». Данная услуга позволяет создать профиль ребенка и семьи, связанный с пользовательскими предпочтениями, внести в профиль изменения или удалить его. Кроме того, это услуга, предоставляется бесплатно всеми интернет-провайдерами. Как отмечалось, эти вопросы в более масштабной форме были проанализированы депутатами и экспертами и сформулированы в виде предложений и рекомендаций в свете мировых практик. Результаты этой работы нашли отражение в отчете Комиссии исследования информационных технологий и интернета Великого национального собрания Турции. Мы выражаем надежду, что наши оценки и рекомендации, предложенные в отчете, позволят в наибольшей мере воспользоваться возможностями информационных технологий и избежать подстерегающих на каждом шагу рисков.
Автор - глава Комиссии исследования информационных технологий и интернета Великого национального собрания Турции
Оригинал публикации: Bilişim ve internet araçları, bizi nasıl bir geleceğe hazırlıyor?