Под предлогом якобы нарастающей угрозы появления у Ирана ракетно-ядерного оружия администрация США заметно активизировала свои усилия по милитаризации арабских государств Персидского залива. К их числу принадлежат шесть союзнических США монархий региона, во главе с Королевством Саудовская Аравия (КСА). Они образуют региональную организацию - Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) и Ирак.
Вашингтон сумел внушить лидерам этих государств, что Тегеран стремится к обладанию ядерным оружием, экспансии шиитского фундаментализма, созданию, так называемой, "шиитской дуги" или "шиитского полумесяца". При этом администрацию США нисколько не смущает тот факт, что духовный лидер Ирана аятолла Хаменеи издал фетву (приравнивается к указу президента) о недопустимости создания в стране ядерного оружия. Якобы, уже сейчас иранское руководство подстрекает шиитские общины Бахрейна, Саудовской Аравии, Йемена, Ливана, других арабских стран к выступлениям против властей, представленных арабо-суннитской верхушкой. Наиболее уязвимым в этом ряду считается Бахрейн, где арабы-шииты составляют две трети населения страны, но практически отстранены от власти. В Эр-Рияде всерьез опасаются, что шиитские волнения в Бахрейне могут перекинуться на Восточную провинцию КСА, где находятся наиболее богатые месторождения нефти и где преимущественно шиитское население.
Несколько сложнее было убедить иракское правительство закупать новое американское оружие, поскольку страна еще не восстановила жизненно важные объекты после затяжной войны и поддерживает вполне нормальные, дружественные отношения с Ираном. Ведь и в Багдаде, и в Тегеране у власти находятся представители шиитского направления ислама. К тому же Ирак практически ежедневно подвергается масштабным атакам террористов, сохраняются внутренние противоречия между арабами-шиитами, арабами-суннитами и курдами. Достигнутый не без помощи США консенсус при назначении повторно на должность премьер-министра Ирака Нури аль-Малики выглядит весьма хрупким и может быть нарушен в любое время. Возможность распада страны по этно-конфессиональному признаку или развязывания гражданской войны сохраняется. Но, как видно, Вашингтон и это не остановило, американские эмиссары нашли нужные аргументы для Багдада и использовали максимально эффективно свои рычаги влияния на правящую иракскую верхушку, чтобы втянуть и эту страну в бессмысленную новую гонку вооружений.
В результате миллиарды долларов США, выручаемые от экспорта арабской нефти, потекли обратно в печатавшую их державу в обмен на новые арсеналы вооружений американского и западного производства. По самым приблизительным оценкам, в ближайшие несколько лет арабские страны Персидского залива закупят вооружений на сумму свыше $120 млрд. Американские оружейные бароны вновь потирают руки и подсчитывают свои сверхдоходы от "бизнеса на крови".
Пентагон обнародовал свои планы по поставкам в Эр-Рияд 84 истребителей F-15 с различными боеприпасами, ракетами и материально-техническим обеспечением, а также модернизацию 70, состоящих на вооружении ВВС КСА, самолетов F-15. Сумма только этой сделки составляет $60 млрд. Рассматриваются и другие контракты США с Саудовской Аравией, в частности, речь идет об ударных вертолетах AH-64D "Apache Longbow Block III", некоторых версиях многоцелевых транспортных и учебных вертолетов, а также ракетах класса "воздух-поверхность" и "воздух-воздух". Кроме того, Саудовская Аравия в начале апреля 2011 года запросила у США информацию о стоимости ремонта и модернизации закупленных ранее в США кораблей. Потенциальная сумма сделки оценивается в $20 млрд.
Одновременно США приступили к поставкам вооружений и в другие страны Персидского залива. Можно предположить, что все упомянутые контракты на поставку вооружений и военной техники будут одобрены конгрессом США в полном объеме, поскольку Пентагон неоднократно заявлял, что Эр-Рияд и его сателлиты являются ключевыми партнерами США в регионе. Вашингтон поощряет и участие в вооружении стран Персидского залива со стороны своих союзников по НАТО. Так, готовящееся соглашение между ФРГ и Саудовской Аравией о закупке немецкой бронетехники также поражает своими масштабами. Речь идет о 600-800 современных танках "Леопард-2". Вместе с обслуживанием они обойдутся казне королевства в $10 млрд.
Израиль и его сторонники в Конгрессе США ранее довольно ревниво следили за укреплением военной мощи арабских государств, в том числе и Саудовской Аравии, но прокатившаяся по региону "арабская весна", заставила их по-новому взглянуть на роль и значение монархий Персидского залива. Место традиционных лидеров арабского мира (Египта, Сирии, Ливии) уверенно заняла Саудовская Аравия и ее союзники из числа более мелких эмиратов и султанатов. Эти государства, обладающие практически неограниченными запасами углеводородов и большими финансовыми возможностями, стали играть ведущую роль в Лиге арабских государств. Именно эти страны, в частности, Саудовская Аравия и Катар, способствовали свержению режима Каддафи в Ливии и являются спонсорами вооруженной оппозиции в Сирии. Объективно, именно странам ССАГПЗ Вашингтон отводит роль "жандарма" и "щита" от воображаемой иранской агрессии в регионе. Довольно жесткое подавление саудовскими силовыми структурами акций протеста арабов-шиитов на Бахрейне и в Восточной провинции Саудовской Аравии служат тому подтверждением. Похоже, что в Тель-Авиве (Иерусалиме) с такими доводами и оценками администрации США согласились и не стали возражать против планов Вашингтона по ускоренной милитаризации монархий Персидского залива, а заодно и Ирака. Конгресс США поддержал также предложения Госдепартамента и Пентагона по этому вопросу.
