Социальный познавательный журнал "В курсе" опубликовал размышления политолога Сергея Кара-Мурзы на тему новой "Стратегии государственной национальной политики", в которой говорится, что многонациональный российский народ сложился благодаря объединяющей роли именно русского народа. ИА REGNUM публикует данный материал полностью.
Объединяющая роль русского народа - это скорее художественная метафора, которую понять сложно. Старая формулировка стратегии, в которой русский народ был назван государствообразующим, была конкретнее и точнее. Ведь исторически именно русские создали мощную государственность, которая вобрала в себя большую часть империи Чингисхана, и небольшие народы шли под руку "Белого царя" - то есть Московской Руси - которая защищала их от внешних угроз, например от насильственной исламизиции, как грузин или армян. Народы эти входили в русское ядро со своей культурой и со своим укладом. Получалась такая сложная конструкция.
А вот западная цивилизация, наоборот, с самого начала устраняла этническое разнообразие. Целые народы она заставляла ассимилироваться или уничтожала. Англичане очень долго воевали с шотландцами, но не добившись окончательной военной победы просто подкупили их: вложили много денег, и Шотландия отказалась от своего языка. Те же англичане почти полностью уничтожили индейцев путем геноцида. А в Европе германцы стерли с лица Земли славянские племена Пруссии: сегодня на территории Германии много деревень со славянскими названиями, но славян там уже никто не помнит.
Запад мог себе это позволить. В Новое время там произошла протестантская реформация, которая сделала его абсолютно рациональным. Люди Запада стали вести себя на Земле так, как будто не боятся Бога: по принципу "знание - сила", а не по принципу "дух - благодать". Поэтому примерно в XVI веке в Англии и Италии появилась экспериментальная наука, и благодаря ей Западная цивилизация обогнала нас почти на двести лет. Наука дала Западу великие географические открытия и новое оружие. Племена Азии, Африки и Латинской Америки не могли сопротивляться их технической силе.
Запад вывез из колоний такие богатства, которые оплатили ему всё развитие. Капитализм невозможно было бы создать иначе, потому что это очень дорогая вещь. Они согнали своих крестьян с земли, потому что могли много лет подряд закупать хлеб и зерно в восточной Европе и России. У них раньше появилась промышленность, они начали делать хорошие промышленные товары и снабжать ими весь мир. А мы в то же время продавали воск и щетину.
Таким образом мы видим разные цивилизационные модели: модель подавления этничности и модель включения других народов в основное ядро. Народы, которые соединились в русское ядро через русский язык, через русское государство, а после и через русскую литературу, получили выход в мировую культуру. Они стали несравненно более развитыми, чем какой-нибудь Афганистан, который в такое ядро не входил. И эти народы понимали свою выгоду друг от друга, поэтому нашествия на русское государство, они воспринимали как Отечественную войну.
Наша модель хорошо себя показала в ситуации нападений и отечественных войн. Например, во время войны с тем же Наполеоном, хотя воинскую повинность несли только православные, другие народы формировали свои национальные войска и включали их в русскую армию. В Крымскую войну татары сформировали национальные полки и пошли воевать с турками, то есть с единоверцами, что является очень сильным показателем их лояльности к русскому государству. Между тем у нашей модели есть и слабость: она заключается в том, что со временем у каждого народа появляется собственная буржуазия и интеллигенция - и возникает сепаратизм. Так было во время Февральской революции и в конце Советской эпохи.
Западная цивилизация хорошо себя проявляет во внешних войнах, в колонизации. На Западе содержат профессиональные армии, но как только возникают тяжелые, отечественные войны они не готовы воевать. Это связано с тем, что само представление о человеке у них в корне другое: у нас это часть общего космоса, связанная с другими незримыми нитями, а на Западе это индивидуум, отдельный от других мир. Там сначала разгромили и рассеяли все этносы, а потом стали собирать нацию из отдельных индивидов. Но когда возникает общая угроза индивиды стараются спасаться поодиночке. Это хорошо показал фашизм в Европе.
Для устойчивого существования человечеству необходимо большое разнообразие. Что до моего отношения к русской цивилизации: она пошире что ли и более человечная. У нас человек человеку - брат, а на Западе господствует страх и ненависть к другому, там человек человеку - волк. Этим все сказано.
Вернуться назад
|