Геополитическая реальность вокруг нас стала слишком уж взрывоопасной
Рауф Миркадыров
Открытие аэропорта в Нагорном Карабахе может вызвать напряженность между сторонами нагорно-карабахского конфликта. Об этом заявил российский сопредседатель Минской группы ОБСЕ по урегулированию карабахского конфликта Игорь Попов по итогам встречи с Бако Саакяном в Нагорном Карабахе.
Пресс-секретарь Саакяна, Давид Бабаян, сообщил, что с сопредседателями было обсуждено наряду с другими и предложение исключить перестрелки на передовой хотя бы по праздничным дням: Новый год, День защиты детей, Новруз байрам и проч.
В свою очередь американский сопредседатель Роберт Брадтке сообщил, что заверил Бако Саакяна, что в ходе второго президентского срока Барака Обамы США приложат «настойчивые усилия для ощутимого прогресса в деле мирного решения карабахского вопроса».
Правящие элиты не готовы к миру
Практически никто не ожидает каких-либо серьезных результатов от очередного визита сопредседателей в регион конфликта. Очередной визит сопредседателей Минской группы ОБСЕ не внесет ощутимых изменений в процесс урегулирования нагорно-карабахского конфликта. Об этом в интервью корреспонденту ИА Regnum заявил заведующий отделом Кавказа Института стран СНГ Феликс Станевский, выразив сомнение, что кто-то может думать иначе.
Отвечая на вопрос о том, какое развитие событий может привести к появлению перспектив продвижения в процессе урегулирования нагорно-карабахского конфликта, эксперт поставил во главу угла смену общественного мнения в Армении и Азербайджане. «Пока существует конфликт между общественными мнениями, армянским и азербайджанским, вопроса не решить. Причем я имею в виду всех армян и всех азербайджанцев, в том числе проживающих за пределами своих стран», – заметил политолог, подчеркнув, что на данный момент общественные мнения с обеих сторон не созрели.
Не думаю, что проблема заключается в реакции обществ на тот или иной вариант урегулирования. По большому счету, Азербайджан и Армения не из той категории стран, где общественное мнение может играть решающую роль. Ведь фальсифицируя выборы и выставляя на аукцион депутатские мандаты, в Азербайджане вряд ли особо беспокоятся или беспокоились о реакции общества. Точно так же поступили и армянские власти, когда расстреляли акции протеста во время поствыборных событий 1-2 марта 2008 года. Вряд ли тут было получено благословение обществ на подобные действия как в Армении, так и Азербайджане.
Кроме того, практически все средства массовой информации, особенно электронные, которые играют ведущую роль в формировании общественного мнения, сегодня контролируются властями, притом как в Азербайджане, так и Армении. Армянские коллеги могут мне возразить, что лидер партии «Процветающая Армения», миллионер Гагик Царукян, который после парламентских выборов нынешнего года покинул правящую коалицию, но и не объявил себя оппозицией, владеет целым медиахолдингом. Все верно. Но дело в том, что сам Г.Царукян является частью правящей олигархической элиты.
Таким образом, если бы внутри самих правящих олигархических элит как в Армении, так и Азербайджане существовали единый подход к решению данного вопроса и политическая воля договориться с противоположной стороной, можно было бы очень быстро урегулировать конфликт. Монопольно контролируя все медиапространство, убедить общество в том, что подписанное мирное соглашение является «нашей» победой и «поражением противника», не составило бы особого труда. По большому счету, в подобных случаях перед лицом демонстрации единства политической элиты и необратимости процесса общества сами рады быть обманутыми. Ведь намного проще жить и радоваться жизни, чувствуя себя победителем, а не побежденным. Именно это явление наблюдается в секторе Газа и Израиле после заключения договоренности о прекращении огня. Обе стороны празднуют победу.
Вывод один: или правящие элиты сами не готовы к урегулированию конфликта, или они по каким-то причинам не могут позволить себе такой «роскоши». Скорее всего, и то, и другое. Да, не готовы. Ведь они сразу лишаются цельной системы идеологического обоснования манипуляции общественным мнением, позволяющим оставаться во власти. Идеологическим обоснованием отсутствия либерально-демократических реформ, притом во всех сферах, является внешняя угроза, связанная с карабахским конфликтом. Любое инакомыслие, любая оппозиционность, как правило, объявляются содействием «враждебным силам». Демократические реформы, в том числе децентрализация, усиление влияния других ветвей власти, в том числе и законодательной, и местной, откладываются также из-за этой внешней угрозы – состояние необъявленной войны требует максимальной централизации власти. Притом в этом наши элиты очень похожи.
