ОКО ПЛАНЕТЫ > Статьи о политике > Глобализация и отношения ислама с Западом: образы и эмоции ("Ankara Strateji Enstitusu", Турция)

Глобализация и отношения ислама с Западом: образы и эмоции ("Ankara Strateji Enstitusu", Турция)


25-09-2012, 13:26. Разместил: VP
Халук Оздемир (Doç. Dr. Haluk Özdemir)
Пожар в консульстве США в Бенгази, Ливия

Короткометражный фильм "За стеной" (ислам)

 

Декларация того, что ислам должен быть открытым для критики, возможна лишь в случае проведения различий между собственно критикой и оскорблением. В противном случае западный мир, прославляющий свой плюрализм, в новом витке образов и эмоций продолжит утрачивать свой престиж. В действительности, Запад провел подобную черту по вопросу расизма. Сегодня уже никто не расценивает расистские комментарии в рамках понятия о свободе выражения собственного мнения. При этом игнорирование оскорбления религиозных верований и идентичностей может привести к новым рискам для безопасности Запада.

С точки зрения исламского мира

Одной из распространенных особенностей исламского мира является недостаток демократии. Страны, не являющиеся демократическими, где происходят манипуляции на пересечении образов и чувств народов, становятся благоприятной почвой для насилия. Большая часть населения этого пространства не верит в разницу позиции официального руководства и действий отдельных индивидов. В этой связи считается, что никто не способен ничего сделать за спиной государства. Это также создает образ, в котором народ отождествляется с руководством. В аналогичной форме для этих стран коррелируют скандальный фильм и американское руководство.

Как результат собственной политической культуры народ в авторитарных режимах отождествляет все происходящее в стране (например, наносящий оскорбление фильм) с руководством этой страны (США). Например, ответственность за сожжение экземпляра Корана американским священником возлагается на руководство США. Так, заявление президента Обамы относительно проявления уважения ко всем религиям не привело к успокаивающему воздействию на демонстрантов. В результате - в то время, как в странах с неразвитой демократией гораздо чаще обращаются к насильственным действиям, в странах, имеющих демократический опыт - таких, как Турция, население способно увидеть, что в подобного рода провокационных акциях, направленных против религиозных верований, свою роль играют некие радикальные группы, и остается более хладнокровным.

С этой точки зрения реагировать (проявлять эмоции) на манипулятивный и провокационный фильм или карикатуру (фальсификацию образа) – значит совершить наибольшую ошибку, поскольку посыл, который стараются передать такие визуализации, связан с тем, что ислам обусловливает насилие, а мусульмане склонны к террору. При этом, опровергает или поддерживает этот посыл реакция с применением насильственных методов и кровопролитие? В результате исламский мир, который не в силах контролировать свои эмоции, не сможет управлять собственным образом. Поэтому, протесты, организованные с появлением фильма и карикатур такого низкого качества, означают проявление эмоций по отношению к элементам, которые этого не заслуживают.

С глобальной точки зрения

Интернет и коммуникационные технологии, приводя в движение общественную и политическую динамику, погрузили нас в среду, в которой зачастую неизвестно, кто с кем, против кого и с какой целью действует. Например, Госсекретарь США Хиллари Клинтон в выступлении после нападения на американское посольство выразила недоумение относительно того, как народ, которому помогали обрести свободу, мог сделать подобное. При этом, странным образом противниками ислама были мобилизованы исламистские группы в форме, которая еще более усугубила образ ислама.

Распространение коммуникационных технологий на международной арене дает возможность всем, кто имеет доступ в интернет, создать глобальное воздействие на общественное мнение. Сегодня идея или действие одного человека может оказать влияние даже в глобальном масштабе и воспламенить массы. Эти технологические возможности при активации образов и эмоций могут создавать непредсказуемые элементы нестабильности. В результате наш мир, постепенно выходя из-под контроля, приобретает волнообразные и непредвиденные формы. С какими опасными и нестабильными проявлениями, особенно - в отношениях ислама и Запада, нам предстоит столкнуться при отсутствии грамотного управления образами и эмоциями?

 

Оригинал публикации: Küreselleşme ve İslam-Batı İlişkileri: İmajlar ve Duygular


Вернуться назад