Украинское правительство больше не планирует ввести – оно уже ввело утилизационный сбор на автомобили, импортируемые из России. Об этом 12 сентября сообщили все ведущие украинские СМИ.
Данная поправка была инициирована и в рекордные сроки воплощена в жизнь в ответ на введение аналогичного сбора Россией.
С 1 сентября 2012 года в России в силу вступило постановление правительства № 870 «Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств». В соответствии с ним колесные транспортные средства, ввозимые в Россию или произведенные в России, подлежат обложению утилизационным сбором. При этом изготовители, являющиеся юрлицами, зарегистрированными на территории России, освобождаются от уплаты этого сбора, если они примут на себя обязательство обеспечить последующую утилизацию пришедшего в негодность автомобиля.
Но что интересно. Украина, приняв это на свой счет и ожидая существенного подорожания своих автомобилей, ввозимых на территорию России, а значит, и ухудшения конкурентных условий, не просто пошла на принцип «око за око, зуб за зуб», не запросив предварительных консультаций с российским правительством, а ввела такой сбор исключительно для транспортных средств, произведенных в России.
Такое решение украинских чиновников прямо противоречит принятым на себя Украиной международным обязательствам при ее вступлении в ВТО (Украина является членом ВТО с 16 мая 2008 года, Россия – с 22 августа 2012 года) и идет вразрез с принципом наибольшего благоприятствования – одним из основополагающих принципов права ВТО, являющимся составной частью принципа недискриминации и заключающимся в приравнивании иностранных лиц друг к другу применительно к мерам, льготам, преимуществам и т. д., которые предоставляются им соответствующим государством – членом ВТО в той или иной области торговли товарами или услугами.
Даже с учетом того факта, что данная мера была принята правительством Украины в ответ на введение Россией аналогичного утилизационного сбора, не стоит забывать о том, что российский сбор касается всех импортеров транспортных средств как российского, так и иностранного производства.
Если украинская сторона полагает, что введением утилизационного сбора Россия создала для нее торговые барьеры или иным образом нарушила интересы Украины как члена ВТО, последняя должна была воспользоваться предусмотренными механизмами разрешения споров, закрепленными в договоренностях о правилах и процедурах разрешения споров – акте ВТО, посвященном урегулированию конфликтов между членами ВТО, а не в одностороннем порядке устанавливать дискриминационные барьеры в торговле с Россией, используя их в том числе как механизм политического давления на Россию.
Теперь же, после введения указанной меры, Россия вправе констатировать наличие нарушения права ВТО со стороны Украины, инициировать процедуру консультаций с ней путем двусторонних дипломатических переговоров и в дальнейшем, в случае если такие переговоры ни к чему не приведут, а конфликт не будет исчерпан, процедуру разрешения споров с обращением за его разрешением к органу по разрешению споров ВТО.
В случае бездействия российских властей в такой ситуации в правительство РФ могут обратиться российские автопроизводители как лица, непосредственно терпящие убытки от введения Украиной утилизационного сбора с просьбой инициирования соответствующих процедур по разрешению споров, предусмотренных правилами ВТО.
То, что введение Украиной утилизационного сбора повлечет наступление негативных последствий для российских автопроизводителей, вполне предсказуемо. Согласно данным «Автостата», за первое полугодие 2012 года из России в Украину было поставлено 18 859 машин. Для крупнейшего российского экспортера легковых автомобилей «АвтоВАЗ» Украина является вторым по объемам продаж рынком.
Сейчас пока трудно оценить, как принятие вышеуказанного постановления Украиной отразится на ценах на российские автомобили, импортируемые в Украину, и, соответственно, на объемах их продаж.
Однако уже сейчас можно предположить, что значительный размер установленных в постановлении украинского правительства ставок ощутимо повлияет на цену российских транспортных средств и снизит их привлекательность для украинских импортеров и потребителей. Последнее повлечет для российского автопрома убытки, предотвратить и возместить которые в новых условиях, а именно в условиях членства России в ВТО, они смогут только при поддержке российского правительства, которое в такой ситуации не должно бездействовать. В сложившейся ситуации от него ожидаются активные действия по защите российских автопроизводителей-экспортеров, в том числе запрос консультаций с украинским правительством и обращение в случае неудачи переговоров в орган по разрешению споров ВТО для устранения возникших между Украиной и Россией противоречий по вопросу введения утилизационных сборов.
В случае если консультации между спорящими Россией и Украиной не приведут к какому-либо существенному результату, Россия вправе требовать от органа по разрешению споров ВТО создания третейской группы для разрешения возникших противоречий.
Если указанный орган установит нарушения Украиной ее международных обязательств в рамках ВТО, это может привести к выдаче Украине решения об отмене принятой меры.
В случае уклонения от выполнения такого предписания орган по разрешению споров ВТО вправе будет выдать России разрешение на приостановление действия уступок и обязательств в отношении Украины в качестве ответной меры воздействия на нее.
Вернуться назад
|