Российский институт стратегических исследований Барак Обама: военно-политические итоги президентства
В.П. Козин, кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Отдела оборонной политики РИСИ
6 ноября этого года в Соединённых Штатах состоятся очередные выборы президента страны. Останется ли у руля власти Барак Обама, представляющий интересы демократической партии, или избиратели отдадут предпочтение Митту Ромни, кандидату от оппозиционной республиканской партии, которая, кстати, в эти дни проводит свой съезд, чтобы официально утвердить его кандидатуру, – точный ответ на этот вопрос мы узнаем лишь в день выборов. Однако пока американские избиратели определяются со своим мнением, представляется важным дать общую оценку действиям нынешнего президента США в военно-политической области за почти четыре года его пребывания на этом посту, а также сделать некоторый прогноз относительно возможной политики в данной сфере Митта Ромни в случае его прихода в Белый дом.
Ставка на «триаду» продолжается
Несомненно, что одним из ключевых позитивных достижений Барака Обамы в этой области является подписание в апреле 2010 года очередного российско-американского Договора о сокращении стратегических наступательных вооружений (Договор СНВ-3). А одним из наиболее негативных свершений – разработка и последующее внедрение «Европейского поэтапного адаптивного подхода» (ЕПАП) к развёртыванию масштабной и эшелонированной системы ПРО в Европе, с изложением которого он выступил примерно за полгода до этого, а именно в сентябре 2009 года.
Общая же линия администрации 44-го президента в военно-политической области была продиктована её стремлением сделать Соединённые Штаты «мировой военной державой № 1», что не способствовало обеспечению гарантированной стабильности в мире, в том числе и большей нормализации межгосударственных отношений между Россией и США. Благим пожеланием, не более того, остались слова нынешнего хозяина Белого дома о его готовности создать мир, полностью свободный от ядерного оружия. Уже вскоре после этого заявления Барак Обама сделал публичное признание, что такая цель вряд ли будет достигнута при его жизни, а государственный секретарь Хиллари Клинтон позднее даже пообещала, что этого не произойдёт и через «несколько поколений американцев».
Практически неизменной осталась стратегия ядерного сдерживания. Как и наиболее дестабилизирующая и нелогичная в нынешних условиях стратегия ядерного сдерживания «на передовых рубежах», в соответствии с которой стратегические и тактические ядерные силы США выдвинуты далеко от Американского континента. Они, как известно, находятся в Европе и Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Пентагон намечает продлить срок службы и усовершенствовать целый арсенал ядерных боезарядов СНВ: W-78 для БРПЛ – в 2020–2026 годы, W-80-1 для КРВБ – в 2020–2030-е, и W-88 для МБР – в 2026–2030 годы. В течение последующих десяти лет на модернизацию и обслуживание стратегических ракетно-авиационных средств доставки и авиационных средств для переброски тактического ядерного оружия в различные точки земного шара предполагается израсходовать почти 225 млрд. долларов.
Судя по официальным данным, обнародованным государственным департаментом США в начале июня этого года, Пентагон располагал к тому времени 812 развёрнутыми МБР, БРПЛ и тяжёлыми бомбардировщиками (ТБ), на которых находилось в общей сложности 1.737 ядерных боезарядов. Кроме этого, в американских арсеналах значились 228 неразвёрнутых МБР, БРПЛ и ТБ. Напомним, что Договор СНВ-3 предусматривает выход сторон на суммарный уровень 700 развёрнутых носителей и 1.550 боезарядов для каждой из них к февралю 2017 года.
Программа модернизации наземных МБР предусматривает разработку новых видов топлива для первой и второй ступеней ракет «Минитмен-III», а также улучшение характеристик их третьей ступени; увеличение тяги двигателей; повышение точности собственной системы наведения. Поставлена и задача создания принципиально новой стратегической баллистической ракеты межконтинентальной дальности к 2018 году. Ожидается, что группировка МБР «Минитмен-III» в модернизированном виде останется на вооружении американских ядерных сил до 2030 года. По состоянию на 1 июня 2012 года Соединённые Штаты располагали 449 развёрнутыми и 266 неразвёрнутыми ракетами этого класса.
