ОКО ПЛАНЕТЫ > Статьи о политике > Почему Дели закрывает доступ в интернет-ресурсы страны?

Почему Дели закрывает доступ в интернет-ресурсы страны?


19-09-2012, 00:18. Разместил: Swarm

В течение длительного периода времени в Индии продолжает существовать проблема конфронтации мусульманского населения с исповедующим индуизм большинством. Волна насилия захлестнула регион на десятилетия, а затянувшееся решение проблемы вызывает все новые конфликты. Так, в результате последней провокации мусульман, многие представители религиозного меньшинства были вынуждены бежать из южных городов Мумбаи, Ченнаи, Бангалора на северо-запад страны. Ранее стало известно, что в Индии участились столкновения между представителями двух конфессий в штате Ассам, и очередная провокация мусульманского населения вынудила правительство страны, наконец, предпринять какие-либо действия. Однако смогут ли действия временного характера помочь решению наболевшей проблемы, и в чем заключается истинная причина конфликта?

Как стало известно, массовое бегство тысяч граждан ассамской народности из городов Мумбаи, Ченнаи, Бангалора началось на волне межконфессиональных столкновений и приняло массовый характер в результате провокации. В частности, рабочие мигранты из северо-восточных районов страны, работающие на юге, получили на свои телефоны SMS-сообщение следующего содержания: «Мадам, не выходите из дома. Большая проблема. Людей из вашей касты бьют. Семь женщин уже погибли в Йелаханке». Данная спам- рассылка началась 15 августа и не соответствовала действительности. Но, несмотря на то, что лидеры мусульман Индии сразу же опровергли ее содержание, новые потоки SMS-сообщений спровоцировали массовую панику и заставили людей вести себя неадекватно. С целью исправить сложившуюся ситуацию власти Индии ввели ограничения на длину SMS-сообщений и закрыли около 250 интернет-ресурсов, с которых также распространялась информация с призывами людей к активным действиям. Однако сам источник, распространявший данную информацию, так и не был выявлен.

Безусловно, главной целью организаторов беспорядков было обострение и без того накаленной до предела ситуации в штате Ассам, где с наступлением поста Рамадан сильно возросли случаи нападения на исповедующих ислам. В результате агрессии со стороны ортодоксальных иудаистских организаций многим мусульманам пришлось покинуть свои дома и отмечать окончание поста во временных лагерях, под вооруженной охраной полиции и армии. Только в течение нескольких дней около 30 тыс. чел. покинули города в южной части Индии из-за страха возможных нападений, в самом штате Ассам на религиозной почве погибли не менее 77 чел. Множество мусульман были убиты в ходе столкновения с вооруженной бандой этнического сообщества Бодо. В результате нападения пятеро погибли возле деревни Чоудхарипара в 220 км от главного города Ассама Гувахати, еще двое считаются пропавшими. После нескольких дней затишья в районе группа пыталась попасть домой в свою деревню из охраняемого правительством лагеря помощи. По официальным данным, штат Ассам покинули более 300 тыс. сезонных рабочих, стремившихся убежать от насилия в ходе стычек между коренными племенами бодо и переселенцами-мусульманами. В течение нескольких дней подряд главный вокзал Бангалора был переполнен рабочими мигрантами из северо-восточных районов, которые хотели попасть на три специальных поезда домой.

В свою очередь, премьер-министр Индии Манмохан Сингх заявил о намерении «сохранить мир любой ценой». Однако главные силы правительство сосредоточило на борьбе с угрозой, идущей из Интернета, не затрагивая, таким образом, истинные источники происходящего. Так, главное, по мнению властей Индии, это борьба с паникой в Интернете, успех которой гарантирован посредством блокирования подозрительных сайтов и закрытия аккаунтов в Твиттере. Ограничения правительства коснулись даже некоторых информационных сайтов, таких как австралийский ABC и лондонский Daily Telegraph, которые в свою очередь обвинили власти Индии в жесткой цензуре.

Однако проблема оттока населения вызвана, скорее, не мнимыми интернет-угрозами, а насилием и произволом, творящимися на улицах южных городов, куда уехали многие молодые люди с целью найти лучшую работу или получить образование. Сегодня в Бангалоре, который часто называют индийской Силиконовой долиной, живут и работают 250 тыс. выходцев из северо-восточных районов страны. Главным образом, это студенты, охранники и работники сферы обслуживания. Но из-за распространившихся слухов, что мигранты с северо-востока, имеющие целью поиск работы или места учебы, будут атакованы в ответ на случаи в Ассаме, десятки тысяч человек были вынуждены бежать. 
Городская администрация Бангалора сообщила, что с появлением слухов об опасности, город покинули около 15 тыс. чел. Тем не менее, представитель местной администрации Суреш Кумар официально заявил, что «отток мигрантов вызван не самими угрозами, а желанием людей быть вместе со своими родителями в период, когда Ассам охвачен насилием».