Например, в заявлении партии «Оринац еркир», входящей в правящую коалицию, утверждается, что инициатива «Процветающей Армении» о переходе на парламентскую систему правления в Армении, не созвучна с ее политическим курсом, а также неприемлема в сегодняшних сложных геополитических условиях.
«Неурегулированный нагорно-карабахский конфликт, нестабильное региональное развитие, неурегулированные армяно-турецкие отношения требуют наличия сильной, централизованной и демократичной власти», – говорится в сообщении политсовета партии.
Парадокс заключается в том, что Израилю, который находится в состоянии войны и в сложных геополитических условиях аж с самого момента создания, парламентская форма правления никак не мешает.
Не могут. По той простой причине, что Азербайджан и Армения постепенно становятся элементами разных, притом имеющих диаметрально противоположные интересы в регионе международных систем военно-политической безопасности. А главными посредниками в урегулировании конфликта являются государства, возглавляющие эти конкурирующие между собой системы международной безопасности, – США и Россия. И вся проблема в том, что согласовать интересы двух этих глобальных «вожаков» в урегулировании карабахского конфликта с учетом геополитических реалий, которые складываются в регионе, практически невозможно. Однако хуже всего другое… «Киты» готовятся к войне
Почти все серьезные эксперты отмечают, что на данном этапе перспективы урегулирования карабахского конфликта необходимо рассматривать в качестве отдельного, но отнюдь не главного элемента геополитических процессов, происходящих в регионе. Притом мало кто обращает внимание на то, что «киты» готовятся к войне, притом по всему периметру нашего региона, который соседствует с не менее геополитически важными регионами. Обратимся к конкретным фактам.
Соглашение о повышении роли Организации Договора о коллективной безопасности (ПА ОДКБ) через повышение ее статуса проходит финальную стадию разработки. Как сообщает корреспондент ИА Regnum, об этом 22 ноября в Санкт-Петербурге журналистам сказал председатель ПА ОДКБ, спикер Государственной думы РФ Сергей Нарышкин. «Соответствующее соглашение готовится, эта работа находится на финишной прямой, и, надеюсь, скоро она будет завершена», – сказал Сергей Нарышкин.
Также председатель ПА ОДКБ отметил, что удовлетворен тем, как прошло заседание, и что работа в таком составе будет продолжена, кроме того, будет проведено совместное заседание и представителей других организаций ОДКБ, таких, как Совет министров иностранных дел и министров обороны стран ОДКБ.
В Санкт-Петербурге состоялось заседание Совета Парламентской ассамблеи Организации Договора о коллективной безопасности с участием секретарей советов безопасности государств – членов ОДКБ. На заседании обсуждались последствия вывода коалиционных сил и меры по законодательному и организационному укреплению системы безопасности в свете возможного обострения обстановки в Исламской Республике Афганистан. Кроме Российской Федерации, в ОДКБ входят Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан и Таджикистан.
А генеральный секретарь ОДКБ Николай Бордюжа, выступая на международной конференции, посвященной 20-летию Договора о коллективной безопасности, заявил, что Узбекистан может вновь войти в состав Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) после обострения ситуации в Центральной Азии в связи с предстоящим уходом США из Афганистана.
«На мой взгляд, как только жареный петух клюнет, ситуация изменится. Я думаю, долго это продолжаться не будет», – сказал Бордюжа, говоря о возможном вступлении Узбекистана в ОДКБ в ходе пресс-конференции в Москве, прошедшей во вторник, 20 ноября.
Глава ОДКБ отметил, что в случае возобновления участия Узбекистана ему придется принять обязательства по всем заключенным за время его отсутствия договоренностям в рамках ОДКБ. Отвечая на вопрос, сможет ли Узбекистан в случае возвращения продолжать прежнюю политику, которая сводилась к отказу участвовать в большинстве совместных мероприятий с другими членами организации, Бордюжа подчеркнул, что такой ситуации больше не будет.
Генеральный секретарь ОДКБ отметил, что уход США из Афганистана в 2014 году будет означать ухудшение ситуации в сфере безопасности в Центральной Азии и затронет не только Узбекистан, но и другие страны региона. «Уже сейчас есть отряды, готовые перейти границу Афганистана», – добавил он.
Таким образом, «киты» готовятся к новой войне в связи с возможным выводом американских войск из Афганистана, притом готовы использовать ситуацию для реализации собственных стратегических геополитических целей в регионе. Обращает на себя внимание, что Россия не предлагает партнерам из Средней Азии создание временной коалиции для нейтрализации угрозы, исходящей от Афганистана, как вообще принято действовать в подобных ситуациях. Например, подобные временные коалиции США создавали как в Ираке, так и Афганистане. Москва оказывает сильное давление, даже угрожает своим партнерам из Средней Азии, чтобы заставить их собраться под зонтиком ОДКБ, то есть под бессрочным и жестким военно-политическим контролем России. В противном случае, всех отдадут «на съедение» террористам и радикальным исламским организациям.