Программа модернизации БРПЛ США морского базирования касается всех 14 стратегических ПЛАРБ класса «Огайо», первоначально имевших по 24 БРПЛ «Трайдент-II» (D-5), которые могут нести до восьми ядерных боезарядов W-76 или W-88 на каждой ракете. Ранее ВМС США предполагали продлить срок службы ПЛАРБ класса «Огайо» на 30 лет. Однако впоследствии они пришли к мнению оставить их на вооружении уже на 42 года – с тем, чтобы они прошли по два срока службы продолжительностью по 20 лет каждый и смогли бы осуществить двухлетний капитальный ремонт между указанными периодами. При этом необходимо учесть, что каждая из 14 стратегических подводных лодок уже имеет на борту по две ракеты с четырьмя обычными боезарядами каждая. По состоянию на 1 июня текущего года на указанных подлодках находились 241 развёрнутая и 181 неразвёрнутая ракеты межконтинентальной дальности.
В следующем году предполагается выделить на реализацию программы усовершенствования и продления срока службы БРПЛ «Трайдент-II» 1,2 млрд. долларов. Средства будут израсходованы на улучшение системы наведения и качественных характеристик двигателей этой ракеты. К 2018 году планируется завершить разработку программы продления срока службы боезаряда W-76, которая охватит к этому времени примерно 60 процентов от их общего количества.
США также планируют построить несколько новых стратегических субмарин, получивших предварительное название «SSBN(X)», то есть «экспериментальные ПЛАРБ», на которых предполагается разместить по 16 БРПЛ. В 2012–2013 годы на проведение НИОКР по этим подводным крейсерам планируется выделить в целом свыше 1,6 млрд. долларов. Постройка каждой экспериментальной подводной лодки этого класса обойдётся в пределах 6–7 млрд. долларов. Их строительство начнётся в 2021 году, ввод в строй запланирован к 2029 году. Ожидается, что реактор для этих субмарин будет разработан под установку к 2026 году.
Программа использования тяжёлых стратегических бомбардировщиков B-2A, B-52G и B-52H (по состоянию на 1 июня 2012 года у США в общей сложности находились 122 развёрнутых и 25 неразвёрнутых таких бомбардировщиков) предусматривает продление срока службы двух видов крылатых ракет воздушного базирования (КРВБ), которые устанавливаются на них. Имеются в виду ранее разработанные КРВБ «ALCM» в «обычном варианте», а также «усовершенствованный вариант» таких ракет «АСМ», которые изготавливаются с использованием технологии «Стелс». Обе ракеты могут нести ядерный боезаряд W-80, срок службы которого также будет продлён, а сами ракеты будут находиться на вооружении вплоть до 2030 года. Изучается возможность создания ориентировочно в 2025 году и новой КРВБ повышенной дальности «LRSO», НИОКР на которую будут проведены в 2013–2015 годах. В перспективных планах значится и создание нового тяжёлого стратегического бомбардировщика по технологии «Стелс», который имел бы большую дальность полёта и мог бы находиться в состоянии боевой готовности в воздухе более продолжительный период времени, чем его предшественники. Заявлено о том, что новый бомбардировщик должен обладать возможностью преодолевать систему ПВО вероятного противника и доставлять к целям как ядерные, так и обычные боезаряды. Названо ожидаемое количество производства таких бомбардировщиков: 80–100 единиц. В 2013–2017 годы предполагается выделить на их создание до 6,2 млрд. долларов.
Таким образом, в ближайшие несколько десятилетий Пентагон сохранит свою традиционную стратегическую ядерную «триаду» в виде ядерных МБР, БРПЛ и ТБ, которые будут постепенно подвергаться дальнейшему усовершенствованию и модернизации на фоне сохраняющейся наступательной ядерной стратегии США.
