ОКО ПЛАНЕТЫ > Статьи о политике > Нефтегазовое сотрудничество России с монархиями Персидского залива

Нефтегазовое сотрудничество России с монархиями Персидского залива


4-10-2012, 18:29. Разместил: poisk-istini

Нефтегазовое сотрудничество России с монархиями Персидского залива

Саудовская Аравия

До недавнего времени мировым лидером по запасам «черного золота» было Королевство Саудовская Аравия (КСА), но, по данным ОПЕК, в 2010 г. его опередила Венесуэла. Так, доказанные запасы в последней выросли на 40,4% по сравнению с 2009 г. и составили 296,5 млрд баррелей. Это более чем на 30 млрд баррелей превышает показатель КСА.

Доказанные саудовские запасы достигли 262,6 млрд баррелей, что составляет более 19% от мирового показателя.

Эр-Рияд постоянно соревнуется с Москвой за лидирующее место среди нефтепроизводителей в мире.

В кризисное и посткризисное время (2008-2012 гг.), когда многие энергетические державы болезненно переживали период экономического спада, российский топливно-энергетический комплекс (ТЭК), наоборот, получил положительный импульс к развитию.

Дело в том, что в результате глобального финансово-экономического кризиса, который существенно повлиял на динамику цен на энергоносители и спрос на мировом рынке, у российских визави закрывались скважины и простаивали трубопроводы. В свою очередь, Москва ввела для нефтяных компаний новые налоговые стимулы, подтолкнув их не просто к продолжению, а к существенной активизации добычи сырья.

Это вскоре дало положительный эффект, который выразился в том, что доходы, стоимость акций и авторитет российских тяжеловесов — «Лукойла» и «Роснефти» — резко пошли вверх.

Таким образом, в соответствии с российской статистикой, на сегодня Саудовская Аравия занимает второе место по объемам добычи нефти в мире (10 млн баррелей в сутки). Однако европейские аналитики считают данную отчетность несколько некорректной. По их расчетам, КСА добывает 10,8 млн баррелей в сутки, а Россия – 9,8 млн баррелей, а не 10,27 млн, как утверждают в России. В качестве доказательства лидерства Эр-Рияда приводится информация, что за отчетный период он несколько раз превышал допустимую квоту.

Примечательно, что в конце 2011 г. Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК) впервые за несколько лет официально повысила добычную квоту, что сразу же положительно отразилось на официальной саудовской статистике.

К примеру, в 2012 г. суточная добыча в государстве составила порядка 11 млн баррелей (1,5 млн т), что является рекордным показателем. Специалисты государственной компании Saudi Aramco уверены, что в течение нескольких лет возможно увеличение добычных мощностей до 750 млн т в год.

Стоит заметить, что в последние годы объем нефтедобычи в КСА имел отнюдь не поступательную тенденцию, как ошибочно полагают некоторые эксперты, а носил, скорее, скачкообразный характер.

Государство не ставит во главу угла ежегодное стремительное наращивание добычи без учета внешних факторов. Степень работы саудовских мощностей по производству сырья во многом зависит от текущей конъюнктуры на рынках сбыта. КСА часто задействует резервные мощности, дабы нивелировать некомфортную разницу между спросом и предложением, возникшую в результате того или иного негативного события.

Так, мировой финансовый кризис 2008 г. вынудил Эр-Рияд интенсифицировать экспорт сырья, дабы повысить бюджетные поступления. Во многом благодаря саудовским усилиям на европейском нефтяном рынке был восстановлен статус-кво после временного прекращения экспорта углеводородов из Ливии в 2011 г.

Саудовская Аравия не раз выражала готовность восполнить дефицит углеводородов на мировом рынке, который возник в результате санкций Евросоюза и США, наложенных на нефтяную промышленность Ирана. Однако саудовский министр нефти А.Наими заявил, что мощностей королевства недостаточно для того, чтобы компенсировать потери, причиненные вероятным эмбарго на закупки иранской нефти (более 3 млн баррелей в сутки). Тем не менее, он отметил серьезное возрастание суточной добычи сырья.

Примечательно, что, несмотря на лидерство по добыче сырья, Россия уступает Саудовской Аравии в объемах экспорта на внешние рынки. Более того, в перспективе между этими странами ожидается жесткая борьба за европейское и азиатское (преимущественно китайское) направления.

В этой связи центральной проблемой, касающейся перспективных отношений с КСА, является поиск партнерства. К сожалению, здесь есть довольно существенные препятствия положительной динамике развития эффективных двусторонних хозяйственных связей.

Прежде всего, речь идет о слабо развитой нормативно-правовой базе, регулирующей торгово-экономические отношения обеих стран. Можно лишь назвать Генеральное соглашение о торгово-экономическом, инвестиционном, научно-техническом, культурном, спортивном и молодежном сотрудничестве между правительствами Российской Федерации и Королевства Саудовская Аравия 1994 г. и Конвенцию об избежании двойного налогообложения доходов и капитала 2007 г.