Кроме того, Россия усиливает давление на партнеров по СНГ, чтобы вовлечь их в путинские интеграционные проекты на постсоветском пространстве, прежде всего в Евразийский союз.
США также готовятся к новой геополитической ситуации. Во-первых, они уже заявили, что не может быть и речи о полном выводе войск. Во-вторых, Вашингтон пытается ограничить усиление военно-политического влияния России в Средней Азии. США уже заявили, что собираются «передать» часть вооружения и боевой техники «на хранение» отдельным государствам Средней Азии, в том числе и Узбекистану. По сути, речь идет о создании временных военных баз США в регионах с высоким потенциалом конфликтности.
Пойдем дальше. Страны НАТО 20 ноября удовлетворили турецкий запрос о поставке в эту страну современных комплексов ПВО Patriot, сообщает Reuters. Ранее Анкара официально попросила партнеров по НАТО развернуть эти комплексы на своей границе с Сирией. При этом Турция объявила, что хочет получить защиту от сирийской авиации, которая последние месяцы постоянно бомбит позиции повстанцев на севере Сирии.
В настоящее время боеспособными системами ПВО Patriot в НАТО располагают только три страны: США, Германия и Нидерланды. Берлин и Амстердам уже заявили, что рассмотрят возможность предоставления Турции своих комплексов в знак солидарности с Анкарой. Генеральный секретарь альянса Андерс Фог Расмуссен уже заявил, что в Турции Patriot будут использоваться лишь для защиты от шальных снарядов, залетающих с сопредельной территории. По его словам, НАТО не собирается вводить «бесполетную зону» над Сирией. Если эта позиция по каким-то причинам изменится, Турция сможет сбивать любые самолеты и вертолеты над значительной частью сирийской территории. ЗРК Patriot способны обнаруживать и уничтожать воздушные цели на расстоянии свыше ста километров.
Ранее сирийские повстанцы, сражающиеся против режима Башара Асада, неоднократно просили страны Запада установить «бесполетную зону» хотя бы над частью сирийской территории, однако получали отказ.
Москва крайне негативно отреагировала на решение о размещении комплексов Patriot на турецко-сирийской границе. Россия советует Турции использовать свой потенциал для способствования началу межсирийского диалога, а не заниматься «накачкой мускулов» и переводить ситуацию в опасное русло. Об этом 22 ноября заявил официальный представитель МИД России Александр Лукашевич, отвечая на вопрос о запросе Турции к НАТО на размещение систем ПВО Patriot на границе с Сирией.
Премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган не менее жестко отреагировал на заявление МИД России. Он обвинил Москву во вмешательстве во внутренние дела Турции, которая имеет право на обеспечение собственной безопасности.
На первый взгляд, реакция Москвы на самом деле является крайне неадекватной. Ведь официально комплексы Patriot предполагается разместить на территории Турции для нейтрализации угрозы, исходящей из Сирии. При этом необходимо учесть, что комплексы Patriot являются оборонительным типом вооружения, а не наступательным. То есть комплексы Patriot размещаются на территории самой Турции в оборонительных целях, и, как следствие, не совсем понятно, по какой причине так возмущается Россия. Ведь Турция не возмущается существованием российской базы на территории не самой России, а Армении, которая граничит с Турцией.
Никто не возмущается по поводу создания Россией единой объединенной системы ПВО, в том числе граничащей с Турцией и Арменией.
Вся проблема в том, что Москва воспринимает размещение комплексов Patriot, которые являются оборонительными, а не наступательными, в качестве этапа подготовки к более серьезной военной кампании, чем сирийская, которая намечается в регионе. Речь идет об урегулировании конфликта вокруг иранской ядерной программы, что напрямую затрагивает интересы России, в том числе связанные с Южном Кавказом и Средней Азией. Проще говоря, уже размещенные на территории Турции элементы ЕвроПРО и комплексы Patriot создают единую, а главное – завершенную систему ПРО. В Москве прекрасно осознают данную угрозу, но не могут открыто говорить об этом, по крайней мере, пока.
Не случайно, что иранская тематика постоянно муссируется не только в Москве и Тегеране, но и в Дамаске. Созданная недавно в Катаре коалиция сирийских оппозиционных сил прячет от общественности свои подозрительные сделки, заключенные ради возможности продолжать террористическую деятельность против сирийского народа, сообщает сирийское государственное агентство SANA.
