Повышенное внимание внешних сил к Южному Кавказу на текущем этапе обусловлено внутриполитическими изменениями в Грузии и возросшими опасениями по поводу возможной военной эскалации в зоне Карабахского конфликта.
Результаты парламентских выборов в Грузии были в целом предсказуемы для западного наблюдателя и укладывались в планы главных спонсоров режима М.Саакашвили по выдвижению в авангард грузинской политики новых лиц. После формирования нового правительства, республика остаётся вполне предсказуемой для США и других западных сил. Вектор на полную евроатлантическую интеграцию подтверждён. Параллельно, со стороны наиболее заметных лиц в новом составе грузинского кабинета министров прозвучали скептические оценки в отношении возможности реинтеграции республики в пространство СНГ.
Объявление США в качестве страны первого зарубежного визита нового премьер-министра Грузии Б.Иванишвили сразу после предварительных итогов выборов (однако, затем новый премьер откорректировал свое заявление, склонившись в выбору Брюсселя для первого визита), посещение спецпредставителем генерального секретаря НАТО в странах Южного Кавказа и Центральной Азии Дж.Аппатураем Тбилиси 18 октября с.г. стали последовательными звеньями в цепи продолжения политики евроатлантизма южнокавказской республики.
Таким образом, в схемах США на Южном Кавказе Грузия занимает место некой константы с позиций предсказуемости свoей внешней политики и расстановки соответствующих приоритетов на предстоящие годы.
Армения также вполне предсказуема для США и других западных сил. Хотя вектор данной предсказуемости носит противоположную грузинской внешнеполитической приоритетности направленность, но устойчивое пребывание Еревана в преимущественной орбите влияния Москвы вполне устраивает западные силы. Это тоже предсказуемость, которая весьма ценится США и европейскими акторами в текущей динамике региональных процессов.
В отношении Азербайджана не всё так ясно и последняя активность европейских центров силы на Южном Кавказе свидетельствует о возросших опасениях по поводу вероятности неадекватных действий Баку. Визит президента Азербайджана во Францию 17-18 сентября и посещение представителя британского МИД Армении 18 сентября с.г. указывают на возрастание сомнений в Париже и Лондоне в связи с неутихающей военной риторикой Баку.
В середине октября настала очередь Соединённых Штатов зафиксировать своё повышенное внимание к проблематике Карабахского конфликта и вопросу удержания Азербайджана от необдуманных шагов в регионе. 13 октября состоялся визит заместителя помощника госсекретаря США по вопросам Европы и Евразии Э.Рубина в Баку, в ходе которого американский посланник имел встречи с высшим политическим руководством республики. Визит прошёл на фоне очередного витка враждебности в отношениях сторон Карабахского конфликта, которой был задан экстрадицией и помилованием Р.Сафарова. На сроки визита также наложились внутренние брожения в азербайджанской вертикали власти (прозвучавшие в прессе обвинения главы президентской администрации Р.Мехтиева в коррупции).
Версия о причастности американской стороны к последним развитиям вокруг «дела Р.Сафарова» сохраняет своё хождение в серьёзных экспертных кругах. Подразумевается, что Вашингтон мог быть заинтересован в экстрадиции Р.Сафарова в Азербайджан не для провоцирования военной эскалации в зоне Карабахского конфликта, а для выяснения текущего расклада сил и внутренних лимитов в Баку и Ереване вокруг карабахской проблематики. Всплывшие же в азербайджанских СМИ обсуждения в отношении руководителя президентской администрации Р.Мехтиева могут интересовать Вашингтон в ключе устранения одного из пророссийских столпов азербайджанской политики (бессменный с 1995 г. глава администрации президента Азербайджана Р.Мехтиев считается ведущим представителем пророссийского крыла азербайджанской администрации).
Предсказуемость политической элиты Азербайджана для США носит достаточно устойчивый характер, какой онa может быть в условиях 20-летнего разворачивания в прикаспийской республике экспортно ориентированной нефтегазовой экономики.