Стоит напомнить, что конвенция была подписана сторонами в рамках первого в истории официального визита главы российского государства в Саудовскую Аравию, состоявшегося 11-12 февраля 2007 г. Поездка В.В. Путина вместе с представителями крупного бизнеса и государственных структур была во многом направлена на то, чтобы содействовать скорейшему созданию базы двустороннего взаимодействия.

Авторитетное арабское периодическое издание «Аш-Шарк аль-Аусат» писало, что данное событие станет действенным катализатором, равно как и первый в истории российско-саудовских отношений визит Наследного принца Абдаллы четырехлетней давности, поэтапного роста межгосударственного энергетического партнерства.

Действительно, тогда и сейчас в перспективные интересы обеих сторон входят нефтепромышленность и энергетика. Совместная работа на указанных направлениях ведется, и даже есть определенные результаты. После подписания Соглашения о сотрудничестве в области нефти и газа 2003 г. был запущен масштабный проект по освоению саудовских недр при помощи российских специалистов.

26 января 2004 г. компания «Лукойл Оверзиз» выиграла тендер по разведке и разработке месторождений природного газа на Блоке А, расположенным в центральной части пустыни Руб аль-Хали. Рассчитанный на 40 лет контракт предусматривает создание совместного предприятия (СП) с государственной компанией Saudi Aramco, в котором российская фирма станет оператором проекта. В 2007 г. учрежденный таким образом LUKSAR («Лукойл Оверсиз» (80%) и Saudi Aramco (20%) объявил об открытии скоплений углеводородного сырья по результатам глубокого разведочного бурения на структуре Тухман.

В этом же году был заключен контракт на сумму более 100 млн долларов между «Стройтрансгазом» и Saudi Aramco на строительство нефтепровода «Шейба-Абкайк», протяженность которого составит более 200 км.

Далее целесообразно детально описать процедуру учреждения бизнеса с участием иностранного капитала в КСА.

Примечательно, что при осуществлении инвестиций в проекты на территории Саудовской Аравии (за исключением банковского и страхового секторов) больше не требуется обязательное наличие саудовского партнера. Иностранные инвестиции могут осуществляться двумя основными способами: СП с саудовским партнером (требования к минимальному участию саудовской стороны по общему правилу отсутствуют) и предприятие, полностью принадлежащее иностранному капиталу.

Также иностранным инвесторам разрешено с определенными ограничениями приобретать недвижимость, как для целей бизнеса, так и для проживания. Правительство особенно поощряет прямые иностранные инвестиции в инфраструктуру, включая энергетику, водоснабжение, телекоммуникации и транспорт.

«Акт об иностранных инвестициях», принятый КСА в 2000 г. обязывает компанию с иностранным участием, ведущую деятельность в стране, получить специальную инвестиционную лицензию, которую выдает Главное управление по инвестициям Саудовской Аравии (Saudi Arabian General Investment Authority или SAGIA).

Эта организация является, по сути, «службой одного окна», через которую также осуществляется регистрация бизнеса, уплата необходимых сборов и получение консультационной поддержки.

Для получения лицензии необходимо соблюдение следующих условий:

 предполагаемый вид деятельности не должен входить в перечень исключенных видов деятельности, утверждаемый Высшим экономическим советом КСА;

 планируемая к выпуску продукция должна соответствовать требованиям и стандартам КСА либо Евросоюза либо США;

 заявление на получение лицензии должно подаваться физическим лицом, прибывшим в КСА, чтобы осуществлять инвестиционную деятельность либо его представителем;

 инвестор не должен иметь в прошлом случаев привлечения к ответственности за существенное нарушение положений Акта об иностранных инвестициях;

 инвестор не должен иметь в прошлом случаев привлечения к ответственности за финансовые и коммерческие нарушения, как в королевстве, так и за его пределами;

 в лицензии не должна нарушать обязательства Саудовской Аравии, вытекающие из международных соглашений, участником которых оно является.

Процедура лицензирования и необходимые формы документов для получения лицензии содержатся в так называемом «Инвестиционном гиде» — регулярно обновляемом документе, который можно получить в отделении (бизнес-центре) SAGIA либо найти на его сайте: sagia.gov.sa.

Решение о выдаче лицензии должно быть принято в течение 30 дней с момента передачи полного пакета документов. При исчислении данного срока не учитываются национальные праздники. Отказ в выдаче лицензии должен быть надлежащим образом мотивирован. Инвестор может обжаловать отказ в Совете директоров лицензирующего органа в течение 30 дней с момента получения решения об отказе. Решение по жалобе принимается Советом директоров SAGIA, и если оно не устраивает заявителя, то далее он может обжаловать его в Палату жалоб (судебный орган, к подведомственности которого отнесены хозяйственные споры).

