ОКО ПЛАНЕТЫ > Статьи о политике > Назло России отморозить Прибалтику. К литовской атаке на русский газ
Назло России отморозить Прибалтику. К литовской атаке на русский газ15-10-2012, 11:41. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ |
||
Назло России отморозить Прибалтику. К литовской атаке на русский газНа днях Литва подала иск против «Газпрома» в Стокгольмский арбитражный суд. Вильнюс намерен отсудить до 1,5 млрд долларов, которые, как ему кажется, были переплачены за российский газ. Большинство экспертов считает, что договора составлены корректно, и надеяться Литве не на что. Правда, есть одно «но». В 2014 году контракт с «Газпромом» истечёт, а значит, нужно будет заключать новый. Поэтому, вероятно, начиная новый спор с «Газпромом», Литва рассчитывает на мировую с прицелом не столько на пересмотр текущих контрактов (не говоря уже о возврате платежей за прошедшие годы), сколько на хорошие условия для будущего контракта. Существенным является и тот факт, что к 2014-2015 годам Литва планирует достигнуть газовой независимости от России и в ближайшие годы потратит на эти цели немаленькие средства. При этом, по задумке Вильнюса, российский газ тоже мог бы занять свое место на литовском рынке, но тогда, заключая контракт с «Газпромом», Литва могла бы уже торговаться по цене, а в случае несовпадения позиций – полностью перейти на альтернативные поставки. Но пока обстоятельства складываются так, что в результате подобных «метаний» газ в Литве может даже подорожать. Напомним: прибалтийские государства Литва, Латвия и Эстония находятся на так называемом «газовом острове», то есть их газопроводная система не связана с европейской, а в поставках топлива они полностью зависят от России. Разумеется, страны такая ситуация не устраивает, и не только по экономическим, но и по политическим мотивам. Не устраивает это и ЕС. Однако варианты решения проблемы у сторон оказались разные. Еврокомиссия предлагает в первую очередь построить соединительный трубопровод Польша-Литва, в то время как "маленькие, но гордые" намерены получать газ из собственного терминала по приему сжиженного природного газа (СПГ). При этом каждая из трёх мини-стран хотела бы построить свой собственный терминал. Проблема заключается в том, что весь объём рынка Литвы, Латвии и Эстонии составляет чуть более 5 млрд кубометров – что по мощности сопоставимо лишь с одним терминалом или соединительным газопроводом с запада Европы. В результате конкуренция проектов привела к тому, что ни одна из альтернатив российской трубе так и не была построена, хотя разговоры на этот счет ведутся уже несколько лет. Ближе всех к поставленной цели – не зависеть ни от России, ни от внутриевропейских поставок -- оказалась Литва, твердо настроенная самостоятельно импортировать сжиженный газ, а по возможности и перепродавать его соседям. Еще летом был принят закон о строительстве терминала СПГ, который, кстати, обязывает потребителей газа покупать через терминал не менее 25% от годового объема используемого топлива. Начало работы терминала запланировано на 2014 год. «Газпрому», к слову сказать, тоже «выделили» 25% рынка – руководству страны хватило сообразительности не настаивать на полной зависимости от поставок СПГ. Впрочем, если терминал состоится, то покупать российский газ страна хотела бы уже по более низким ценам. Предполагалось, что, импортируя дешевый СПГ, Вильнюс в переговорах с «Газпромом» будет ссылаться на ценовые ориентиры получаемого СПГ. Однако «удивить ценой» российского экспортера может и не получиться. Начнем с самого терминала. Во-первых, он будет плавучий, что до сих пор встречается нечасто, да и обходится дороже. В конце сентября строительство плавучей установки было начато на южнокорейских верфях. Заказчиком строительства стала компания Hoegh LNG, у которой в свою очередь, Klaipedos Nafta (оператор терминала) будет арендовать установку в течение 10 лет (стоимость аренды – 55 млн долларов в год). Мощность терминала – около 4 млрд кубометров газа в год – с лихвой покрывает все потребности страны. Правда, с другой стороны, неполная загрузка терминала значительно повысит стоимость перевода СПГ в газообразное состояние. К примеру, типичная стоимость регазификации – около 20 долларов на тысячу кубометров газа. Но если он будет использоваться, к примеру, на четверть (определенный законом минимум) – то цена регазификации возрастет в разы, что, разумеется, не добавит конкурентоспособности импортируемому газу. Но вопрос строительства терминала – вопрос политический, а за дорогую экономику проекта, согласно новой методике подсчета цен на газ, заплатят потребители. Некоторые из которых уже посчитали, что их предприятия в этом случае станут убыточными. Впрочем, самый главный фактор, определяющий экономику новых поставок, - контракт на поставку самого газа – пока вообще не определен. Ко всем прочим сложностям, Литва выходит на рынок покупателей СПГ не в лучшее время. В ближайшие годы новых мощностей по сжижению строиться не будет, а азиатский спрос растёт. Даже Великобритания в ужасе от того, что часть предназначавшегося ей СПГ может уйти на азиатские рынки. Определенная надежда у Литвы остается на американский СПГ, но пока основная часть разрешенного для экспорта объема СПГ уже законтрактована другими импортерами. Да и первый американский СПГ появится не раньше 2016 года, а новый газ нужен в 2015, а лучше в 2014 году. В общем, ситуация складывается для Литвы непростая. Как минимум в первые годы функционирования терминала, а возможно и дольше, закупать СПГ придется в рамках краткосрочных контрактов, конкурируя с азиатскими потребителями, где СПГ и сейчас стоит дороже, чем российский газ в Европе. В такой ситуации – с огромными вложениями в инфраструктуру терминала и дефиците на мировом рынке СПГ – Литве придется подписывать новый контракт с «Газпромом» на поставки трубопроводного газа. Выбить в такой ситуации из России благоприятные условия – задача не из простых, поэтому неудивительно, что атаки на ценовую политику российского газового концерна начались уже сейчас. Вернуться назад |