Рыдал... Сегодня что, день юмора?
http://www.inopressa.ru/article/26Sep2012/faz/gas.html
В начале месяца премьер-министр Украины Николай Азаров предложил в интервью Frankfurter Allgemeine Zeitung передать стратегические транзитные трубопроводы консорциуму из Украины, России и ЕС, чтобы выполнить работы по модернизации системы, стоимость которых оценивается в 4,5 млрд евро.
Поначалу предложение удивило своей бесперспективностью. Автор статьи напоминает, что украинские трубопроводы имеют важнейшее значение для всей газовой торговли России в Центральной Европе. По данным "Нафтогаза", их мощность втрое больше планируемой мощности "Северного потока". И как раз в силу важности украинской газотранспортной системы Москва не раз отклоняла идею трехстороннего консорциума по ремонту потрепанных трубопроводов, вместо этого желая создать СП между "Газпромом" и "Нафтогазом", в котором "Газпром" будет доминировать над украинским партнером хотя бы в силу своих размеров", говорится в статье.
По словам автора, Россия подчиняет себе Украину, назначив "беспрецедентно высокую цену на газ. Крайне неэффективная тяжелая промышленность Украины зависит от газа, импортируемого из России, и не защищена от ценового диктата Москвы". На основании кабального договора, к подписанию которого Путин принудил Юлию Тимошенко после "газовой войны" 2009 года, Украина сегодня платит за тысячу кубометров газа в восемь раз больше, чем в 2006 году. Подобная ценовая политика, указывает Конрад Шуллер, используется, чтобы вынудить Украину вступить в Таможенный союз с Россией, Белоруссией и Казахстаном, продвигаемый Путиным. Кроме того, продолжает автор, давление на Украину оказывается с помощью новых трубопроводов, контролируемых Россией: это "Северный поток" и "Южный поток". "Чем больше обходных путей, тем меньше впечатления на Москву производит блокировка старых".
Однако на ежегодной конференции "Ялтинская европейская стратегия" выяснились новые аспекты, пишет автор. По его словам, представители исполнительной власти Украины дали понять, что страна ищет помощи на Западе, поскольку Москва, по-видимому, просто ждет "финансового коллапса Украины", чтобы "скупить трубопроводы за бесценок".
Депутат Бундестага Карл Велльманн, выступающий за участие немецких фирм в запланированной реконструкции газотранспортной системы Украины, на той же конференции заявил, что Россию нужно будет убедить в том, что "Южный поток" не сможет заменить украинские трубопроводы. По его словам, новая линия будет стоить в четыре раза больше, чем ремонт существующей ГТС, а закроет всего половину ее мощности. Кроме того, она будет крайне дорога в эксплуатации, поскольку газ придется качать по подводной линии под колоссальным давлением без единой промежуточной компрессорной станции. Еще один аргумент в пользу сотрудничества с Украиной - перемены на мировом газовом рынке. "С тех пор как в США и в других местах началась разработка огромных новых месторождений сланцевого газа и появилась возможность доставлять его в европейские порты с помощью танкеров, замаячила вероятность полного освобождения Европы и Украины от зависимости от российского газа", - говорится в статье.
Автор сообщает, что министр энергетики Украины Юрий Бойко в пятницу провел переговоры с еврокомиссаром Гюнтером Эттингером о возможности смены направления потока газа в системе, а немецкое предприятие RWEST еще в мае подписало рамочное соглашение о возможных поставках "Нафтогазу".
Группа немецких фирм под руководством Ferrostaal GmbH в последние месяцы занимается пилотным проектом по реконструкции одной из 74 украинских компрессорных станций - мощность станции должна повыситься на 30%. "Если пилотный проект будет удачным, Россия в один прекрасный день может увидеть, что вместо трехстороннего консорциума, который она так долго блокировала, наметится двустороннее решение без ее участия", - подытоживает автор.
Однако, отмечает он, для этого Украине придется выполнить многочисленные условия Европы, в первую очередь прекратить произвол судов и рационализировать гигантский дефицитный концерн "Натфогаз", а также найти способ уйти от жестких обязательств по покупке российского газа, прописанных в текущих контрактах. В конечном счете, россиян все равно придется вовлекать в проект, признает издание, ведь если Москва блокирует свои поставки, итогом проекта станет трубопровод без газа, или, по выражению депутата Велльманна, "самая протяженная свалка металлолома в мире".
Источник: Frankfurter Allgemeine