Встреча глав правительств СНГ в Ялте для Украины закончилась предсказуемо печально. Азаров поговорил с Медведевым и коллегами, позавидовал чужим успехам, повздыхал по поводу того, что не получается одним хавальником есть сразу из двух корыт. Азарову это вдвойне обидно. Бывший русский геолог и украинский налоговик, он за почти 20 лет на руководящих постах в Нэзалэжной успел понять и на практике убедиться в бесперспективности евроинтеграции. Этакая вечная дорога за миражом. Причём "в пути кормить не обещали".
Сам-то он не голодает, но всё труднее объяснять гражданам, что хорошего в этом движении в никуда. За двадцать с лишним лет псевдоевроинтеграции никто не привел ни единой цифры, доказывающей выгодность этого выбора. Все, включая "евродрузей Украины", отделываются общими фразами. Не забывая категорически запрещать даже думать о союзе с Россией и другими странами СНГ. Хотя там выгоды очевидны и достижимы в течение года. Что лишний раз подтвердила встреча в Ялте.
Если Украина не хочет пролететь мимо огромных денег и благополучной жизни, как воздух через турбовентиляторный двигатель Ан-70, то надо срочно воссоединять экономики и народы наших стран. Для начала хотя бы поставками этих двигателей для Ан-70. Но, потеряв 15 лет в бесплодном разжигании русофобии и мечтаний о том, как Ан-70 будут покупать в мире, Украина и сейчас не чешется.
Киев, еще в мае пригласивший гостей, совершенно безосновательно надеялся на решение стратегических вопросов. Но в результате довольствовались тем, что и следовало для страны, не являющейся членом Таможенного и Евразийского союзов, да и в СНГ участвующей через пень-колоду. А пока Украина раскачивается, в Евразийский союз напросился Узбекистан.
Киев в течение полугода возлагал особые надежды на эту встречу. Ведь она проходит за месяц до парламентских выборов и через неделю после вступления в силу Договора о зоне свободной торговли Украины и других стран СНГ. Ялта была бы прекрасной площадкой для сообщения о велииких достижениях Януковича. Вот только для этого надо было что-то делать реально, а не ходить с протянутой рукой и канючить.
Почему-то Янукович и Ко рассчитывали, что ЗСТ даст Украине те преференции, которые существуют для членов ТС. Чуда не произошло. Азарову публично объяснили, что таможенные пошлины, тарифы и сборы полностью отсутствуют только внутри таможенных союзов. А ЗСТ хоть с СНГ, хоть с ЕС работают одинаково - дают лишь некоторые некритичные преимущества. Причем как правило не Украине, а более сильным партнерам (именно поэтому ЗСТ с ЕС выгодно именно ЕС, а не Украине). Доступ же к трубопроводам и внутренние цены на стратегическое сырьё - увольте. Только для своих. Украина же многократно требовала европейских цен на газ. Сегодня мечта Ющенка сбылась - Украина покупает газ по европейским ценам.
Ещё две недели назад вице-премьер российского правительства Аркадий Дворкович подчеркнул, что снижение цен на газ для Украины возможно только в одном случае – при условии полноправного членства в Таможенном союзе. На днях замминистра экономического развития России Андрей Клепач в ходе видеомоста Москва–Киев "Больше, чем СНГ: новый формат сотрудничества в рамках Содружества" уточнил, что зона свободной торговли не отменяет экспортные пошлины на энергоносители. "Согласован список, по которому во взаимной торговле Россия сохраняет экспортную пошлину на энергоресурсы. Это вопрос наших отношений не с Украиной, а с внешним миром: не может быть для Украины один режим, а для Германии другой", – сказал он, уточнив, что переговоры о доступе третьих стран к транзиту газа по российским трубопроводам еще ведутся. Он также заметил, что многие из транзитных проектов, которые Россия со следующего года будет реализовывать с партнерами, тоже вписаны в рамки Таможенного союза.
Торговые отношения вне рамок союзов для Украины будут только ухудшаться - от братских вплоть до бесплатных поставок 90-х до чисто рыночных. С сответствующим лоббированием, торговыми войнами и протекционизмом. Об этом свидетельствует и противостояние из-за утилизационного сбора на автомобили, и новые мясо-молочные конфликты, разгоревшиеся буквально накануне Ялтинской встречи премьеров. Роспотребнадзор снова ограничил поставки на российский рынок продукции восьми украинских мясных и молочных предприятий. Это абсолютно нормальные отношения на мировом рынке. И бесполезно стенать по этому поводу. Альтернатива и выгоды от полноценного союза трех братских православных государств очевидны всем. Именно поэтому ЕС и США всячески противятся ему - зачем им мощнейший конкурент?
За какой-то год работы Евразийскгого союза Россия, Белоруссия и Казахстан поджняли экспорт своих государств между собой на 30-40%. Для Украины, значительно дальше откатившейся с 92-го года, но имеющей остатки востребованных производств и потенциально способная восстановить выпуск нужной продукции, способна за два первых года членства в ТС удвоить товароооборот с соседями.
Между тем украинская партия власти все еще питает надежды куда более скромные. Лидер парламентской фракции Партии регионов Александр Ефремов считает, что ЗСТ СНГ позволит увеличить товарооборот на 35%. Премьер-министр Николай Азаров уверен, что это приведет к 2,2% роста ВВП. Правительственный уполномоченный по вопросам сотрудничества с СНГ Валерий Мунтиян заявил украинским СМИ, что спорные вопросы (в том числе относительно экспортных пошлин на энергоносители и широкого списка изъятий из режима свободной торговли) можно решить со временем. Но уже в следующем году вступивший в силу документ позволит Украине увеличить объем экспорта товаров в Россию более чем на 1 млрд. долл.
Но самым успешным проектом на сегодня считается сотрудничество в самолетостроении. Два с половиной года вялотекущих переговоров после Харьковских соглашений наконец-то начали приносить плоды. Украинский "Ан" решил все вопросы о совместном с КАПО им. Горбунова серийном производстве военно-транспортных самолетов Ан-70. Этот турбовентиляторный проект времен СССР Украина тормозила 20 лет. Всё хотелось получить не менее 70% от цены машины и такую же долю в СП. Не сработало. В результате Россия снизила заказ с 220 до 60 машин для своих ВВС. Украина планирует поставить своим воздушным силам две машины (а может и три). Теперь Украина будет получать 30-40% и делать двигатели, крылья и хвост. Но и это много лучше, чем ничего.
Сейчас ведутся последние подготовительные работы, после которых министерства обороны двух стран приступят к заключительному этапу испытаний. В 2015–2016 годах должна начаться закупка самолетов (один, собранный для украинских ВВС в итоге продали России), а также планируется начало производства модернизированного Ан-124-100 "Руслан". Скорее всего на заводе в Ульяновске. Там уже собраны не менее трех машин. Антонов планирует подписать документы о создании СП еще и с корпорацией Русские машины – для производства самолетов Ан-140 на базе самарского завода Авиакор.
Лиха беда начало. Может Януковича всё-таки экономическая безысходность Украины загонит в Таможенный союз. Хотя на Украину, судя по всему, ему плевать. Точно так же, как и всем предыдущим президентам Руины-Украины.
Исполлзованы материалы новостных агенств, в частности http://news.bigmir.net/world_about_us/618951-NG-Dlya-SNG-deshevogo-rossiiskogo-gaza-net |