В Косове, провозгласившем в 2008 году в одностороннем порядке независимость от Сербии, официально упразднен режим международного надзора. Соответствующее решение принято на уровне так называемой Международной руководящей группы по Косову, в которую входят дипломаты 25 стран, признавших косовскую независимость, в том числе США, ведущие государства ЕС, Турция. Состоявшееся 10 сентября в Приштине очередное заседание данной группы постановило, что Косово более не нуждается во внешнем «надзоре». «Косово сегодня является страной, выполняющей все условия для того, чтобы стать государством с ясной перспективой евроатлантической интеграции», - заявила президент «Республики Косова» Атифете Яхъяга. [1]
Принятое международными кураторами косовской независимости решение предполагает лишь закрытие действовавшей в крае Международной гражданской канцелярии (ICO), тогда как работа миссии ООН и Европейского союза в Косове продолжается, присутствие многонациональных сил КФОР сохраняется.
Впервые вопрос об отмене «поднадзорного» режима для Косова был поставлен на международном уровне весной 2011 года главой французской дипломатической миссии в Приштине Жаном-Франсуа Фиту. Однако вплоть до последнего времени западные державы в целом настаивали на необходимости внешнего надзора за деятельностью местных властей. Соответствующие положения были включены не только в план косовского урегулирования, обнародованный в 2007 году спецпосланником генсека ООН Мартти Ахтисаари, но и в текст конституции Косова. Утверждалось, что «поднадзорный» характер статуса Косово должен предохранить от возобновления сербо-албанских столкновений и успокоить косовских сербов и Белград. При написании и утверждении конституции Косова «поднадзорная» независимость была прописана изначально. Так что нынешнее закрытие канцелярии потребовало срочного внесения изменений в косовскую конституцию.
В самом Косово идею скорейшей отмены международного надзора поддерживали все ведущие политические силы местных албанцев. Однако как срочное требование ее выдвигало лишь радикальное движение «Самоопределение». На официальном же уровне и США, и ЕС, и Косово вплоть до недавнего времени воздерживались от обнародования точных сроков «сворачивания» международного надзора.
Сейчас настроения в западных столицах изменились. Во-первых, финансовый кризис заставляет Евросоюз концентрировать свое внимание на экономических проблемах. И если отказаться от вмешательства в Сирии или присутствия в Афганистане Запад не может в силу геополитических положений, то вывод Международной канцелярии из Косово видится ему подходящим способом снять с себя определенные нагрузки.
Второй фактор – заметно охладевшие за последние месяцы отношения ЕС с Сербией. Новый сербский президент Томислав Николич проводит явно более сдержанный курс в отношении Брюсселя. При его предшественнике Борисе Тадиче Евросоюз всерьез надеялся добиться от Белграда признания косовской независимости, то диалог с Т.Николичем идет не по сценарию ЕС.
В сложившейся ситуации формальное снятие международного надзора с Косова выглядит попыткой Брюсселя оказать давление на Сербию. Тем более что де-факто надзор со стороны ООН, ЕС и НАТО никуда не исчезает. Как справедливо отметил эксперт приштинского института KIPRED Ардьян Арифай, «поднадзорная независимость не завершается. Речь идет лишь о закрытии ICO». По его словам, продолжающая действовать в Косове миссия Евросоюза (EULEX) «имеет полномочия по своему желанию арестовывать министров правительства». «Это хорошо, что у нас есть EULEX, но вместе с тем вы не можете утверждать, что мы более не находимся под надзором», - говорит Ардьян Арифай. [3] Аналогичное мнение высказал другой косовский эксперт Илир Деда, заметивший, что международное присутствие в Косове «меняет свою форму, но сохраняет сущность». [4] Генсек НАТО Андерс Фог Расмуссен уже подтвердил, что присутствие сил КФОР в Косове останется неизменным даже с точки зрения численности размещенных там военнослужащих. [5]
Таким образом, с закрытием Международной гражданской канцелярии общественность не может считать «косовское досье» закрытым. И главной проблемой остается положение косовских сербов. Кроме того, Брюссель явно ужесточает свою политику в отношении Белграда. «Для сербов и контролируемая, и бесконтрольная независимость Косова означает лишь продолжение насилия и беззакония, отсутствие свободы передвижения и нарушение прав человека», - заявила по этому поводу Канцелярия правительства Сербии по делам Косова и Метохии… [6]
Показательно, что в самом Косове решение о снятии международного надзора в целом воспринято спокойно. Общие настроения отразила газета «Зери», указавшая, что «впереди много вызовов», так как «ожидания граждан не выполнены». [7] Сербам также не следует придавать слишком большое значение нынешним маневрам вокруг Косова. Главная задача остается прежней: защита национально-государственных интересов в рамках сербской, а не косовской конституции. Прежними остаются и принципиальные оппоненты этого курса - США, НАТО и Евросоюз. Как точно заметил еще в 1999 году, в разгар натовского вооруженного вмешательства в косовский конфликт, профессор права Калифорнийского университета Майкл Гленнон, кризис в Косове продемонстрировал «новую готовность Америки делать то, что ей кажется правильным, - невзирая на международное право». Эта характеристика не утратила актуальности и сегодня.
[1] AFP 101236 GMT SEP 12
[3] REUTERS 0946 070912 GMT
[4] DPA 100729 GMT Sep 12 10.09.2012 11:30
[5] ИТАР-ТАСС 101651 СЕН 12 10.09.2012 16:54
[6] ИТАР-ТАСС 101629 СЕН 12 10.09.2012 16:35
[7] Zëri, 10.09.2012
[8] Подробнее см.: Glennon M. The New Interventionism // Foreign Affairs, 1999, May-June.