ОКО ПЛАНЕТЫ > Статьи о политике > Андрей Преснов: Остановить дальнейшее разложение правоохранительной системы

Андрей Преснов: Остановить дальнейшее разложение правоохранительной системы


18-07-2012, 23:03. Разместил: virginiya100

Проведенный анализ динамики криминогенной обстановки на территории Российской Федерации свидетельствует о негативных тенденциях.

Более миллиона преступлений остались нераскрытыми в России в 2011 году, в то время как число жалоб граждан на действия и решения следователей и дознавателей возросло на 13% по сравнению с предыдущим годом и достигло почти 327 тысяч. Прокуроры выявили в 2011 году свыше 4 миллионов нарушений законности на стадии досудебного производства. Однако, оценки населением результатов работы правоохранительных органов не становятся лучше. Прокуроры признали обоснованными свыше 28 тысяч жалоб на действия и решения следователей, дознавателей и органов дознания.

 

Защита прав потерпевших, в том числе их права на возмещение материального вреда, причиненного преступлением, является одной из основных задач уголовного судопроизводства. Но, по заявлению Генпрокурора Ю. Чайки, "Признать, что эти задачи успешно решаются, нельзя", ресурсы по государственной защите участников уголовного судопроизводства используются "не в полной мере".

При этом, зачастую, для улучшения отчетности сотрудники полиции под разными предлогами отказываются принять заявления от потерпевших граждан. Многие даже не надеются добиться справедливости в рамках существующей правоохранительной системы и не обращаются с заявлениями о пресечении правонарушений или восстановлении прав. Реальная картина еще непригляднее.

 

Основные причины сложившегося положения:

- Развал СССР и, как следствие, нарушение работы законодательной, исполнительной и судебной власти, правоохранительных органов, полный хаос в экономическом плане (в отсутствии единого хозяйственного плана), массовая безработица (профессионалы из числа рабочих, инженеров и научной интеллигенции, трудившихся на стратегический потенциал государства), фактически оказались на улице.

- нарушение межрегиональных связей правоохранительных органов;

- отмена института прописки. Существующие ныне нормативные акты в части регистрационной политики, огромная масса коммерческих структур, занимающихся как изготовлением фиктивных регистрационных документов, так и подбором съемных квартир не позволяют даже элементарно проконтролировать перемещение физических лиц, как по территории России, так и постсоветского пространства.

Отдельно следует остановиться на проблемах в силовой составляющей нашего государства: армии, органах внутренних дел, разведывательных и контрразведывательных структурах, т.е. на одном из тех аспектов, которые определяют мощь государства.

Первое потрясение названные организации испытали в 1990 году, когда СССР распался на отдельные страны и многие профессионалы оперативных подразделений, не растерявшие своих профессиональных навыков, ушли в растущие как грибы кооперативы, различные ТОО, АОЗТ и т.д., которые, в свою очередь, уже были под контролем криминала.

При этом необходимо отметить, что немалая часть бывших сотрудников правоохранительных органов, – это люди от 45 до 60 лет, физически здоровые, морально устойчивые, имеющие бесценный, нажитый годами опыт оперативной работы, обладающие высокой оперативной осведомленностью, и не потерявшие связь с действующим оперативно – следственным аппаратом. Они были уволены со службы, в результатенепродуманной и зачастую принимавшей уродливые формы кадровой политики (интриги, доносы, клевета, создание негативных артефактов и т.д.).

В значительной степени был утрачен институт наставничества, в результате чего образовался некий кадровый вакуум, т.е. постепенная передача опыта от опытных сотрудников к новичкам рухнула. Это негативное явление произошло не только в сфере правоохранительных органов и спецслужб, но и других, имеющих стратегическое значение отраслях. На службу в органы внутренних дел приходят молодые люди,из-за недостатка воспитания и образов, навязанных телевидением, не имеющие ни идеалов, ни романтики, ни гордости за свою службу. Но - амбициозных, с завышенной самооценкой и хорошо ориентирующихся лишь в бизнес-процессах. Крылатое выражение «вор должен сидеть в тюрьме» в настоящее время, к сожалению, в их глазах выглядит смешно и не актуально.

По поводу некомпетентности руководства напрашивается следующее сравнение: это все равно, что взять хорошего, очаровательного 5-летнего малыша, которого родители по утрам водят в детский сад и назначить его директором детского сада. Конечно, он его разрушит, не желая того.

Неуклюжие попытки создания некоего благородного образа хозяйственного руководителя, сотрудника правоохранительных органов и спецслужб общей негативной картины не изменят на фоне огромного количества телесериалов, поражающих своей циничностью и жестокостью. Образы героев «Вечного зова», «дяди Степы», «Дела № 306», «Противостояния», «Места встречи изменить нельзя» «17 мгновений весны», «По тонкому льду» и многих других - вызывают лишь ностальгию и грусть.

Прибавка к денежному довольствию, разовые премии (в том числе за участие в массовых мероприятиях), так же выглядят наивно, т.к. у многих действующих руководителей и их подчиненных не участок в шесть соток с вагончиком, а благоустроенный трехуровневый коттедж, не одна, а несколько престижных иномарок. Их отдых в дорогостоящих зарубежных отелях, обучение детей только за границей. Я считаю, что возможно это не так и страшно, если бы все эти льготы вышеназванные лица получали гласно на основе законодательства от государства за действительные заслуги, связанные с риском для своего здоровья и жизни. Принцип оплаты труда морально устарел. Восстановление существовавшего ранее соцпакета для должностных лиц, включая сотрудников правоохранительных органов (50% оплаты за коммунальные услуги, бесплатный проезд по служебному удостоверению на всех видах городского транспорта и т.д.) ничего не изменит, т.к. очень многие из них, как ни больно это признать, развращены существующей действительностью.

С этой точки зрения, понятны стремления многих лиц иметь так называемую «красную корочку», некие удостоверения (помощник депутата, член фонда содействия каким-то силам правопорядка и т. д., якобы определяющее принадлежность того или иного лица к властным структурам), а, фактически, используемые для того, чтобы не «платить гаишнику» и иметь возможность самому безнаказанно допустить нарушение. Обычно, личные автомобили таких лиц пестрят «грозными» наклейками на лобовом стекле. Как правило, на фоне российского флага «Генеральная Прокуратура РФ», «Управление Собственной Безопасности РФ !?», «Администрация Президента РФ» и т.д. С горечью приходится констатировать тот факт, что даже лейблы наших силовых структур превратились в посмешище. Так, в некоторых магазинах в центре столицы, да и в киосках, расположенных на охраняемых режимных объектах (МВД, ФСБ, МО) продаются домашние тапочки, передники, стаканы, кружки и другие предметы, на которых или вышит или приклеен щит и меч с надписью «Федеральная служба безопасности РФ», «Управление по борьбе с экономической безопасностью» и т.д.

В стране укоренилась весьма благоприятная почва для коррупции, подкупа должностных лиц, что в свою очередь способствовало и способствует приходу во властные и государственные структуры представителей криминала, лиц ранее судимых и просто нечистоплотных.

Тем не менее, нужно искать рецепты для того, чтобы остановить дальнейшее разложение правоохранительной системы и эффективные лекарства против опасной болезни общества.

А.В.Преснов


Вернуться назад