Лицензия выдается для осуществления конкретного проекта, параметры и стоимость которого оговариваются в представляемых соискателем документах. Существуют требования к минимальному объему инвестиций для проектов в различных сферах экономики. В частности, в промышленности они составляют 264,16 млн долларов.

Стоит отметить, что обозначенная сумма включает в себя полный объем инвестиций в проект. В случае наличия саудовской стороны в качестве партнера, иностранный инвестор будет участвовать в проекте с меньшей суммой. Инвестор может получить две или более лицензии, для учреждения или участия в различных предприятиях.

Компании с иностранным капиталом могут быть учреждены в различных организационно-правовых формах, но на практике наиболее популярной из них является Акционерное общество с ограниченной ответственностью, так как более простым является порядок его учреждения и администрирования, а ответственность учредителей ограничена их вкладом в акционерный капитал. Юридическое лицо не обязательно должно принадлежать только иностранному инвестору (инвесторам), также в числе участников могут быть саудовские граждане и юридические лица.

После завершения коммерческой регистрации юридического лица выдается документ, подтверждающий регистрацию. Для того чтобы приступить к деятельности необходимо еще встать на учет в нескольких агентствах, таких как: Торгово-промышленная палата, Департамент закята и подоходного налога, Главное управление социального страхования, Муниципалитет и офис Министерства труда по месту осуществления деятельности.

Стоит подчеркнуть, что Россия и КСА обеспечивают крупному энергетическому бизнесу государственную поддержку на самом высшем уровне. Так, второй официальный визит первого лица Саудовской Аравии в Москву 21-23 ноября 2007 г. еще более упрочил шансы наладить взаимовыгодное партнерство в нефтегазовой сфере.

В рамках саудовско-российского бизнес-форума «Новые возможности для торгово-промышленного сотрудничества», прошедшего в г. Джидда в 2009 г. руководство «Лукойла» отметило, что реализуемый компанией проект, являясь первым и пока единственным на территории королевства, полностью соответствует инвестиционным критериям и, если все пройдет гладко, то российские нефтяники будут стремиться расширить свое присутствие на местном рынке.

Более того, по итогам прошедшего в 2010 г. очередного заседания совместной Межправительственной Российско-Саудовской комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству российской стороной было заявлено, что не только «Лукойл», но и другие отечественные компании будут иметь возможность в честной конкурентной борьбе принять участие в реализации инфраструктурных проектах на территории КСА.

По мнению автора, шансы России на победу стали бы предпочтительнее, если бы в перспективе было доработано и подписано двустороннее Соглашение о поощрении и взаимной защите капиталовложений (далее – проект Соглашения), по подготовке которого специалисты Минэкономразвития России активно ведут консультации с саудовскими коллегами.

Ожидать этого вполне можно, так как в результате многочисленных раундов переговоров экспертам двух стран удалось существенно улучшить текст документа по сравнению с первоначальным вариантом. Каковы же разногласия?

Нормы, касающиеся режима инвестиций, экспроприации, перевода платежей, применения соглашения во времени, порядка урегулирования споров между инвестором и государством, принимающим инвестиции. К примеру, саудовцы предлагают прописать в проекте Соглашения положения, гарантирующие полный и безусловный национальный режим инвесторам в отношении осуществления любых видов деятельности в связи с их капиталовложениями.

Однако российские разработчики считают данный подход неприемлемым, поскольку он не учитывает существующие в отечественном законодательстве ограничения на деятельность иностранных инвесторов на территории России. В этой связи каждой из сторон предлагается предоставлять национальный режим иностранным инвесторам с учетом тех изъятий, которые зафиксированы в их законодательстве.

Еще одним примером вполне может служить статья об экспроприации капиталовложений инвесторов. Саудовские специалисты настаивают на предоставлении инвесторам режима наибольшего благоприятствования в отношении всех вопросов, связанных с возможной экспроприацией их капиталовложений (порядок и размер компенсации при экспроприации капиталовложений, расчет процентов в случае задержки выплаты компенсации и т.д.).

Российские юристы считают более обоснованным в данном случае применение в отношении иностранных инвесторов такого порядка возмещения ущерба, причиненного их капиталовложениям вследствие экспроприации, который бы гарантировал полную компенсацию такого ущерба и не зависел бы от суммы компенсаций, выплачиваемой инвесторам других стран (с учетом того, что такая компенсация может быть ниже реальной рыночной стоимости экспроприированного имущества).

Пока стороны ищут юридический статус-кво в вопросе привлечения капиталовложений, эволюция их коммерческих отношений в области ТЭК набирает положительную динамику, основанную на реальных проектах, за которыми в будущем неминуемо последуют еще более масштабные и бюджетные сделки. Например, вполне перспективной может оказаться сотрудничество в технологической сфере. Обусловлено это сегодняшними амбициями России по увеличению нефтедобычи на шельфе. Саудовская Аравия в этом смысле достаточно квалифицированный и опытный потенциальный партнер. Несмотря на то, что российский шельф и шельф Персидского залива разнятся, вероятность технологического партнерства все же возможна.