Но, безусловно, источники данной проблемы имеют долгую историю и причины происходящего сегодня нельзя устранить простым введением цензуры в Интернете.

Как известно, в Индии проживает 150 млн. мусульман, что составляет 13,4% всего населения. Мусульмане являются самым большим религиозным меньшинством в стране. Другие меньшинства – это христиане, сикхи, джайны, буддисты, парсы и др. При этом крупнейшая религиозная община индусов составляет 80,5% населения. Но, несмотря на подавляющее большинство, согласно конституции страны, этой общине приходится учитывать интересы всех других конфессий. Тем более что в реальных условиях в отдельных регионах страны мусульмане составляют значительную часть населения и являются важной частью всей общественно-политической жизни страны.

Необходимо отметить, что многие из нынешних проблем мусульман берут свое начало еще в колониальной Индии. В период борьбы за независимость страны мусульманское движение, сфокусировавшееся вокруг Мусульманской лиги (образована в 1906 г.), способствовало созданию независимого Пакистана в 1947 г. Но сам раздел Британской Индии и перемещение мусульман на территорию Пакистана, а индусов и сикхов – в Индию проходил в условиях ожесточенных межобщинных столкновений. Миллионы мусульман были фактически изгнаны из Индии, так же как и миллионы индусов и сикхов бросили свои дома на территории, отошедшей к Пакистану, и перебрались в Индию. Особенно пострадали женщины, тысячи которых по обе стороны новых границ были изнасилованы, обращены в другую религию, разлучены со своими семьями. Все это оставило глубокий след в сознании мусульман и индусов и после достижения Индией независимости лишь ужесточало отношения между двумя самыми многочисленными религиозными общинами.

Кроме того, оставшаяся в Индии часть семей мусульман-мигрантов подвергалась экономическим санкциям, которые позволяли индийскому правительству на основании Закона о собственности эвакуированных (The Evacuee Property Act) конфисковывать собственность мусульман, покинувших Индию. Мусульманам, особенно их элите, пришлось приспосабливаться к новым условиям в независимой Индии, где, по сравнению с индусами, они остались в явном меньшинстве, а главное – утратили то влияние, которым располагали в колониальной Индии, а тем более в доколониальную эпоху. Острая необходимость изменения реальной ситуации в положении мусульман привела к созданию комитета по мусульманской общине. Согласно ее данным, уровень социально-экономического развития мусульман опустился до нижних ступеней индийского общества. Так, 60,2% мусульман, живущих в сельской местности, не имеют земли (средний показатель по стране 43%). Лишь у 10% мусульманских семей в деревнях есть возможность пользоваться проточной водой, в т.ч. водопроводом (средний показатель по Индии - 25%). Более того, многие мусульманские деревни не имеют электроснабжения и число таких населенных пунктов не только не уменьшается, но даже растет.

Мусульмане отстают от большинства других социальных групп и в сфере образования. Уровень грамотности среди мусульман составляет 59,1% (при среднем по Индии 64,8%). Для мусульманок этот показатель равен 50,1%, для индусок – 65,1%, для христианок – 80,3% . В городах 60% мусульман никогда не учились в школе, и только 4% окончили ее. Всего 4% детей из семей мусульман учатся в медресе. Среди получивших высшее образование мусульмане составляют менее 2% (3,1% в городах и 0,8% в деревнях).

Исповедующие ислам также принимают слабое участие в управлении страной. На государственной службе они занимают всего 4,9% постов, в основном на низовых уровнях. Даже в штатах, где мусульмане составляют большую часть населения, их участие в государственной службе не соответствует их численности. Так, в Ассаме, где доля мусульман в населении составляет 30,9%, их представители занимают на государственной службе всего 10,9% должностей.

Одним из важнейших социально-экономических показателей отсталости мусульман является высокий показатель их бедности. При среднем показателе бедности по Индии в 26% (2001 г.) у мусульман он равен 31% – ниже, чем у всех других социальных групп, за исключением зарегистрированных каст и племен (35%).

Стоит отметить, что в настоящее время мусульмане теоретически уже имеют право на резервирование мест в государственных учреждениях и учебных заведениях по квоте «прочих отсталых классов». Но на практике эта рекомендация не выполняется. Мусульман обвиняют в том, что они выступают конкурентами индусских отсталых каст, которые также входят в список, составленный комиссией Мандала.

Таким образом, становится очевидным, что проблема мусульманского населения имеет глубокие корни и решать ее следует в первую очередь с обеспечения реализации данных конституцией прав религиозному меньшинству. Безусловно, необходима организованная сверху социальная работа с индусским населением, целью которой должна стать идентификация жителей Индии как граждан одной страны вне зависимости от религиозных убеждений. Только последовательная работа в данном направлении способна решить эту проблему, а ограничение доступа к ряду интернет-ресурсов может лишь отсрочить извержение лавы межконфессионального вулкана.



Юлия Чмеленко – обозреватель Интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».


Вернуться назад