Как отмечается, прежде чем «катарская коалиция» была официально создана, некоторые члены «Стамбульского совета», затем вошедшие в нее, разработали свою программу. Она предусматривает разрыв отношений с Ираном, «Хезболлах» и другими силами сопротивления, а также начало переговоров с Израилем: «Теперь эта программа легла в основу тайного договора, заключенного в Дохе, который предусматривает принятие условий врага, таких, как отказ от борьбы за освобождение оккупированных сирийских территорий и разоружение Сирии».
Согласно сообщению, член генерального секретариата кувейтской партии «Аль-Умма» Фейсал Аль-Хамад разоблачил детали этого договора. Он рассказал о том, что параллельно с официальным документом о создании «катарской коалиции», который был обнародован, в кулуарах конференции в Дохе был заключен тайный договор, не известный большинству ее участников.
Ливанская газета «Аль-Ахбар», ссылаясь на Аль-Хамада, пишет, что этот договор, не подлежащий публикации, был подписан министрами иностранных дел: Катара – Хамадом бен Джасемом Аль Тани, Турции – Ахметом Давутоглу, ОАЭ – Абдаллой бен Заедом Аль-Нахайяном, бывшим послом США в Дамаске Робертом Фордом, а также членом «Стамбульского совета» Риядом Сейфом и представителем «Братьев-мусульман» в Сирии Мухаммадом Риядом Аш-Шакфой. Тайный договор, как сообщается, предусматривает сокращение численности сирийской армии до 50 тысяч солдат, отказ Сирии от требования возврата оккупированных Голан, заключение мира между Сирией и Израилем под контролем США и Катара, а также лишение страны стратегических вооружений и ракет всех видов под американским надзором.
Газета также сообщила, что договор включает в себя такие пункты, как отказ Сирии от права требовать возврата оккупированных Турцией земель – района Лива Искендерун; передача Турции нескольких пограничных селений в провинциях Идлиб и Алеппо, в которых проживают преимущественно туркманы; выдворение из Сирии всех членов Рабочей партии Курдистана, выдача тех из них, которых преследуют турецкие власти; включение этой партии в список террористических организаций. Этим тайным договором предусматривается аннулирование всех соглашений Сирии с Россией и Китаем в сферах вооружения и разведки нефти и других природных ресурсов. Договор также позволяет Катару провести газопровод через сирийские территории в Турцию и оттуда в Европу, а также водопровод от плотины «Ататюрк» на турецкой территории через сирийскую территорию в Израиль.
Согласно этому документу, Катар и ОАЭ получат контракты на восстановление всего, что было разрушено террористами. В обмен на это Сирия должна дать компаниям этих стран привилегии в добыче нефти и газа на ее территории и шельфе Средиземного моря у ее берегов. Кроме того, страна должна отказаться от сотрудничества с Ираном, Россией, Китаем, разорвать отношения с «Хезболлах» и палестинским движением сопротивления. То есть речь идет об уничтожении иранского влияния в арабо-мусульманском мире, что позволит урегулировать существующие в том числе и в сопредельных регионах конфликты.
Совпадение фактов, из которых складывается цельная мозаика, продолжается. Буквально накануне стало известно, что официальный Баку обратился в НАТО с предложениями по поводу участия Североатлантического блока в обеспечении безопасности коммуникационно-энергетической инфраструктуры. Сразу отмечу, что подобные обращения делаются и обнародуются, как правило, после достижения предварительных договоренностей.
Но дело в другом. Ведь еще недавно официальный Баку, да и Тбилиси с Турцией неоднократно заявляли, что в состоянии самостоятельно обеспечить безопасность коммуникационно-энергетической инфраструктуры. Что же изменилось? По большому счету, ничего. Просто угроза региональной войны стала более чем реальной. А в случае боевых действий ударами по этим объектам угрожают и Иран, и Армения. У Ирана свои собственные интересы. Но тут понятно, что Армения позволит себе ударить по коммуникационно-энергетической инфраструктуре, имеющей важное геополитическое значение для Запада, и прежде всего для США, не просто в случае получения «добра» со стороны России, а по ее настоянию. Риски слишком огромны.
И, наконец, если учесть обострение отношений между пророссийским и проиранским режимами в Багдаде, с одной стороны, и проамериканской курдской автономией на севере Ирака и Турцией – с другой, мозаика взрывоопасности окружающей нас геополитической реальности становится полной…
Оригинал публикации: Зеркало.az
Вернуться назад
|