Помимо того, в рамках государственной программы «Саудовская газовая инициатива», предусматривающей развитие газодобычи и перерабатывающих мощностей с помощью иностранных инвестиций, компания «ЛУКОЙЛ Оверсиз» пробурила в 2007-2010 гг. на территории КСА четыре разведочные скважины на двух месторождениях блока А, затратив более 500 млн долларов. После этого скважины были законсервированы до принятия саудовскими властями окончательного решения о перспективности и эффективности проекта.

В 2011 г. для получения необходимой технологии разработки и добычи газа из трудноизвлекаемых коллекторов российский концерн заключил контракт с международной инженерно-исследовательской компанией с целью поиска технического решения, которое позволит достичь максимальной производительности скважин для коммерциализации найденных запасов.

По итогам исследования и оценки разработка месторождений признана эффективной при условии существенного повышения закупочной цены на природный газ (устанавливается государством). Достигнута договоренность с Saudi Aramco по вопросу внесения изменений (цена на газ) в действующее соглашение о добыче. Начаты переговоры с Эр-Риядом по этому вопросу. В случае согласования изменения контрактных условий планируется опытно-промышленное применение разработанных технологий и продолжение оценки запасов месторождений Тухман и Мушаиб.

Руководство «ЛУКОЙЛа» заявило, что Саудовская Аравия признала газовым конденсатом запасы, которые его компания открыла на блоке А. Ранее шли дискуссии о том, являются обнаруженные залежи нефтью или газовым конденсатом. Согласно законодательству королевства, право на добычу «черного золота» имеют только национальные компании. Таким образом, если бы запасы были признаны нефтью, «ЛУКОЙЛ Оверсиз» потерял бы право их разработки.

Напомню, что контрактная территория блока А расположена в центральной части пустыни Руб аль-Хали на Аравийском полуострове в 260 км на юго-восток от Эр-Рияда. В 2010 г. проект перешел в стадию оценки открытых месторождений. Работы выполнялись на территориях месторождений Мушаиб-1 и Тухман. На первом участке завершено бурение и испытание оценочной скважины Тухман-4 (законсервирована с целью подбора технологий и подготовки программы стимуляции для получения дебита). На втором участке выполнено доиспытание поисковой скважины FYDH-LKSR-0002 (законсервирована для изучения и поиска экономически рентабельных технологий разработки низкопроницаемых газовых коллекторов). Доля в проекте «ЛУКОЙЛ Оверсиз» составляет 80%, Saudi Aramco – 20%.

Как представляется, саудовцы договорятся с российской компанией по двум основным причинам. Во-первых, российская компания уже добросовестно вложила крупные средства в геологоразведку и добилась серьезных промежуточных результатов. Во-вторых, Эр-Рияду необходим опыт квалифицированных специалистов «ЛУКОЙЛа» при дальнейшей реализации госпрограммы по развитию газового сектора.

Объединенные Арабские Эмираты

Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ) активно развивают энергетику и являются одним из ведущих торговых и финансовых центров на Ближнем Востоке. Страну отличают политическая стабильность, благоприятный инвестиционный климат, либеральное налоговое законодательство.

ОАЭ – это государство с крепкой и динамичной экономикой, а также серьезным инвестиционным потенциалом, который еще не в полной мере востребован в отношении России, тем не менее, стороны поддерживают процесс развития двустороннего экономического сотрудничества.

19 мая 2010 г. «Роснефть» подписала с компанией из ОАЭ Crescent Petroleum соглашение о стратегическом партнерстве с целью совместной реализации проектов на Ближнем Востоке и в Северной Африке. Результат не заставил себя ждать: вскоре в эмирате Шарджа было официально объявлено о вхождении российской компании на условиях концессии в реализуемый фирмой из ОАЭ проект по освоению перспективного участка, расположенного на площади в 1,24 тыс. кв. км и представляющего собой пустынную территорию, западная часть которой занята Оманскими горами.

Процентная доля «Роснефти» в проекте составляет 49%, Crescent Petroleum — 51%. Первоначальные инвестиции в размере около 60 млн долларов будут вложены в бурение первых двух скважин глубиной до 2,5 тыс. м, суммарные же капиталовложения могут составить порядка 630 млн долларов. Менеджмент компаний договорился, что если в результате буровых работ на участке, где возможно обнаружение газового и газоконденсатного месторождения, будут получены основания для объявления о коммерческом открытии, стороны создадут совместную компанию-оператора с целью дальнейшего освоения участка, добыча на котором начнется не ранее 2013 г.

В перспективе при помощи существующей в Шардже газотранспортной и газоперерабатывающей инфраструктуры добываемый природный газ будет перерабатываться и доставляться конечным потребителям на быстрорастущие рынки северных эмиратов, а также отправляться на экспорт. При этом, «Роснефть» и Crescent Petroleum будут использовать опыт и ресурсы сервисных компаний, базирующихся в регионе, что отвечает обоюдным интересам.

