ОКО ПЛАНЕТЫ > Статьи о политике > Кто кому угрожает?
Кто кому угрожает?18-09-2012, 23:48. Разместил: Swarm |
Разбирая в домашней библиотеке книжные завалы, накопившиеся за годы научно-изыскательской деятельности, наткнулся на издание, вышедшее почти 30 лет тому назад: «Откуда исходит угроза миру». Эта брошюра в 96 страниц, вышедшая в 1984-м уже третьим изданием. На основе фактического материала она показывала стабильный рост американской военной машины и попытки Вашингтона доминировать в различных районах земного шара. Полистав брошюру после длительного перерыва, я быстро понял: она не потеряла своей актуальности. Характеризуя деятельность тогдашнего президента Рональда Рейгана, в публикации отмечается, что политика его администрации в военной сфере провозгласила ставку «на достижение военного превосходства, т.е., по существу, на мировую гегемонию, на силу как главное средство достижения своих целей на мировой арене, явилась причиной резкого обострения напряженности, роста военной угрозы». Авторы обратили внимание на развертывание американских ракет средней дальности в Западной Европе и планы Вашингтона, направленные на размещение ударных вооружений в космосе, готовность Пентагона применить ядерное оружие в первом ударе, нарастить силы общего назначения, сохранить сеть военных баз и опорных пунктов во многих частях земного шара. США были инициаторами создания различных видов принципиально новых вооружений, в т.ч. - оружия массового поражения, сходу бросившись накапливать их в огромных количествах. В середине 40-х гг. прошлого века они разработали, а в 1945-м дважды применили ядерное оружие, стерев с лица земли японские города Хиросиму и Нагасаки, хотя в этом не было никакой военной необходимости. В 1946-м США первыми запустили ракету, которая достигла высоты 80 км, а три года спустя – двухступенчатую ракету. В середине 50-х они создали межконтинентальные стратегические бомбардировщики, а также атомные подводные лодки с баллистическими ракетами для доставки ядерных боезарядов. В начале 60-х стали строить атомные авианосцы «для проецирования военно-морской мощи» в глобальном масштабе. А в конце того десятилетия приступили к оснащению межконтинентальных баллистических ракет и баллистических ракет атомных субмарин многозарядными разделяющимися головными частями индивидуального наведения, что положило начало новому витку гонки ракетно-ядерных вооружений. Для сравнения: в то время как у США в 1960-м на вооружении находились 3 атомные подводные лодки с 48 баллистическими ракетами, имевшими такое же количество ядерных боезарядов, ни у СССР, ни у одной другой страны мира вообще не было таких видов вооружений. Через 10 лет после этого Пентагон смог развернуть в Мировом океане уже 41 атомную подводную лодку с 656 баллистическими ракетами на борту – они, в общей сложности, несли 2048 ядерных боезарядов. Советский ВМФ противостоял им 20 подобными субмаринами, оснащенными 316 моноблочными баллистическими ракетами, т.е. почти в 6,5 раз меньше. В конце 70-х - начале 80-х Соединенные Штаты стали разрабатывать нейтронные боеприпасы, а в 1981-м объявили о начале их полномасштабного производства. В середине 70-х американский военно-промышленный комплекс принялся создавать крылатые ракеты морского и воздушного базирования большой дальности в ядерном снаряжении, которые резко усилили превосходство Америки в этом виде вооружений. А в 1983-м Рональд Рейган выступил с программой «звездных войн», изложенной в военно-стратегической установке «Стратегическая оборонная инициатива», пытаясь диктовать свои правила игры из космоса. В 1985-м США проводят первые испытания противоспутникового оружия в виде ракеты, запущенной с самолета. Кто старое вспомянет, тому глаз вон? С чего вдруг ворошить подробности гонки вооружений Соединенных Штатов и Советского Союза? Отвечу вопросом: кто сказал, что американцы ее прекратили? С тех пор Вашингтон не оставляет своих планов по размещению оружия в космическом пространстве, и уже приступил к выводу на околоземные орбиты специальных беспилотных космических платформ – «мини-шаттлов». Они могут быть использованы в качестве доставки ударных космических вооружений класса «космос-космос», т.е. противоспутниковых систем, а также класса «космос-земля». Американская дипломатия до сих пор не поддерживает проект международного договора о предотвращении размещения оружия в космосе, который был внесен на рассмотрение мирового сообщества четыре года назад. Загипнотизированные мантрами на тему «перезагрузки» многие у нас забыли: в соответствии с «двойным решением» НАТО 1979 г. Пентагон начал размещать с декабря 1983-го в Западной Европе 572 ракеты средней и меньшей дальности. Было запланировано установить 108 ракет «Першинг-2» с дальностью стрельбы 2500 км и 464 крылатые ракеты «Томагавк» наземного базирования. Они дополнили и без того огромные ядерные средства США и ряда их союзников по НАТО, ранее складированные на европейском континенте: 7000 боезарядов. Мы о многом забыли, и нам редко кто сегодня в условиях «перезагрузки» напоминает о «застрельщике» гонки вооружений. Собственно, и нынешнюю ситуацию редко кто берется анализировать. Впрочем, чтоб мы все знали: ничего нового, американская ядерная доктрина вообще остается неизменной с начала «ядерного века», инициированного американцами. Пентагон