ОКО ПЛАНЕТЫ > Статьи о политике > Глобализация и отношения ислама с Западом: образы и эмоции ("Ankara Strateji Enstitusu", Турция)
Глобализация и отношения ислама с Западом: образы и эмоции ("Ankara Strateji Enstitusu", Турция)25-09-2012, 13:26. Разместил: VP |
© REUTERS Esam Al-Fetori
Нападение на американское посольство в Ливии в день одиннадцатой годовщины теракта 11 сентября и убийство посла Криса Стивенса нельзя рассматривать как заурядный террористический акт или покушение на убийство. Это стало важным знаком, указывающим на риски, подстерегающие нас в эру глобализации, и глубокие политические и социальные трансформации. Так, вслед за событиями в Ливии, протестные демонстрации и акции распространились и в других государствах. Прежде всего, данный инцидент показывает пугающую силу интернета и коммуникационных технологий, способных мобилизовать широкие массы. Для подобного рода событий не требуются ни крупные денежные средства, ни масштабная организация, ни продолжительное время, ни достоверные сведения. Необходимы только интернет и коммуникационные технологии, которые в глобальном масштабе распространят определенные образы и эмоции. При этом - непредсказуемо, кто и когда сможет выбрать момент для приведения в движение толпы, что предполагает серьезную опасность и нестабильность на международной арене. Как показывают последние события, для обеспечения стабильности в новой глобальной среде необходимы два элемента: управление образом и управление эмоциями. Коммуникационные технологии позволяют быстро провоцировать эмоции, которые легко формируют образ «друга» или «врага». Ряд исследователей называет современное мировое взаимодействие «геополитикой эмоций» и полагает, что политикой мира управляют чувства страха, унижения и надежды. При этом, образы определяют, какое чувство, каким образом и на кого направлено. В контексте последних событий рассмотрим, как взаимодействуют чувства и образы, и что они подразумевают для нестабильной структуры отношений ислама и Запада. При нападении на американское посольство имели место протестные акции в отношении размещенного в интернете фильма, оскорбляющего чувства верующих. В сущности, этот фильм спровоцировал толпу путем унижающей риторики на основе культурных и религиозных предубеждений. Мобилизация масс может быть вызвана двумя причинами: первая – техническая (интернет), вторая – эмоциональная (определенные символы, обращенные к типичным предрассудкам). Говоря о значении технического измерения, необходимо отметить, что, если бы не интернет (Youtube), информация о фильме могла не достичь адресата, - так же, как могло и не последовать эмоциональной реакции. Что касается провокации эмоций, изначально было объявлено, что создателем фильма является американец израильского происхождения Сэм Бэсайл. «Американец» и «Израиль» – ключевые слова, пробудившие массы. Распространявшие эти слова лица прекрасно понимали, что, где бы они ни прозвучали, они способны мобилизовать мусульман. Так, впоследствии возникли споры относительно того, является ли Сэм Бэсайл реальным человеком. Как сообщили играющие в фильме актеры, в действительности они полагали, что играют другие роли, при этом один из актеров был изображен Пророком и озвучен после того, как он принял участие в съемках. Теперь уже не имеет значения, что это был любительски снятый фильм, который невозможно воспринимать серьезно, - поскольку стрела уже сорвалась с тетивы, активировав образы и эмоции. Нет необходимости говорить о том, что фильм не имеет никакой связи с американским руководством. Однако, благодаря образам, конструируемым вышеупомянутой «триадой эмоций», мишенью стали руководство США и американское посольство. После выдвижения тезиса Хантингтона о «столкновении цивилизаций» в общественном мнении возникает идея враждебности между исламом и Западом. Ошибки, совершенные Вашингтоном в Афганистане и Ираке после 11 сентября, привели к тому, что эта враждебность стала переплетаться с образом США. Что касается вопроса о превращении образов в протестную акцию, то здесь важную роль сыграли спровоцированные через интернет эмоции. Американское руководство, пытаясь исправить собственный образ в Пакистане и успокоить эмоции протестующих, чтобы показать, что осуждает злополучный фильм, выделило 70 тысяч долларов национальному телевидению. Иногда образ ислама на Западе и образ Запада в исламском мире складываются из различных элементов нестабильности. Виток этих зрелых образов и эмоций за последние 10 лет представляет собой бомбу, готовую взорваться в любой момент. В этой связи сложившуюся ситуацию можно интерпретировать с трех точек зрения. С точки зрения западного мира Восхваляющий демократию, индивидуальные права и свободы Запад в рамках глобальных потрясений вынужден заново определять эти понятия, научиться проявлять уважение к религии, верованиям и различным культурам, которые его образуют, поскольку в глобализирующемся мире все живут в одном доме. Терпение и уважение к иудеям, буддистам, христианам должно также проявляться по отношению к исламу, при этом необходимо провести четкую черту между свободой выражения своего мнения и оскорблением и унижением. Короткометражный фильм "За стеной" (ислам)
Декларация того, что ислам должен быть открытым для критики, возможна лишь в случае проведения различий между собственно критикой и оскорблением. В противном случае западный мир, прославляющий свой плюрализм, в новом витке образов и эмоций продолжит утрачивать свой престиж. В действительности, Запад провел подобную черту по вопросу расизма. Сегодня уже никто не расценивает расистские комментарии в рамках понятия о свободе выражения собственного мнения. При этом игнорирование оскорбления религиозных верований и идентичностей может привести к новым рискам для безопасности Запада.
Оригинал публикации: Küreselleşme ve İslam-Batı İlişkileri: İmajlar ve Duygular Вернуться назад |