Несколько лет назад автору довелось оценивать инвестиционную привлекательность ОАЭ, а также степень возможных рисков по просьбе сотрудников концерна «Роснефть». В результате проведенного исследования были получены весьма обнадеживающие для российских нефтяников выводы, которые, судя по всему, во многом и были учтены при реализации описанного выше совместного проекта.

На сегодняшний день в ОАЭ функционируют более 400 российско-эмиратских СП, имеются представительства таких крупных компаний, как «Лукойл Оверсиз» и «Стройтрансгаз». В июле 2008 г. «Стройтрансгаз» и «Dolphin Energy Ltd.» подписали контракт стоимостью 418 млн долларов на строительство газопровода «Тавила-Фуджейра». Это первый масштабный проект в области ТЭК на территории ОАЭ, реализацию которого будет осуществлять российская сторона.

В перспективе следует ожидать увеличения совместных проектов, поскольку из-за своих солидных размеров инвестиционные ресурсы ОАЭ, и, прежде всего, эмирата Абу-Даби представляют высокую привлекательность для российской стороны. Предпосылки для этого есть. Резервы самого большого государственного инвестора — Инвестиционного управления Абу-Даби — приближаются к 900 млрд долларов.

1 ноября 2011 г. министр иностранных дел ОАЭ А.Аль Нахайян и его российский коллега С.В. Лавров в рамках состоявшегося в Абу-Даби Первого министерского заседания стратегического диалога Россия — ССАГПЗ подписали Меморандум о принципах и направлениях стратегического диалога между РФ и этой организацией.

Особый акцент в документе был сделан на необходимости наращивания объемов взаимной торговли и инвестиций путем поощрения контактов между представителями деловых кругов в интересах использования инвестиционных возможностей сторон, улучшения сотрудничества в области промышленности, энергетики, мирного использования ядерной энергии, и возобновляемых источников энергии и др.

Крупнейший региональный транспортный узел и безналоговая зона, возможность прямых поставок продукции, минуя Европу, открытые рынки и сильный частный сектор — все это создает преимущества в процессе поиска партнеров для российских компаний.

Во внешнеэкономических отношениях двух стран не существует каких-либо проблемных вопросов, отсутствуют количественные, антидемпинговые и другие ограничительные меры во взаимной торговле. подписано межправительственное соглашение о поощрении и взаимной защите капиталовложений, открывающее новые возможности для развития инвестиционного сотрудничества.

Стоит подчеркнуть, что отмеченных результатов не удалось бы достичь без помощи первого за 35-летнюю историю совместных отношений официального визита главы российского государства. Президент В.В. Путин, посетивший ОАЭ 10 сентября 2007 г., в ходе переговоров с руководством страны уделил немало времени обсуждению перспектив двустороннего инвестиционного партнерства.

Примечательно, что к этому моменту сторонами на институциональном уровне уже был сделан неплохой задел для развития многоплановых отношений в обозначенной области.

Так, была учреждена Межправительственная Российско-Эмиратская комиссия по торговому, экономическому и научно-техническому сотрудничеству. Также по линии коммерческих кругов налаживать предпринимательские контакты призван Российско-Эмиратский деловой совет (РЭДС), соглашение о создании которого было подписано в Дубае в мае 2006 г. между Российско-арабским деловым советом при ТПП России и Федерацией ТПП ОАЭ.

В добавление ко всему, учитывая, что ОАЭ поэтапно превращается в важный региональный центр реэкспортной торговли, совершенствует и расширяет систему действующих свободных экономических зон, все более аккумулируя международные финансовые и инвестиционные потоки, продолжает создание промышленных предприятий, развитие энергетики и инфраструктуры, включая нефте- и газопроводы, рынок ОАЭ смело можно назвать привлекательным и перспективным. Во многом это достигается при содействии весомого государственного лоббирования, повышающего гарантии для осуществления совместных сделок.

В конце 2012 г. в ОАЭ запланировано проведение Российско-эмиратского бизнес-форума, участниками которого станут представители деловых кругов, руководители государственных структур и крупнейших компаний, банков, главы и члены ТПП Шарджи, Дубая, Фуджейры, Абу-Даби и других эмиратов, а также остальных стран Персидского залива. В рамках мероприятия состоятся пленарное заседание и круглые столы по наиболее актуальным направлениям российско-эмиратской экономической и инвестиционной повестки дня.

По итогам мероприятия российские и эмиратские энергетические компании получат возможность презентовать инвестиционные проекты и услуги с тем, чтобы продолжить укреплять двусторонние экономические отношения, выводя их на качественно новый уровень.

Государство Катар

Катар намного меньше других стран пострадал от последствий глобального финансово-экономического кризиса. Как следствие, макроэкономические показатели эмирата по сей день отличают стабильность и устойчивый рост, что ставит его в число государств с быстро развивающимися экономиками.

