ОКО ПЛАНЕТЫ > Статьи о политике > РФ и КНДР возвращаются к партнерству

РФ и КНДР возвращаются к партнерству


22-09-2012, 06:32. Разместил: Swarm

Россия и Северная Корея подписали соглашение об урегулировании долга в размере $11 млрд. 90% долга прощено, остальная сумма будет использована в операциях "долг в обмен на помощь". Россия дает понять, что возвращается к партнерским отношениям. Но хватит ли у Москвы смелости вернуть Северную Корею в ряды союзников?

Речь идет о задолженности КНДР по кредитам, предоставленным бывшим СССР, сообщил замминистра финансов России Сергей Сторчак. Россия списала 90% долга, оставшиеся $1,1 млрд. будут инвестированы в совместные проекты в области образования, медицины и энергетического сектора. Сумма немаленькая, почему российское правительство пошло на такой, несомненно, политический шаг, поскольку невозвратность этого долга была очевидна?

Для КНДР в силу ее модели государственного устройства - "чучхэ", т.е. ставки на собственные силы - Россия всегда являлась самым приемлемым из неприемлемых партнеров. Об этом говорят хотя бы три визита Ким Чен Ира в Россию. Однако до сих пор достигнутые договоренности о строительстве транзитного газопровода, железной дороги и линий электропередач в Южную Корею оставались на бумаге. Мало того, Россия в рамках своего участия в шестисторонних переговорах по ядерной программе КНДР всегда поддерживала самые жесткие санкции Запада против нее, что привело к ее изоляции, голоду и опасным перспективам.

Похоже, наконец, правительство России поменяло свою точку зрения на инспирированную Западом "северокорейскую проблему". Конечно, этому немало способствовала смена руководства и приход к власти Ким Чен Ына, который за 8 месяцев доказал свои способности управлять государством и готовность к переменам. Ясно, что вопрос теперь будет рассматриваться не только с точки зрения использования территории КНДР для транзита энергоресурсов в Южную Корею, но и в перспективе как возможного геополитического сотрудничества.

Северная Корея получает очевидные преимущества от оживления российского присутствия. Это, по сути, означает разрушение экономической блокады, снятие односторонней энергетической зависимости от Китая, пополнение бюджета минимум в $500 млн. в год на одних транзитных платежах. Мало того, президент Владимир Путин заручился на недавнем саммите АТЭС во Владивостоке поддержкой президента Южной Кореи в реализации грандиозных планов строительства инфраструктуры. Поэтому речь идет о трехстороннем партнерстве.

Пока же торговля между Россией и Северной Кореей ничтожно мала, даже по скудным стандартам последней. За последние 15 лет российско-северокорейский товарооборот колебался в районе $100-250 млн., тогда как за тот же период объем китайско-северокорейской торговли увеличился почти в 10 раз и в прошлом году составил $5,6 млрд. Но перспективы - хорошие. Достаточно сказать, что Россия имеет с КНДР общую границу и длинную историю отношений. Именно СССР в 1945 г. стал инициатором создания северокорейского государства, и долгое время страны были союзниками.

Тем не менее, некоторые специалисты так не считают. Например, авторитетный кореист, доцент исторического факультета Университета Кунмин в Сеуле Андрей Ланьков полагает, что сегодня внешняя политика России является прагматичной и она не собирается тратить деньги на такие "туманные цели", как престиж и поиск политического влияния за пределами бывшего Советского Союза. Кроме того, новый лидер Ким Чен Ын вряд ли сумеет удержать страну в руках, она присоединится по революционному сценарию к Южной Корее, поэтому вкладывать туда деньги опасно и частный инвестор России на это не пойдет, считает Ланьков.

Однако факты говорят об обратном. После прихода к власти "нового" Путина, инициатора создания ЕврАзеса "от Лиссабона до Пекина" (это ли не престиж и идеология?), Россия стала делать ставку на Дальний Восток и сотрудничество со странами Восточной Азии. Последний саммит АЗЭС во Владивостоке - яркое тому подтверждение. Затраты в $20 млрд. на "капитальный ремонт" Владивостока показывают, что деньги у России есть и она будет развивать регион с амбициозными намерениями. Именно государство, а не частный инвестор определяет политику в крупнейших энергетических компаниях "Газпром", "Роснефть", РАО ЕЭС.

Кроме того, опасения по поводу молодого Ким Чен Ына тоже не состоятельны. После смещения второго человека в государстве, влиятельного "ястреба", командующего армией КНДР Ли Ен Хо, глава государства показал, что завершил консолидацию власти в очень короткие сроки без каких-либо препятствий и держит курс на осторожное проведение экономических реформ с сохранением стратегии государственного выживания. Он уже ввел продразверстку, пообещав крестьянам забирать только 70% урожая. Т.е. революции сверху не предвидится, а снизу, приученный к повиновению народ, и не подумает.

Северокорейский политический режим может сохраниться, предложить своему обществу новый социально-идеологический проект и продолжить своё существование на новом витке. Для России это был бы идеальный сценарий.

Поэтому надо перехватывать инициативу у Китая, который уже создает свободные экономические зоны на границе с КНДР, и налаживать отношения на новой основе. Северные корейцы давно работают в Сибири и на Дальнем Востоке и в отличие от других мигрантов - из СНГ и Китая - легально. Почему бы не увеличить их квоту, которая сегодня составляет около 20 тыс. чел.? Кстати, они считаются в регионе лучшими рабочими и готовы трудиться за смешные деньги.

Надо также разоблачать миф о северокорейской ядерной угрозе, которая является ничем иным, как "двойником" иракской химической угрозы, которая привела к свержению Саддама Хусейна. Если и есть в Северной Корее бомба, то она не более опасна, чем израильская. Когда эта угроза будет снята, то российское руководство получит лишний аргумент против размещения американской ПРО в Европе. Если же это не станет аргументом, то можно подумать о своей военной базе в КНДР.


Вернуться назад