Важнейшим элементом внешнеполитического курса России является миротворчество. Это позволяет России быстро интегрироваться в мировое сообщество, способствует повышению ее международного авторитета и выполнению обязательств как постоянного члена Совета Безопасности ООН по укреплению мира и международной безопасности. В этой связи, повышение международного престижа России как страны-миротворца является одним из важнейших направлений внешней политики российского государства.
Россия – традиционно миролюбивая страна, готовая протянуть руку помощи и подставить плечо поддержки любому народу, кто в этом нуждается. В новейшей истории даже в самые тяжелые моменты внутриполитической ситуации 90-х годов Россия не могла самоустраниться от задачи разрешения конфликтов на постсоветском пространстве. В частности, Россия не могла позволить себе полностью свернуть свое присутствие на Кавказе, в Средней Азии и Приднестровье, устраниться от урегулирования конфликтов в этих регионах.
Причинами этого явились: ответственность за судьбу этнических русских, проживающих в конфликтных зонах; прямое воздействие нестабильности на Кавказе на этнополитическую ситуацию в северокавказских автономиях России и прилегающих к ним областях; необходимость предотвращать угрозы распространения экстремизма и терроризма с территорий, охваченных войнами и беспорядками.
Для России вопрос о миротворческой деятельности, ее международно-правовом регулировании, целях и формах приобрели особую актуальность и в связи с тем, что после распада Советского Союза и образования на его территории независимых государств, Россия неоднократно вовлекалась (и продолжает вовлекаться) в конфликты с использованием вооруженных сил за пределами собственной территории. При этом активность российского миротворчества нередко провоцирует критику нашей внешней политики в конфликтных регионах постсоветского пространства со стороны ряда зарубежных политиков, государств и даже организаций, их опасения по поводу "российского империализма", "гегемонистских притязаний", "имперских амбиций" и т.д. Это обусловило необходимость выработки целостной внешней политики России в отношении миротворческих операций и других форм конфликтного урегулирования, стратегии и тактики в этом направлении, повышении престижа России на международной арене, как страны-миротворца, в целом. Принятые документы по миротворческой деятельности Российской Федерации в полной мере учитывают нормы международного права в этой области, а также опыт, накопленный к тому времени при проведении миротворческих операций на постсоветском пространстве.
Среди важнейших путей повышения международного престижа России как страны-миротворца было и остается участие в укреплении, повышении веса, авторитета и реальной роли в сфере миротворчества Организации Объединенных Наций, как ведущего миротворца в современной системе международных отношений, имеющего абсолютно-правовую легитимность для принятия надлежащих мер от имени мирового сообщества по предотвращению и урегулированию разноплановых кризисов и конфликтов. Поддержание международного мира и безопасности и принятие в этих целях эффективных коллективных мер для предотвращения и устранения угрозы мира и подавления актов агрессии или других нарушений мира закреплено в первом пункте статьи 1 Устава ООН в качестве главной цели Организации Объединенных Наций.
В условиях, когда военный блок НАТО претендует на роль единственной организации с эффективным миротворческим ресурсом, значительные силы российской дипломатии брошены на решение стратегической задачи – восстановление и укрепление центральной роли ООН в сфере поддержания международного мира и безопасности. По мнению России операции по поддержанию мира, проводимые под эгидой ООН, остаются важным, а иногда и безальтернативным инструментом по созданию условий для разрешения конфликтов нового поколения, носящих преимущественно внутригосударственный характер и имеющих, прежде всего, этнические и религиозные корни. И в этом контексте – строгое следование положениям Устава ООН при осуществлении миротворческой деятельности является безусловным приоритетом для России.
Россия участвует в большинстве ооновских операций по поддержанию мира и их материально-техническом обеспечении. В настоящее время более 300 россиян участвуют в международных миссиях миротворческого характера под эгидой ООН: в Эфиопии и Эритрее, в Сьерра-Леоне, Ирако-Кувейтской миссии, в Западной Сахаре, в Демократической Республике Конго, в Боснии и Герцеговине, в Грузии, в Восточном Тиморе, Косово. С 2008 года по решению правительства Российской Федерации в Фонд ООН по миростроительству ежегодно перечисляется добровольный взнос в размере двух миллионов долларов США.
За последние годы российская дипломатия много сделала для того, чтобы возросла востребованность миротворческих операций ООН. Анализ показывает, что при участии российских миротворцев воинские контингенты и военные наблюдатели ООН в целом успешно выполняют задачи по поддержанию или восстановлению мира, что свидетельствует о достойном участии России в миротворческой деятельности во многих регионах мира. Для России принципиально важным является корректное вписывание своих усилий в сфере миротворческих операций в общую теорию и практику миротворческих операций, которые нарабатываются международным сообществом. Предполагается, что Россия будет и далее в тесном взаимодействии со всеми заинтересованными государствами вносить весомый практический вклад в повышение антикризисного потенциала ООН.
В своей миротворческой деятельности Россия последовательно исходит из того, что использование силы международным сообществом – это исключительная и крайняя мера, на которую можно идти только в тех случаях, когда существует реальная угроза международному миру и безопасности в соответствии с главой 7 Устава ООН и когда исчерпаны все политико-дипломатические возможности урегулирования конфликтов.