Этого вряд ли бы удалось достичь, если бы экономику не цементировало производство углеводородов, в первую очередь сжиженного природного газа (СПГ), по объемам экспорта которого Катар является мировым лидером с 2008 г.

Стабильная ситуация в экономике позволяет Катару осуществлять активную внешнюю политику, в том числе и на российском направлении. В прошлом году состоялись официальные визиты Эмира Хамада и премьер-министра, министра иностранных дел Х. бен Джасема в Москву, а также заместителя Председателя Правительства России И.И. Сечина и Полномочного представителя Президента России в Уральском Федеральном округе (УФО) Н.А. Винниченко в Доху. Помимо этого, был проведен целый ряд визитов российской стороны в Катар на уровне министров, парламентариев, руководителей крупных государственных и частных компаний и банков.

Тем не менее, приходится констатировать, что пока уровень двустороннего политического диалога не соответствует степени экономических и инвестиционных связей.

Достаточно сказать, что российско-катарский товарооборот в 2010 году составил порядка 14,5 млн долларов, причем его структура на 98% представлена российским импортом (продукцией органической химии и оборудованием), а инвестиционные вложения и вовсе отсутствуют.

Даже созидательная деятельность на институциональном уровне не способствовала увеличению торговли и привлечению инвестиций. В частности, учреждена Совместная Российско-Катарская комиссия по газу и энергетике, которая проводит соответствующие заседания. Достигнута договоренность о создании Межправительственной Российско-Катарской комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству.

В добавление к этому в 2010 г. Катар посетили две многочисленные делегации УФО, состоящие из чиновников и предпринимателей. В рамках первого визита при содействии Катарской ассоциации бизнесменов в Дохе был проведен Первый Катарско-российский экономический форум под названием «Текущее состояние, возможности и перспективы развития сотрудничества между Катаром и Уральским федеральным округом».

Согласно годовому отчету ОАО «Газпром», в декабре 2010 г. газовый холдинг открыл Представительство в Катаре с целью развития долгосрочного взаимовыгодного экономического сотрудничества с эмиратом, а также представления и защиты интересов компании на Ближнем и Среднем Востоке. В планах – взаимодействие с государственными органами и нефтегазовыми компаниями Дохи и стран Персидского залива, а также координация деятельности дочерних компаний «Газпрома» на региональных энергетических рынках.

Однако функционирование Представительства до сих пор не начато, поскольку оно до сих пор не может получить коммерческую регистрацию, которая, как правило, выдается в недельный срок. Тем не менее, «Газпром» надеется закрепиться в Катаре и к 2015 г. принять участие в совместных проектах по добыче и сжижению природного газа после снятия моратория на расширение добычи на месторождении «Северное», введенного властями эмирата в 2005 году.

По мнению автора, в перспективные планы российской компании вполне может внести серьезные корректировки арабская стратегия ведения государственных дел и бизнеса, зачастую характеризующаяся длительными проволочками и излишним бюрократизмом, которые способны посеять зерно сомнения в конечной реализации успешно начатых переговоров. В этой связи уповать на то, что катарское руководство обозначило 2014 г. сроком окончания моратория, не стоит, поскольку ситуация может измениться, как уже было в 2009 г., когда Доха приняла решение продлить указанный запрет на активизацию добычи.

Кроме того, стоит учитывать не только правовые, экономические, но и политические риски. Например, в Катаре, который обошли стороной события «арабской весны», все-таки возможна смена власти. Эмир, оказавшийся у руля в результате «бескровного переворота» 1995 г., обладает слабым здоровьем, а занять его место среди представителей авторитетных катарских кланов предостаточно.

Тем не менее, даже при нынешней власти отсутствие реального интереса к российским проектам со стороны катарского бизнеса не вселяет надежды на динамичное развитие двустороннего экономического сотрудничества, о котором официально было заявлено по итогам визитов в Москву высших руководителей эмирата.

Так, компания «ВТБ Капитал» (инвестиционное подразделение «Банка ВТБ») предложила катарской стороне два газовых поля средней величины, проведя в Дохе соответствующую презентацию в июле 2010 г. Работа по проекту не осуществлялась около 5 месяцев, пока министр энергетики и промышленности Катара М.Сада не провел переговоры с представителем «ВТБ Капитала». Сегодня проект находится в стадии проработки катарскими специалистами, которая может затянуться на многие месяцы, в итоге так и не завершившись положительным для нас результатом.

Работа катарцев по проекту «Ямал-СПГ», осуществляемому крупнейшим российским независимым производителем газа «Новатэк», также не дала ожидаемых результатов.