планировал использовать тактическое ядерное оружие в шести региональных конфликтах и зонах обострения напряженности. Во время Берлинского политического кризиса 1961-го и «Карибского кризиса» 1962-го, в период, когда США вели войну в Корее – в 1950-1953 гг. и во Вьетнаме в 1965-1975-х. А также относительно недавно, в ходе первой масштабной операции против Ирака в 1990-1991 гг. Не исключалась возможность нанесения такого удара и по военным объектам КНДР в 1993-1994 гг. - в период «ядерной тревоги» на Корейском полуострове. Соединенные Штаты являются единственной страной в мире из всех пяти юридических и четырех фактических ядерных государств - Израиль, Индия, КНДР и Пакистан - которая продолжает держать значительные запасы этого оружия за пределами своих национальных границ. Речь - об американском тактическом ядерном оружии «передового базирования», анахронизме «холодной войны», которое размещено на восьми военных базах пяти государств-членов НАТО. Это – грубое нарушение Договора о нераспространении ядерного оружия как со стороны США, так и со стороны его государств-получателей, т.е. Бельгии, Италии, Нидерландов, Турции и ФРГ. В 2002-м США в одностороннем порядке вышли из договора по ПРО и приступили к созданию многослойной противоракетной инфраструктуры в глобальном масштабе. В 2011-м Вашингтон осуществил первую фазу «Европейского поэтапного адаптивного подхода» к развертыванию системы перехвата баллистических ракет в Старом Свете. Это - инициатива Барака Обамы. Того самого президента, который выдвинул ее в 2009-м. В том же году, впрочем, он торжественно провозгласил и «перезагрузку» отношений с Россией – видимо, под этим термином и понималось развертывание системы ПРО в Европе. Просто эйфория Москвы была столь велика, что мы не поняли истинного смысла слова… Одним из ключевых «достижений» этого плана, подрывающего стратегическую стабильность в планетарном измерении, стал перевод с марта 2011-го на постоянное боевое дежурство американских кораблей с боевой информационно-управляющей системой «Иджис» и ракетами-перехватчиками повышенной точности и дальности, чем зенитно-ракетные комплексы «Пэтриот». В мае и июне нынешнего года Вашингтон также провел испытания наиболее усовершенствованных ракет-перехватчиков «Стэндард-3», которые составят основу их европейской и глобальной систем ПРО. США создали первые боевые корабли класса «Тикондерога» и «Эрли Берк», на которых они стали устанавливать дальнобойные ракетные системы противоракетной обороны. Если к концу года нынешнего у них будет 29 таких кораблей, то в 2041-м – 84 единицы. Помножьте 30 - среднее количество ракет-перехватчиков, которые может иметь на борту каждый такой корабль - на 29 или 84 и вы поймете, какой может стать корабельная система ПРО США к концу текущего года или через 30 лет. С 2002-го Пентагон активно устанавливает обычные виды вооружений на стратегические носители в рамках программы «Молниеносный глобальный удар». В 2002-2008 гг. он переоборудовал четыре бывшие ракетные атомные субмарины класса «Огайо» под доставку обычных боезарядов. На каждую из них были установлены по 154 крылатые ракеты в обычном снаряжении вместо баллистических ракет, т.е., в общей сложности 616 единиц. Это - дополнительная угроза безопасности России, т.к. ракеты могут быть использованы для выведения из строя жизненно важных центров и ключевых военных объектов нашей страны. В апреле 2010 г., а также августе и ноябре 2011-го «медные каски» испытали несколько высокоскоростных воздушных платформ, т.н. «глайдеров», для переброски обычных боезарядов в любую точку земного шара в течение одного часа и в более короткие сроки. Все эксперименты прошли в рамках все той же программы «Молниеносный глобальный удар». Вашингтон до сих пор не ратифицировал международный Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний, хорошо зная, что США входят в список государств, ратификация которыми является обязательным условием его вступления в силу. Соединенные Штаты до сих пор игнорируют ратификацию другого международного акта - Договора об обычных вооруженных силах в Европе, установившего лимиты по пяти видам обычных вооружений. Пентагон создал новые военные базы на территории Болгарии и Румынии, а базы ВВС - совместно еще с группой своих союзников по НАТО – на территории трех государств Балтии. Приверженностью «перезагрузке», видимо, следует считать и тот факт, что Пентагон по-прежнему оперирует огромным военным бюджетом. Он примерно равен сумме военных расходов, которые тратят на оборонные нужды все остальные, почти 200 государств мира. К чему я все это? Брошюра «Откуда исходит угроза миру», изданная еще в 1984-м, по сути, и сегодня не устарела. Изменилась в сторону резкого увеличения лишь военная мощь Соединенных Штатов, но никак не политика гонки вооружений. Сегодня столь же актуально звучит фраза насчет стремления к достижению Вашингтоном военного превосходства, к мировой гегемонии. И разве справедливо нам именовать Соединенные Штаты «стратегическим партнером», если столько американских вооружений и такие военно-стратегические установки проецируются против интересов национальной безопасности России, мира? Владимир Козин – государственный советник Российской Федерации 2 класса, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник. Вернуться назад |