Одним из основных, как бы пилотных, проектов США в регионе является создание объединенной системы противовоздушной (противоракетной) обороны стран Персидского залива. В апреле 2012 года глава МИД Бахрейна заявил, что США и страны ССАГПЗ пришли к соглашению о создании региональной системы ПРО.
Таким образом, Вашингтон стремится на базе стран ССАГПЗ сколотить новый региональный военно-политический блок, основой которого станет единая система ПВО (ПРО) на иранском направлении. При этом Пентагон планирует привязать к создаваемой ПРО свои системы "Иджис", размещенные на кораблях, а также наземные элементы на своих военных базах. Цели развертывания этой системы выглядят довольно прозрачно: защитить с воздуха военные базы США, группировку ВМС США (две ударные авианосные группы) и нефтепромыслы на побережье Персидского залива, не допустить гипотетического ракетно-бомбового удара со стороны Ирана по Израилю. Одной из задач создаваемого американскими стратегами "мини-нато" Вашингтон видит защиту судоходства в Ормузском проливе – этом основном морском пути для экспорта нефти и газа из стран Персидского залива.
Пролив соединяет Оманский и Персидский заливы, северное его побережье контролируется Ираном, а южное – ОАЭ и Оманом. Через пролив осуществляется перевозка 2,9 млрд. тонн грузов ежегодно. Порядка 30% грузов приходится на сырую нефть, 22% перевозок составляют сухие вещества, такие как зерно, железная руда и цемент, 20% перевозок занимают контейнерные грузы, доставляющие готовые товары в страны Персидского залива. Помимо нефти, через Ормузский пролив транспортируется сжиженный газ в Азию (главным образом в Японию, Южную Корею и Индию), Европу и Северную Америку. В целом на Ормузский пролив приходится порядка 40% мировых поставок нефти морским путем.
Ускоренно вооружая страны ССАГПЗ, Вашингтон стремится не только укрепить свои позиции в регионе, еще больше изолировать Иран, но и дать возможность своему военно-промышленному комплексу получить сверхприбыли в условиях продолжающегося мирового финансово-экономического кризиса.
Ирак, хотя и не входит в организацию ССАГПЗ, но занимает не менее важное место в стратегических планах США в регионе. Дело в том, что это единственная арабская страна, которая имеет сухопутную границу с Ираном. И, если в случае с монархиями Персидского залива ставка делается на укрепление их систем ПВО (ПРО), ВМС и сил береговой охраны, то территория Ирака рассматривается как возможный сухопутный театр военных действий против Ирана. Пока США сами не могут просчитать, кто же здесь будет воевать со столь ненавистным Западу иранским режимом - Ирак, Турция, коалиция арабских государств, сами США или их союзники по НАТО. Однако военные приготовления уже идут полным ходом. Вместо укрепления органов правопорядка, усиления борьбы с террористами, решения задач социально-экономического характера, восстановления систем водо и электроснабжения, строительства объектов инфраструктуры, школ, больниц, Ирак вынужден закупать новые горы оружия и совершенствовать свою военную инфраструктуру.
Под давлением Вашингтона иракское правительство Нури аль-Малики приступило к массированным закупкам тяжелых вооружений и боевой техники в США, основу которых составила партия из 36 истребителей F-16 IQ. Пилоты ВВС Ирака, которым предстоит управлять американскими истребителями, уже приступили к подготовке в США. В общей сложности обучение на базе 162-го истребительного крыла Национальной гвардии США в Аризоне пройдут обучение несколько десятков иракских офицеров. Иракцы получат из США также радиолокационные средства, системы ПВО и ПРО, бронетранспортеры, боевые машины пехоты и танки. В общей сложности Ирак уже заказал в США вооружения и военной техники на 12 млрд. долл. США, в последующие годы планируется довести общую сумму импорта американских вооружений для нужд иракских силовых структур до 32 млрд. долл. США.
Учитывая стратегическую значимость региона Персидского залива и его взрывоопасность в силу сохраняющихся противоречий и разногласий между отдельными странами и группами населения на национальной, этнической, религиозной почве, Россия неоднократно предлагала своим западным партнерам воздержаться от новых военных поставок в этот регион и создать здесь зону мира. Однако, судя по действиям администрации США, их такой вариант развития событий не устраивает. Еще не завершились беспорядки в Тунисе, Египте, Ливии, Йемене, развязана кровопролитная гражданская война в Сирии, не прекращаются теракты в Ираке, продолжаются вооруженные стычки боевиков турецкой Рабочей партии Курдистана с правительственными войсками в районах турецко-иракской и турецко-сирийской границ, а в страны Персидского залива хлынули массированные поставки самого современного оружия из США и других стран НАТО. Регион превращается как бы в "пороховую бочку" и угроза развязывания здесь нового крупномасштабного вооруженного конфликта неизмеримо возрастает.
Вернуться назад
|