ОКО ПЛАНЕТЫ > Статьи о политике > Эксперт: Сокращение числа морских вузов повлечет кадровый голод на флоте

Эксперт: Сокращение числа морских вузов повлечет кадровый голод на флоте


4-10-2012, 11:59. Разместил: virginiya100

Руководство высших учебных заведений, обучающих морским специальностям, опасается, что объявленное минобрнауки РФ уменьшение числа государственных вузов и их филиалов может отрицательно сказаться на отраслевом образовании.

Об этом заявил во Владивостоке на выездном заседании совета Федерального агентства морского и речного транспорта Сергей Кондратьев, ректор государственного морского университета имени адмирала Ушакова.

В преддверии запланированного сокращения проходит мониторинг деятельности вузов, который определяет качество их работы. Кондратьев отметил, что общие критерии оценки эффективности, в частности, средний балл ЕГЭ абитуриентов, не совсем подходят для оценки морских учебных учреждений. Дело в том, что средний балл зависит от популярности профессии, и нередко она может быть не очень модной, но очень востребованной.

Тем не менее Росморречфлот начал оптимизировать структуру подведомственных институтов и университетов по принципу "один город - один вуз или филиал". Так, в Санкт-Петербурге приступили к объединению двух отраслевых высших учебных заведений, в Мурманске - нескольких филиалов.

- Но не стоит делать это огульно: эти вузы созданы по территориальному принципу, и такие решения надо соотносить с экономической спецификой региона, - объясняет Сергей Кондратьев.

Впрочем, вопрос качества отраслевого образования стоит очень остро, и эксперты это признают: всего два вуза страны из семи, подведомственных Росморречфлоту, - в Новороссийске и Владивостоке, - обучают специалистов в соответствии с международной Конвенцией о подготовке и дипломировании моряков.
Только два вуза страны из семи, подведомственных Росморречфлоту, - в Новороссийске и Владивостоке - готовят специалистов в соответствии с международными требованиями

Ректор морского университета во Владивостоке Сергей Огай отметил достаточно высокую конкурентоспособность своих выпускников - около 70 процентов трудоустраиваются по специальности, хотя, по его словам, в Москве почти столько же уходят из морской профессии в другие сферы.

- Мы много лет боремся за наши учебные заведения, считаем, что в силу их специфики они должны остаться в отраслевом подчинении. Минобрнауки предприняло очередную попытку нормативными актами осложнить нам жизнь, но мы будем бороться, попытаемся убедить правительство в нашей правоте.

Итоговый протокол совета с предложениями по решению проблем отраслевого образования будет представлен в минобрнауки и минтранс, - продолжил тему глава Росморречпорта Александр Давыденко.

Как он заметил, российское морское образование ценится за рубежом, и это можно назвать ярким примером экспорта услуг.

- Кстати, Международная морская организация подсчитала, что к 2015 году дефицит командных кадров на флоте составит от 40 до 60 тысяч человек. Если сократить сейчас количество российских морских вузов, кадровый голод коснется прежде всего нашего флота, - предупреждает Давыденко.

Между тем, по прогнозу заместителя министра образования и науки Александра Климова, число вузов и филиалов в России сократится примерно на 20 процентов. Произойдет это в ближайшие два-три года.

Кстати:
На прошедшем во Владивостоке заседании Морской коллегии при правительстве РФ глава Росрыболовства Андрей Крайний вновь поднял вопрос о работе молодых специалистов на флоте как альтернативе воинской службе. "Выпускники морских вузов уходят в армию и не всегда возвращаются трудиться по специальности. Нужно приравнять работу на флоте к альтернативной воинской службе, тогда более 60 процентов выпускников будут оставаться в профессии, и это будет хорошей практикой", - сказал Крайний. Он также напомнил, что у отраслевых вузов очень мало учебных судов для прохождения практики: на всю страну - три парусника и два учебно-производственных судна. Результат: всего 64 процента студентов-очников набирают к концу обучения необходимый для получения первого морского рабочего диплома плавценз - от 8 до 12 месяцев.


Вернуться назад