Для США в Азербайджане нет секретов, а имеет место проявляемая время от времени необходимость охлаждения некоторых горячих умов, которые стремятся трансформировать огромные прибыли от продажи нефти и газа в военные преимущества в зоне Карабахского конфликта.
Попутно с вводом Баку в рамки предсказуемости на карабахском направлении, США решают задачу недопущения попадания республики в орбиту ощутимого влияния России. Здесь в ход идут технологии завершения российского присутствия в азербайджанской Габале, хотя полный регресс в российско-азербайджанских отношениях не устраивает даже Вашингтон.
Значительные связи Москвы и Баку, прежде всего, в энергетической сфере сотрудничества закладывают ещё один важный «кирпич» в стену сдерживания азербайджанского руководства от непродуманных решений в региональных конфликтах, с чем США столкнулись в отношениях с грузинской элитой в августе 2008 г. Предсказуемость Азербайджана в развитии отношений с Россией носит для Вашингтона вполне очерченный в рамках энергетического сотрудничества характер. В январе с.г. Москва и Баку в очередной раз повысили планку закупок российским «Газпромом» азербайджанского газа с перспективой выхода сторон на ещё более крупные объёмы купли-продажи «голубого топлива».
В контексте американских планов по недопущению серьёзных прорывов в российско-азербайджанских отношениях нет лучшего средства, как поддержание нынешнего статус-кво в зоне Карабахского конфликта.
Выраженная Э.Рубином в Баку надежда на то, что «будущая встреча президентов Армении и Азербайджана может стать полезной и завершиться подписанием мирного соглашения» на первый взгляд кажется неприкрытым дилетантством даже для внешнего наблюдателя, имеющего поверхностное представление о реалиях в текущем процессе карабахского урегулирования. Но в реальности американцы любят выступать каждый раз в роли неких оптимистически настроенных «простаков» именно тогда, когда им надо подчеркнуть лимиты влияния России и на Азербайджан, и на Армению.
Подобные схемы уже применялись американской дипломатией на южнокавказском направлении в бытность сопредседателем от США в Минской группе ОБСЕ и заместителем помощника госсекретаря по вопросам Европы и Евразии М.Брайзы. Последний часто излучал оптимизм в отношении «приближающегося прорыва» в карабахском урегулировании, после которого неизменно следовало очередное обострение разногласий между сторонами конфликта.
Вслед за ни к чему не обязывающими оптимистическими заявлениями американских дипломатов следует конкретная южнокавказская политика Белого дома. В отношении Азербайджана в целом и «лимитирования» российско-азербайджанских отношений, в частности, США в первой половине октября с.г., перед визитом Э.Рубина в Баку, выдали несколько показательных сюжетов для размышления. Один из американских аналитических центров военного профиля опубликовал материал об усилении противовоздушного прикрытия Армении и Нагорного Карабаха, которое произошло при непосредственном участии России. Одновременно обострилась пикировка между Баку, Ереваном и Степанакертом по поводу планов армянской стороны приступить к эксплуатации аэропорта в окрестностях нагорно-карабахской столицы. Если к этому добавить вынужденную посадку гражданских авиалайнеров, следовавших из Москвы и Еревана в Сирию, для досмотра в турецких аэропортах, а также заявления Анкары в поддержку стремлений Баку всеми способами не допустить работы Степанакертского аэропорта, то разворачиваемые с закулисным участием США схемы на Южном Кавказе принимают вполне видимый характер.
Вашингтон проводит линию на поддержание статус-кво в зоне Карабахского конфликта, при этом делая заявления, которые могут свидетельствовать об обратном. Сохранение статус-кво в зоне конфликта позволяет американской стороне продолжить курс на постепенное отдаление России и Турции друг от друга, а также на энергетическую «локализацию» российско-азербайджанских связей и недопущение военно-политического сближения между двумя прикаспийскими государствами.
Вернуться назад
|