Нынешнее американское военно-политическое руководство прорабатывает вопрос о последующих сокращениях СНВ с Россией, но, основываясь на существующих военно-стратегических установках, проявляет в этом подходе повышенную осторожность. В американских СМИ появились сообщения о том, что Пентагон рассматривает три варианта таких сокращений: с достижением минимального потолка в 300–400 боезарядов, промежуточного – в 700–800, и максимально высокого – в пределах 1.000–1.100 боезарядов для каждой из сторон. Не исключается сокращение количества мест базирования американских ПЛАРБ, которые могут остаться после уменьшения их группировки (до 8–10 единиц), когда количество пунктов их постоянного размещения может быть сокращено до одного вместо двух действующих в настоящее время, – либо на побережье Тихого океана (наиболее вероятно), либо на побережье Атлантического (что маловероятно).
Американские аналитики считают, что максимально возможным лимитом будущих сокращений с Россией будет выбран потолок в 1.000–1.100 боезарядов для каждой стороны при условии сохранения в полном объёме «поэтапного адаптивного подхода» к развитию противоракетной инфраструтуры США. Многие зарубежные эксперты сходятся в том, что Вашингтон вряд ли пойдёт на более глубокие сокращения своих СНВ, так как введение слишком низких «потолков» может поставить под вопрос существование американской стратегической ядерной «триады» и нарушит оптимальное соотношение всех трёх её составляющих.
Европа не освободится от ТЯО
При Бараке Обаме Пентагон продолжал усовершенствование американского тактического ядерного оружия (ТЯО), которое США, в отличие от других ядерных держав, держат и за пределами национальных границ. В данном случае на территории ряда европейских стран НАТО, которым Вашингтон, используя блоковые принципы, навязал решение, что американские тактические ядерные средства могут быть выведены из Европы лишь с согласия всех государств альянса. Получить же такое согласие представляется маловероятным, поскольку за полный вывод американских тактических ядерных средств из Европы высказывается только половина государств – членов Североатлантического союза, да и то в весьма осторожной форме.
Поэтому Пентагон разработал планы, согласно которым американский тактический ядерный потенциал, а это примерно 200 авиабомб свободного падения В-61 различных модификаций, развёрнутые на шести авиабазах в Бельгии, Германии, Италии, Нидерландах и Турции, останется на Европейском континенте ещё в течение по меньшей мере последующих 30 лет. При этом планируется создать и принять на вооружение в 2019 году унифицированную авиабомбу B-61-12 для замены четырёх типов существующих авиабомб В-61-3, В-61-4, В-61-7 и В-61-10. Доклад счётной палаты правительства США, опубликованный в мае 2011 года, признаёт, что её применение позволит решать как тактические, так и «стратегические» ядерные задачи, поскольку B-61-12 может устанавливаться на самолётах тактической авиации и на тяжёлых бомбардировщиках В-52Н и В-2А. Её мощность будет варьироваться в пределах 0,3–50 килотонн. Она сможет подрываться как в полёте, так и при соприкосновении с землёй, а её повышенная точность наведения позволит поражать высокозащищённые подземные объекты. В общей сложности, по свидетельству американских экспертов, предполагается произвести от 400 до 930 таких авиабомб.
Военно-политическое руководство США также признаёт, что ещё два типа из существующих модификаций авиабомб В-61, а именно В-61-7 и В-61-11, также могут считаться «стратегическими», поскольку могут доставляться к целям бомбардировщиками В-52Н и В-2А. Немаловажное обстоятельство, что американские ВВС в ближайшие годы получат новое средство доставки таких бомб – истребитель-бомбардировщик F-35A.
Принципиально важно, что все эти тактические ядерные средства США/НАТО являются оперативно развёрнутыми, то есть готовыми к применению. Следует также отметить, что самолёты пяти стран – членов НАТО, где размещено американское ТЯО, регулярно участвуют в боевых учениях с использованием макетов ядерных авиабомб В-61. К таким учениям привлекаются и неядерные государства альянса, не имеющие на своей территории тактических ядерных средств Соединённых Штатов, но проявляющие «ядерную солидарность» с ними в соответствии с программой «Поддержка ядерных операций с помощью обычных ВВС».