Основная проблема заключается в ангажированной деятельности западных специалистов, работающих в катарских структурах. Зачастую эти люди намеренно предоставляют российским структурам неверные данные, замедляют работу над проектами, выходя на связь слишком поздно, когда все разумные и допустимые сроки истекли. Граждане США, Великобритани, Франции, а также представители других стран, отвечающие за развитие инвестиционных проектов, предложенных Москвой, никогда не позволят российским предпринимателям занять какую-либо нишу на катарском энергетическом рынке, опасаясь, что это может «отобрать хлеб» у западных компаний, таких как «Эксон Мобил», «Шелл», «Тоталь». В этом случае крупному российскому бизнесу доступ в Катар сегодня фактически закрыт.

Для того чтобы качественно улучшить нынешнее положение дел, необходимо принять определенные меры, с помощью которых удалось бы поставить на место иностранных советников, не только лишающих оба государства экономической прибыли, но и обостряющих политические отношения между ними.

К тому же, стоит учитывать катарский деловой менталитет, который не ставит во главу угла быстрое получение денег в обход действующего законодательства, а, наоборот, приветствует серьезное намерение иностранного партнера поучаствовать в длительном развитии той или иной совместной сделки. В этой связи тем российским фирмам, которые все-таки не оставляют надежды на кооперацию с эмиратом, целесообразно пойти по пути «Газпрома» и открыть представительство в Дохе. Кроме того, согласно местному предпринимательскому законодательству, в большинстве случаев (когда деятельность не осуществляется напрямую) иностранная компания, намеревающаяся работать в Катаре, подбирает местного бизнес-агента, который будет представлять ее интересы в катарских государственных и частных организациях, ведь большинство разрешений и лицензий на ведение коммерческой деятельности в эмирате могут получить только катарцы.

Кроме того, участие иностранных компаний в тендерах также более целесообразно осуществлять через катарского представителя, который, находясь в эмирате, с меньшими затратами может получить необходимую информацию и документы, а также реагировать на любые изменения в конъюнктуре местного рынка.

Следует отметить, что катарское законодательство содержит множество юридических нюансов, существенно усложняют процесс ведения бизнеса. Именно поэтому потенциальным российским инвесторам следует заранее рассмотреть возможные стратегии и правильно подобрать организационно-правовую форму для своей компании в эмирате.

Помочь на данном этапе может не только катарский агент-посредник, но и выверенная, скоординированная работа российских структур. Было бы разумно открыть, наряду с коммерческими, представительства профильных государственных и общественных учреждений, как это успешно делают многие западные и азиатские государства.

Таким образом, что неопределенность и «затяжки» катарской стороны в отношении инвестиционных проектов, предложенных Москвой, обусловлены отнюдь не отсутствием денежных средств, а носят иной характер. С одной стороны, Катар ждет «добро» от Запада, который фактически является «серым кардиналом», управляющими внешнеэкономическими действиями эмирата. С другой – российский бизнес сам не проявляет должной заинтересованности в действенном финансовом сотрудничестве, поскольку не хочет соблюдать привычные для катарских бизнесменов стандарты ведения бизнеса, которыми, в свою очередь, умело овладели западные фирмы.

Государство Кувейт

Кувейт способен дать России многое в плане накопленных финансовых ресурсов и опыта в добыче нефти, но до сих пор между странами отсутствуют совместные крупные нефтегазовые проекты. С чем это связано?

Прежде всего, эффективному энергетическому партнерству не способствует информационный вакуум, в котором пребывают потенциальные инвесторы двух государств. В этой связи необходимо восполнить существующие пробелы и, охарактеризовав двусторонние политико-экономические связи, проанализировать инвестиционную привлекательность Кувейта.

В 2010 г. состоялись переговоры министра иностранных дел России С.В. Лаврова со своим кувейтским коллегой и М. Сабахом ас-Сабахом, прибывшим в Москву, чтобы обсудить вопросы энергетического партнерства. По словам арабского чиновника, в будущем Кувейту могут понадобятся навыки и опыт российских нефтяников в области нефтедобычи, которую кувейтское правительство планирует постепенно увеличивать и к 2020 г. ежесуточно добывать до 5 млн баррелей, вместо 2,7 млн.

Вообще подобная задача стоит перед странами ОПЕК, которые вынуждены отстаивать свои пошатнувшиеся позиции на посткризисном мировом энергетическом рынке.

В начале сентября 2009 г. на очередной встрече нефтяной картель высказал публичные претензии к России в связи с тем, что та не сокращала производство нефти на фоне низких цен, как к тому призывала организация.

Тогда глава ОПЕК А. аль-Бадри заявил, что встревожен нежеланием Москвы сотрудничать с организацией, а министр энергетики Катара А. Аль Аттыйя раскритиковал Россию за то, что она не присоединилась к решениям ОПЕК о сокращении добычи.

На что последовал российский ответ о том, что Москва будет развивать сотрудничество с ОПЕК, однако решение об объеме экспорта нефти будет принимать на основе своих национальных интересов.

Реформирование ОПЕК, приватизация и увеличение ближневосточных инвестиций в российскую энергетическую отрасль — вот тот путь, который видят аравийские монархии для решения новых задач. Начало этому процессу кувейтскими властями успешно положено.

