Россия начинает новый этап в исследовании и освоении арктического региона. Так эксперты оценивают закладку первого в современной истории страны ледокола нового поколения. Россия сегодня - мировой лидер в развитии ледокольного флота. Новые масштабные задачи, поставленные перед отраслью, помогут развитию гражданского судостроения
Церемония закладки состоялась 10 октября в Санкт-Петербурге в присутствии российского премьера Дмитрия Медведева.
По своим параметрам заложенный ледокол ЛК-25 (Icebreaker 8) качественно отличается от своих предшественников. Его мощность – 25 мегаватт – позволит работать в сложнейших условиях Карского моря, при любой ледовой обстановке. На данный момент в этой акватории в основном осуществляется экстренное судоходство, рассказал в интервью "Голосу России" ведущий эксперт Крыловского центра по изучению Арктики Валерий Беляшов:
"Мощность определяет тягу, которая обеспечивает такую ледопроходимость. Тяга определяет, так сказать, его ледокольное качество и его ледовую ходкость. Поэтому чем толще лед, тем больше должна быть тяга. Вот ледоколы 16 мегаватт обеспечивают бесперебойную работу на Балтике. На Балтике лед до метра. В Карском море лед уже 2 метра. Там нужна большая мощность".
Новый ледокол будет построен к 2017 году на верфях одного из заводов Объединенной судостроительной корпорации. Он придет на смену устаревшим судам постройки 80-х годов прошлого века. В России уже строятся новые ледоколы. Судна "Москва" и "Санкт-Петербург" были заложены 6 лет назад. Однако их мощность значительно ниже. Проект ЛК-25 с этой точки зрения можно считать знаковым, отмечают эксперты.
На следующей неделе должна состояться закладка второго судна подобного типа. Самый масштабный проект в истории современного российского судостроения запланирован на следующий год. Это атомный ледокол ЛК-60 мощностью 60 мегаватт, стоимостью почти 40 миллиардов рублей (более одного миллиарда долларов). Это судно сможет работать в крайних северных и восточных районах Арктики. Таким образом, российский ледокольный флот сможет решать стратегические задачи на всей акватории Северного Ледовитого океана, по всей протяженности Северного морского пути.
Россия еще раз подтверждает свои лидерские позиции в производстве судов данного типа, подчеркнул замдиректора ВНИИ атомного машиностроения Игорь Острецов:
"Советский Союз был абсолютным лидером по строительству ледокольного флота. В Арктике мы всегда имели абсолютное преимущество. Сейчас эти ледоколы начали стареть и мы обновляем флот. В высшей степени важно закрепить за Россией арктические области, которые нам всегда принадлежали. Потому что сейчас туда устремились многие страны. Самым главным инструментом для этого является ледокольный флот".
Соседи по региону продолжают оспаривать претензии Москвы на арктический шельф. Его богатейшие сырьевые запасы привлекают и совсем "неполярные" государства, например, Японию или Малайзию. В 2013 году Китай, у которого уже будет построен второй атомный ледокол, намерен провести в Арктике научную экспедицию. Россия сегодня продолжает масштабные исследования в регионе по установлению шельфовых границ. Готовится и соответствующая заявка в ООН.
Помимо обновления ледокольного флота, который задействован в экспедициях, идет строительство и новых исследовательских судов. 10 октября был передан в эксплуатацию новый теплоход "Академик Трёшников", который эксперты уже называют уникальным. По своим ледоходным характеристикам он превосходит работающее сейчас судно "Академик Федоров". Ввод в эксплуатацию "Трёшникова" позволит вернуть России и ведущие позиции в изучении Антарктики, заявил в среду российский премьер Дмитрий Медведев:
"Рассчитываю, что судно будет участвовать в решении глобальных задач по обеспечению деятельности России в Арктике, в Антарктике и в целом в Мировом океане. России нужно иметь свое достойное место в этих исследованиях, потому что это не только научный вопрос, это еще и вопрос геополитического присутствия, а стало быть, будущего нашей страны".
После ввода в эксплуатацию "Академика Трёшникова" возобновится плановая деятельность российской антарктической станции Беллинсгаузен. Также появится возможность расконсервировать исследовательскую станцию "Русская", которая не работает с 1989 года.
Вернуться назад
|