Сохраняя своё ТЯО в Европе, Соединённые Штаты нарушают Договор о нераспространении ядерного оружия, который запрещает ядерным государствам передавать национальные ядерные средства неядерным государствам, а неядерным странам – принимать и размещать его на своей территории. Известно также, что в Вашингтоне периодически заводят речь о своей готовности начать переговоры с нашей страной о сокращении тактического ядерного оружия. Позиция России здесь чёткая, разговор о сокращении тактического ядерного оружия и контроля над ним можно начинать только при условии, что всё оно будет размещаться на национальных территориях. И никак иначе.
Наращивание системы ПРО
При Бараке Обаме Пентагон продолжил наращивание противоракетных средств, сделав упор на их выдвижение «на передовые рубежи», поближе к территории России, её союзников и друзей. В 2011 году был реализован первый этап развёртывания ЕвроПРО США и НАТО на европейском континенте и вокруг него. Главным его итогом стало создание в регионе «первоначальной основы» противоракетной инфраструктуры, ударно-боевые средства которой уже сейчас могут перехватывать баллистические ракеты «промежуточной дальности», к которым американские военные относят ракеты с дальностью стрельбы 3.000—5.500 км. Кроме того, начали свою работу различные командно-штабные и иные управленческие структуры, которые будут осуществлять оперативное взаимодействие со всеми видами противоракетных компонентов США и НАТО информационно-разведывательного и ударно-боевого назначения.
Администрация Барака Обамы также заложила основу для массового производства наиболее усовершенствованных типов ракет-перехватчиков SM-3. Их количество к 2020 году, то есть конечному сроку реализации ЕПАП (Европейский поэтапный адаптовый план), возрастёт по сравнению с прошлым годом в пять раз, достигнув количества 515 единиц, как это было объявлено в американском конгрессе (если эти данные вновь не окажутся заниженными, как это часто бывало). За четыре года правления нынешнего президента количество кораблей ВМС США, оснащённых боевой информационно-управляющей системой (БИУС) «Иджис» и имеющих на борту противоракеты SM-3, возросло на 11 единиц, что позволит им иметь к концу текущего года 29 таких кораблей, то есть 8 крейсеров и 21 эсминец. С марта 2011 года нынешний хозяин Белого дома сделал постоянным присутствие американских кораблей с БИУС «Иджис» и ракетами-перехватчиками у берегов Европы.
Не удовлетворяясь наличием двух позиционных районов системы ПРО на Аляске и в Калифорнии на тихоокеанском побережье, администрация Барака Обамы приняла принципиальное решение о развёртывании ещё одного такого района на берегах Атлантического океана. В апреле нынешнего года подкомитет по стратегическим вооружениям комитета по делам вооружённых сил палаты представителей одобрил выделение на эти цели в 2013 финансовом году 1,26 млрд. долларов. До конца декабря следующего года министр обороны США должен представить предложения о точном месте размещения такого района, который должен быть приведён в состояние «оперативной готовности» не позднее конца 2015 года. Предполагается, что на будущей базе ПРО будут размещены такие же двухступенчатые или трёхступенчатые ракеты-перехватчики типа GBI наземного базирования, которые установлены на Аляске и в Калифорнии, а также наземный вариант противоракет SM-3 Block IA и Block IB и их более поздние модификации.
При нынешней администрации, которая заверила сенаторов о том, что не пойдёт на «количественные и качественные ограничения ЕПАП», продолжалась программа испытаний ударно-боевых противоракетных средств различных модификаций, которые показали высокую эффективность перехвата различных целей в виде баллистических ракет – 80% «выстрелов» были успешными.
Зарубежные военные эксперты предполагают, что после своего завершения в 2020 году программа ЕПАП будет продолжена, в том числе с особым упором на её усиление в АТР, на Ближнем и Среднем Востоке. Кстати, Соединённые Штаты уже давно приступили к развёртыванию своей системы ПРО на территории стран Персидского залива и её наращиванию в Японии, а недавно заявили о готовности усилить её информационно-разведывательную составляющую ещё в ряде тихоокеанских стран, в том числе на Филиппинах и на Тайване.