В частности, Кувейт поддерживает тесные связи с Россией во многих отраслях энергетики. Между двумя странами постоянно проводятся консультации и координация деятельности глобальном нефтяном рынке, что стало одним из поводов создания совместного комитета по торгово-экономическому, научному и техническому сотрудничеству.

Примечательно, что в географическом плане Россия расположена близко к Кувейту. К тому же, оба государства являются крупнейшими нефтедобывающими странами. Названное обстоятельство очень важно для проведения выгодной энергетической политики.

Россия выглядит для арабских инвесторов привлекательно еще и в силу специфики их капитала, тесно связанного с государством и правящими кланами. Это особенно характерно для Кувейта, Саудовской Аравии и ОАЭ, предпринимательские круги которых предпочитают полный контроль над бизнесом, хотят сами принимать все ключевые решения, однако за пределами своих стран это не всегда возможно. Вот почему кувейтские инвесторы десятилетиями держали нефтедоллары на западных счетах, и лишь в последние годы правящая семья решила диверсифицировать капиталовложения.

Что касается российского участия на кувейтской территории, то в перспективе оно возможно в ряде следующих проектов. Так, «Сибнефть», участвуя в консорциуме, наряду с иностранными корпорациями, возглавляемыми компанией «Шеврон», может претендовать на осуществление крупного проекта по развитию северных нефтяных месторождений Кувейта. Компании «Машиноимпорт», «Трест Коксохиммонтаж», «Технопромэкспорт» участвовали в предквалификации и в торгах на осуществление кувейтских проектов. «Роснефть» также рассматривает возможность выхода на энергетический рынок Кувейта.

Здесь необходимо подчеркнуть, что высокую инвестиционную привлекательность Кувейта во многом формирует пакет макроэкономических и микроэкономических критериев, особенно с учетом высокого уровня развития хозяйственной инфраструктуры. Страна до сих пор является одним из «островков» благополучия и процветания во всем регионе. Это подтверждается тем, что в государстве принят закон о прямых иностранных инвестициях, который нацелен на привлечение в промышленность иностранного капитала.

Теперь потенциальный российский инвестор может осуществлять свою деятельность на основании лицензии, выданной ему по решению министра торговли и промышленности в соответствие с рекомендацией, сделанной комитетом по иностранному капитальному инвестированию после получения одобрения в соответствующих компетентных органах.

Стоит особо отметить, что кувейтским законодательством предусмотрен ряд привилегий иностранным инвесторам.

Во-первых, освобождение от уплаты подоходного налога или любых других налогов на период, не превышающий десяти лет с момента действительного начала осуществления проекта, с освобождением от уплаты налога с новых инвестиций, вкладываемых в данный проект, на аналогичный период времени.

Во-вторых, предоставление возможности избегания двойного налогообложения, заключение соглашений, исключающих возможность двойного налогообложения.

В-третьих, полное или частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин и сборов при ввозе машин, оборудования, запасных частей, необходимых для сооружения, замены, расширения и развития деятельности, а также сырья, полуфабрикатов, упаковочных материалов, необходимых для целей производства.

В-четвертых, выделение земли и объектов недвижимости для целей инвестирования в соответствии с законами и подзаконными актами Кувейта.

В-пятых, возможность задействовать иностранную рабочую силу в соответствии с законами и подзаконными актами Кувейта.

По прогнозам автора, в ближайшей и среднесрочной перспективе экономическое и финансовое положение страны будет оставаться устойчивым, так как существенный приток поступлений от нефтяного экспорта будет позволять правительству решать актуальные текущие задачи и планировать экономическое развитие Кувейта.

В то же время нынешняя тенденция свидетельствует о том, что рост ВВП в стране будет замедляться, даже несмотря на запуск крупных инвестиционных проектов, рассчитанных на ближайшие 10 лет. Это объясняется относительно небольшими аккумулятивными возможностями ограниченной по своим масштабам кувейтской экономики. Еще не так давно Кувейт в числе немногих государств был бесспорным лидером в арабском регионе по основным социально-экономическим показателям и имел отличные перспективы дальнейшего процветания.

Анализ состояния и перспектив нефтегазового сотрудничества России со странами Персидского залива, позволяет прийти к следующим выводам.

Интересы России в арабском регионе имеют тенденцию к поэтапному запуску новых и укреплению уже существующих проектов. Для этого целесообразно использовать эффективные механизмы для продвижения собственных компаний на рынках монархий Персидского залива. Первым является активный переговорный процесс с участниками двух региональных профильных организаций – Форума стран — экспортеров газа и Организации стран-экспортеров нефти. Вторым – конструктивный диалог с местными предпринимателями на предмет расширения сферы российских капиталовложений.

Касаев Э.О.
Источник: "Институт Ближнего Востока "


Вернуться назад