Практическим воплощением этой позиции являются успешно проведенные миротворческие операции России в Приднестровье, на территории Грузии в Южной Осетии и Абхазии, в Таджикистане, где именно Российская армия остановила кровопролитие, а затем склонила враждующие стороны к соглашению по установлению и поддержанию мира, относительной стабильности в регионах.
28 июля 2012 года в Приднестровье (город Бендеры), где миротворческая операция продолжается и в настоящее время, открыт памятный знак российским миротворцам, остановившим 20 лет назад войну в Приднестровье. "Миротворческая операция в ее нынешнем формате является гарантом продолжения политического урегулирования молдово-приднестровского конфликта. Она позволяет обеспечить выход на реальные решения, которые бы удовлетворили и Кишинев, и Тирасполь", - заявил заместитель министра иностранных дел РФ Карасин при открытии памятного знака.
В свою очередь президент ПМР Шевчук отметил, что "российские миротворцы остановили войну на Днестре, в которой погибли, были ранены и стали беженцами тысячи людей". По словам Шевчука, за два десятилетия в регионе не было ни одной вспышки насилия "в первую очередь благодаря тому, что у нас есть сила, которая заставляет и побуждает стороны думать только о мире". Указом президента ПМР 28 июля в Приднестровье объявлено Днем миротворца.
Важным представляется тот факт, что Российская Федерация, принимая участие во многих миротворческих операциях в рамках миссий ООН, оказывает содействие не только в обеспечении безопасности, но и в осуществлении гуманитарных программ, предоставлении экономической помощи и поддержке сложных политических процессов, в том числе нередко – выборов.
В настоящее время Россия последовательно выступает за комплексный характер рассмотрения и решения существующих проблем в ряде африканских государств.
По мере развития миротворчества России одновременно происходит и развитие его правовой базы на основе опыта проводимых операций, осуществляется переход ко все большему учету стандартов и требований ООН. Повышению престижа России на международной арене, как страны-миротворца, способствует совершенствование теории и практики ее миротворчества, обогащение мировой практики новыми способами действий миротворческих сил.
Можно предположить, что в будущем взаимодействие России и международных организаций по обмену опытом проведения международных операций не будет "улицей с односторонним движением", а Россия вполне сможет претендовать на одну из лидирующих позиций в разработке теории миротворчества и практического осуществления миротворческих операций (в том числе и за пределами границ СНГ).
Анализ тенденций развития современного российского миротворчества – как в зоне СНГ, так и за его пределами – подводит экспертов к выводу о том, что в будущем Россия будет переходить от проведения самостоятельных миротворческих операций к разрешению и урегулированию конфликтов в рамках СНГ во взаимодействии с другими международными институтами и организациями. При этом военная составляющая операций будет во все большей степени сочетаться с мерами дипломатического, экономического и гуманитарного характера.
В этом контексте заслуживает внимания идея совместного миротворчества России/ОДКБ с Евросоюзом/НАТО. Углубленная проработка данной идеи позволила бы выявить перспективные направления возможного взаимодействия, что явилось бы конкретным вкладом в повышение международного престижа России как страны-миротворца на европейском континенте.
Участие России в миротворческих проектах совместно с Евросоюзом/НАТО было бы целесообразно, по мнению специалистов, по следующим соображениям.
Во-первых, такое сотрудничество органично дополняло бы работу Постоянного совета по реализации Основополагающего акта, в том числе миротворческой группы Россия-НАТО, и наполнило бы его практическим содержанием.
Во-вторых, в пользу сближения миротворческих усилий России и НАТО говорит и то, что близки или совпадают представления сторон о будущих угрозах и вызовах европейской безопасности, зафиксированные в военной доктрине России и стратегической концепции НАТО.
В-третьих, политический вес и военный потенциал России и НАТО настолько велик, что даже начало движения в этом направлении благотворно скажется на военно-политической обстановке в Европе и будет способствовать укреплению здесь стабильности.
Тем более, что Россия и НАТО уже наработали позитивный опыт совместного сотрудничества в ходе миротворческих операций в Боснии и Косово. Несмотря на отдельные шероховатости, им удалось находить компромиссные развязки практических вопросов в этих операциях. При этом военнослужащие стран НАТО, как правило, высоко оценивали профессиональную подготовку военнослужащих российского контингента и сложившийся дух сотрудничества.
По мнению экспертов, коллективный подход – это перспективный подход к решению миротворческих задач. И Россия имеет уникальную возможность занять свое место в этом процессе. Хотя будет нелегко преодолеть неизбежные проблемы и расхождения в этой области, придется искать непростые компромиссы и идти на возможные серьезные уступки. Но каждый шаг в направлении повышения престижа РФ на мировой арене как страны-миротворца, объединения ее усилий и других стран, организаций и союзов в противодействии общим вызовам и угрозам станет существенным вкладом в фундамент глобальной безопасности, а также ощутимой внешнеполитической победой нашей страны.