Следует отметить, что в мае этого года саммит НАТО в Чикаго по инициативе Вашингтона включил впервые за всю историю существования альянса в свои итоговые документы формулировку об «адекватном сочетании» ядерных, противоракетных и обычных вооружений. Согласно ей, в случае возникновения какой-то чрезвычайной ситуации эти вооружения будут применяться совместно и «по единой инструкции», взаимно дополняя и усиливая друг друга. Другими словами, альянсом признана тесная взаимосвязь между наступательными и оборонительными вооружениями.
Кроме того, чикагский саммит подтвердил готовность развивать собственную натовскую противоракетную программу «Активная эшелонированная система ПРО ТВД», которая первоначально была согласована ещё в 2005 году. Как свидетельствуют принятые документы блока, в 2012 году вооружённые силы отдельных стран НАТО получат различные информационно-разведывательные и ударно-боевые средства наземного базирования, предусмотренные этой программой.
«Молниеносные» удары
Администрация Барака Обамы продолжала осуществлять программу «Молниеносный глобальный удар», одобренную ещё при Джордже Буше-младшем в 2001 году, ставя перед разработчиками носителей обычных ударно-боевых средств задачу максимально повысить скорость их развёртывания и движения к цели, а также точность поражения намечаемых объектов. Предполагается, что уже входящие или разрабатываемые в её рамках вооружения смогут поражать «специально подобранные объекты критического назначения» в любом районе земного шара в течение одного часа или даже в более короткие сроки. По оценкам американских военных экспертов, такие средства смогут поразить от 10 до 30% целей, определённых генеральным американским планом ведения глобальной войны.
В данном контексте следует учесть наличие тесной связи между американскими СНВ и программой «Молниеносный глобальный удар». Об этом говорит обновлённый в октябре 2004 года американский «Оперативный план 8010-08» о применении ядерного оружия, который предусматривает нанесение стратегических ударов с помощью ядерных и обычных вооружений. Об этом свидетельствует и созданное в июле 2006 года Объединённое функционально-компонентное командование по нанесению глобальных ударов (JFCC-GS) в рамках Стратегического командования США, которое планирует применение ядерных средств в глобальном масштабе.
В список разработок указанной программы входят системы различного назначения. Практически каждый вид американских вооружённых сил желает иметь свой вариант высокоскоростного и высокоточного оружия.
Так, не исключается возможность оснащения какого-то количества МБР наземного базирования «Минитмен-III» (из 449 развёрнутых и 266 неразвёрнутых к середине этого года), а также 58 неразвёрнутых МБР «Пискипер» («МХ») обычными взрывчатыми веществами: либо одной боеголовкой (соответственно с массой 200—400 кг и 600—800 кг каждая), либо разделяющимися головными частями индивидуального наведения.
С целью реализации данной программы первоначально под доставку обычных боезарядов Соединённые Штаты переоборудовали четыре стратегические ПЛАРБ класса «Огайо», а именно: «Огайо», «Мичиган», «Флорида» и «Джорджия» под установку на них по 154 крылатые ракеты в обычном снаряжении вместо ядерных БРПЛ (в результате чего они получили аббревиатуру ПЛАРК («подводные лодки атомные с ракетами крылатыми»). Как утверждают в Пентагоне, две ПЛАРК с 308 КРМБ на борту из обозначенных четырёх субмарин постоянно находятся на ротационной основе в зонах «передового базирования».
Американские ВМС предполагают переоборудовать каждую из 14 ПЛАРБ стратегического назначения, изначально оснащённых ядерными БРПЛ «Трайдент-2» (D-5), под две ракеты с четырьмя обычными боезарядами на каждой (при этом на всех ПЛАРБ останется по 22 БРПЛ в ядерном снаряжении). Их боеголовки будут иметь различную неядерную «начинку», например осколки, разлетающиеся на большом расстоянии, с целью выведения из строя взлётно-посадочных полос аэродромов и операционных баз с мобильными МБР или иные средства для поражения высокозащищённых подземных объектов.
