ОКО ПЛАНЕТЫ > Статьи о политике > Закон "Об образовании": реформа реформы стартует уже в 2013 году

Закон "Об образовании": реформа реформы стартует уже в 2013 году


27-07-2012, 11:45. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

Закон "Об образовании": реформа реформы стартует уже в 2013 году

 
Елена Гладкова

Проект нового закона об образовании одобрен правительством и в ближайшее время будет доработан и направлен в Госдуму. Для реализации реформы потребуется выделение дополнительных 16 млрд рублей из федерального бюджета в 2013 году, заявил Дмитрий Медведев. Средства пойдут на зарплаты учителям и преподавателям, повышение стипендий для студентов и другие нужды.

В среду состоялось большое заседание «Открытого правительства», на котором обсуждались детали нового законопроекта и госпрограммы «Развитие образования» на 2013-2020 годы. Помимо премьер-министра, в заседании приняли участие министр образования Дмитрий Ливанов, министр по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов и группа экспертов.

Один из самых ожидаемых вопросов – сокращение числа вузов. По мнению премьер-министра, количество высших учебных заведений в стране превосходит все разумные рамки. «Карфаген должен быть разрушен, а значительная часть вузов, которые не отвечают современным критериям, — оно (такое учебное заведение) должно быть реорганизовано, а в конечном счете закрыто. Это мое глубочайшее убеждение», — цитирует слова Медведева РИА «Новости». Премьер-министр отметил, что современной России ещё далеко до Советского Союза, где пропорция была более рациональной – на 300 миллионов человек 600 вузов.

На заседании поднимался вопрос и по другим вузовским проблемам – плагиате при подготовке научных работ, списывании на экзаменах и других нарушениях. «Я не уверен, что это должно быть прямо в законе, может быть, достаточно общей нормы в законе и, допустим, какой-то нормы в подзаконном нормативном акте, в постановлении правительства. Этого вполне будет хватать для того, чтобы принимать меры дисциплинарного воздействия, вплоть до увольнения студентов, аспирантов и преподавателей, которые уличены в соответствующих правонарушениях», -- сказал премьер.

Критике главы правительства подвергся также ЕГЭ. «У меня тоже представление о ЕГЭ меняется. Когда он появился, у меня были одни ощущения, потом стала приходить разная информация. В этом году у меня мой сын сдавал ЕГЭ, я тоже изменил к этому отношение, оно стало менее однозначным», — отметил Медведев, добавив, что система Единого госэкзамена также должна реформироваться. А именно – в неё необходимо вернуть устный компонент, в первую очередь в экзамены по иностранным языкам и большей части гуманитарных предметов.

Одной из важнейших задач была названа работа в направлении роста заработных плат преподавательского состава к 2018 году. Медведев пообещал, что эта задача, поставленная президентом, будет выполнена. Причём до указанного срока ожидается неоднократное увеличение зарплат. «Темпы увеличения — это как раз то, вокруг чего, не скрою, сейчас ломаются копья, потому что министерство финансов хочет сделать это медленнее, министерство образования — быстрее», — отметил премьер-министр. При этом финансы в системе должны распределяться самим образовательным сообществом. «Потому что именно вы способны вычленить правильные приоритеты, куда эти деньги могут пойти», — подчеркнул Медведев.

Ещё одно новшество — система дистанционного образования. На заседании была выдвинута идея создания модульных курсов школьного обучения в рамках Всероссийского образовательного портала. Такие технологии могут быть необходимы учащимся сельских школ, где не хватает профильных специалистов.

И всё же главным объектом грядущей реформы должны быть вузы, считает Валентин Носкин, доктор физико-математических наук, профессор, проректор Московского института открытого образования:

-- Всё, что касается реформы образования – оно естественно. Мы идём к электронному образованию. И сколько бы там ни говорили о том, что у детей исчезают навыки ручного письма, чтения книг по бумажным носителям и так далее – никуда не денешься, всё равно это будет. А эти страхи, которые сейчас есть – это просто разговоры. Сегодня у нас трагическое только одно место – это отсутствие серьёзного отношения к кадровой политике для людей, которые занимаются вузовской подготовкой. Кто придёт преподавать, тот и будет. Вся наиболее серьёзная работа сегодня ведётся в двух десятках вузов и всё. Все остальные – это просто способ получить вузовскую «справочку».

Поэтому я считаю, что в первую очередь назрела вузовская реформа, в силу тех обстоятельств, которые сейчас есть. Первое – это, конечно, отсутствие серьёзной антикоррупционной системы в связи с появлением ЕГЭ при приёме в вузы, а второе – у людей другие стимулы для учёбы в вузе.

Владимир Бурматов, политолог, первый заместитель председателя комитета Госдумы по образованию заявил в беседе с Ульяной Гортинской:

-- Данный законопроект предполагает достаточно значительное увеличение бюджетных расходов, что было прогнозируемо. Я напомню, что по примерным прикидкам за ближайшие восемь лет 5 трлн рублей будет потрачено на сферу образования из федерального бюджета, и это без учёта финансирования региональными и местными бюджетами. Естественно, социальная направленность этого закона и те гарантии, которые он предоставляет – они просчитаны и заложены в бюджете.

Если говорить в принципе об этом законе. Он сегодня должен поступить в государственную Думу и, безусловно, это самый ожидаемый законопроект на сегодняшний день. Потому что с 1992 года, когда начал действовать закон «Об образовании», по которому мы сейчас живём, все ждали появления нового законопроекта. Старый закон чрезвычайно тормозил развитие всей системы образования, в нём не были прописаны вещи, которые для современной системы образования являются элементарными и само собой разумеющимися. Я бы этот старый закон сравнил с лоскутным одеялом – старым, штопаным-перештопаным. В него вносилось множество поправок, латали его постоянно, но, тем не менее, развитие системы образования он жутко тормозил. Новый законопроект – это шаг вперёд.

Особенность этого законопроекта заключается в том, что это был, пожалуй, первый закон, который проходил всенародное обсуждение. Его обсуждали в интернете, там было порядка десяти тысяч поправок к нему. Его обсуждало экспертное сообщество. Могу сказать от себя – я приезжаю в любой город, встречаюсь с учителями, директорами школ, преподавателями высших учебных заведений, и каждый раз это был пакет поправок. И ряд поправок в новом законопроекте был учтён.

Однако нынешний вариант законопроекта не окончателен, поскольку не прошли обсуждения в комитете, своё слово скажет и профессиональное сообщество, потому что при комитете есть достаточно большое количество экспертных советов.

Обсуждение будет достаточно жарким, я в этом практически уверен, потому что это, с одной стороны, это один из базовых социальных законов, с другой стороны, будет ряд инициатив, которые наши оппоненты будут продавливать.

Новый закон необходимо принимать. Потому что это базовый закон для системы образования, современный и отвечающий сегодняшним задачам, сегодняшним вызовам, потребностям. Он совершенно необходим. А сама система образования – это, по сути, база для благополучия страны в целом.


Вернуться назад