В рамках «Молниеносного глобального удара» американское Агентство перспективных оборонных исследовательских проектов собирается разработать новую боевую систему, получившую наименование «Дуга света». Её особенность заключается в том, что гиперзвуковой воздушный планёр («глайдер») будет с помощью ракеты-перехватчика SM-3 доставляться к цели, удалённой на расстоянии до 3800 км, и наносить по ней удар. Американские ВВС планируют создать свой гиперзвуковой «глайдер» – «Hypersonic Test Vehicle» или «HTV», имеющий скорость, в пять раз превышающую скорость звука и точность наведения до трёх метров. Он, как утверждается, будет способен доставлять обычный боезаряд массой до 400 кг на расстояние до 5.500 км и поражать высокозащищённые цели – либо с помощью обычного взрывчатого вещества, либо посредством боеголовки ударно-кинетического воздействия.
Принципиальной разницы не будет
Независимо от того, кто официально вступит в должность президента – демократ Барак Обама или республиканец Митт Ромни – военно-политическая линия Вашингтона, судя по объявленным ими планам развития американских вооружённых сил и модернизации ракетно-ядерных вооружений, противоракетных систем и сил общего назначения США, вряд ли претерпит существенную корректировку.
Более того, в случае победы на предстоящих ноябрьских выборах Митт Ромни, скорее всего, может оказаться ещё более напористым в решении вопросов, которые оказывают непосредственное воздействие на глобальный стратегический баланс сил. Об этом свидетельствуют его предвыборная платформа, опубликованная в октябре прошлого года, а также многочисленные последующие заявления, в том числе и вызывающее высказывание, сделанное им публично в марте этого года, в котором он назвал Россию «геополитическим врагом Соединённых Штатов», а также его обещание «перезагрузить перезагрузку» в американско-российских отношениях, очевидно, исключительно на основе односторонних интересов Вашингтона. В частности, он намерен ужесточить позицию США по проблематике возможных сокращений СНВ и ТЯО, поскольку считает, что Барак Обама при подписании Договора СНВ-3 пошёл на неоправданные уступки российской стороне, а также привёл к недопустимому «старению» американского стратегического ядерного арсенала.
Ромни также обещает продолжить реализацию ЕПАП в полном объёме, хотя является самой деструктивной военно-технической программой, разработанной в США после распада Советского Союза и которая по своим последствиям может привести к дестабилизации военно-политической ситуации в мире. Более того, Митт Ромни намерен усилить «противоракетную миссию» США путём продолжения реализации ЕПАП и возрождения прежнего «бушевского плана» по развёртыванию системы ПРО в Восточной Европе, в частности путём размещения наземных ракет-перехватчиков стратегического назначения типа GBI, которые уже развёрнуты на Аляске и в Калифорнии, на территории Польши. Создание эшелонированной глобальной системы перехвата баллистических ракет будет являться его «высшим приоритетом», заявляет кандидат от республиканцев, добавляя, что увеличит ассигнования на эти цели по сравнению с расходами нынешней администрации, которая в среднем выкладывает ежегодно до 8 млрд. долларов. Так же как и Барак Обама, он обещает «не снижать потенциал этой системы и не сдавать оперативный контроль над ней», а усилить ее в АТР, на Ближнем Востоке, в Восточном Средиземноморье и зоне Персидского залива.
Вероятно, неконструктивной остаётся линия Вашингтона и в вопросе предотвращения размещения оружия в космическом пространстве. Такой вывод напрашивается из заявлений представителей военно-политических кругов Соединённых Штатов, близких к республиканскому претенденту на президентское кресло, о том, что Вашингтон не должен отказываться от нового, более технологичного, варианта ведения «звёздных войн», чем это тридцать лет назад замышлял президент Рональд Рейган. Как считается, главными компонентами этого варианта станут ударные космические вооружения класса «космос - космос», в том числе противоракетные средства, а также «космос - земля».
Останутся действующими планы и по созданию высокоточных и гиперзвуковых систем обычных вооружений. Митт Ромни одновременно высказывается за наращивание американских ВМС, предлагая ежегодно спускать на воду не девять, а 15 кораблей, а также сохранить авианосные силы в количестве 11 ударных авианосцев.
Произойдёт всё это в реальности или нет, в любом случае все эти факты и обстоятельства необходимо учитывать при определении перспективных основ российской оборонной политики.
Вернуться назад
|