ОКО ПЛАНЕТЫ > Статьи о политике > Шантаж через подбрюшье

Шантаж через подбрюшье


16-07-2012, 13:30. Разместил: virginiya100

Сергей Тихонов
Чтобы вынудить Москву «сдать» Башара Асада и смириться с военной интервенцией НАТО в Сирии, Вашингтон усилил дипломатическое и кулуарное давление на российских соседей. Сможет ли Россия справиться с таким разновекторным и масштабным вызовом, сохранить при этом союз с шиитами и защитить свои стратегические интересы на Большом Ближнем Востоке?
 
Чтобы вынудить Москву «сдать» Башара Асада , Вашингтон усилил дипломатическое и кулуарное давление на российских соседей

 

 http://expert.ru/data/public/380274/380279/nato450_jpg_300x200_crop_q70.jpg
Фото: AP

Несговорчивость России по важнейшему для США сирийскому вопросу оборачивается для нее серьезными неприятностями на постсоветском пространстве. Чтобы вынудить Москву «сдать» Башара Асада и смириться с военной интервенцией НАТО в Сирии, Вашингтон усилил дипломатическое и кулуарное давление на российских соседей. Штаты целенаправленно провоцируют целый комплекс угроз ключевым геополитическим интересам РФ на основных приграничных направлениях – среднеазиатском и западном. Поэтому не стоит удивляться одновременным, как при сговоре, и резким препятствиям оборонной инфраструктуре России и ОДКБ со стороны легко управляемых азиатских режимов Киргизии, Таджикистана и Узбекистана, а также закавказского Азербайджана. В этом же контексте можно рассматривать и усиление националистических организаций на Украине, провоцирующих межнациональный раскол общества на фоне определения статуса русского языка. Сможет ли Кремль справиться с таким разновекторным и масштабным вызовом, сохранив при этом союз с шиитами и в целом стратегические позиции на Большом Ближнем Востоке?

В Пентагоне были утверждены уже четыре плана вторжения и насильственной смены правящих режимов в Сирии и три – в Иране. Но ни одному из них не суждено было сбыться – останавливала упорная защита России. Чтобы уберечь союзников-шиитов от военной агрессии со стороны объединившихся против них Запада и суннитских монархий, Москва, при поддержке Китая, предпринимала бесчисленное количество дипломатических, военно-технических и экономических действий, в результате которых предстоящая «миротворческая миссия» НАТО значительно усложнялась военно-тактическими, геополитическими и имиджевыми рисками. Особенно эффективным оказалась поставка в Сирию современных систем ПВО, уже подтвердивших свои боевые характеристики на сбитом истребителе турецких ВВС. Все попытки как-то договориться с российской политической элитой об отказе от поддержки легитимного правительства Сирии успеха не имели – вопрос имеет стратегическое значение для России. Достаточно заметить, что за последние восемь месяцев этой теме были посвящены 36 российско-американских встреч на разных уровнях.

Тогда США решили действовать жестче – не хотите пряника, получите кнут. В ход пошел излюбленный метод американской администрации – действия чужими руками, который принято называть «принципом мягкой силы». В этом году сразу несколько соседних стран синхронно предъявили новые требования к РФ по вопросу размещения российских военных на своих территориях. Еще в начале года появились слухи о том, что Россия вскоре может потерять радиолокационную станцию в Габале, и вскоре они подтвердились: Азербайджан намерен в десятки раз поднять стоимость аренды, что для России неприемлемо. А в конце июня стало известно, что переговоры Москвы и Душанбе о продлении срока размещения 201-й военной базы находятся под угрозой срыва. Таджикистан ведет «восточную торговлю» и выдвигает неприемлемые условия, не желая рассматривать предложения российской стороны. Главком сухопутных войск даже предпринял попытку вразумить таджикских коллег, намекнув, что регион у них сложный и нет-нет, да и грянет война, в которой российская база – хорошее подспорье. Но завуалированные угрозы вызвали у Таджикистана лишь раздражение и правительство на позитивный лад не настроили.

О том, чего конкретно хочет Душанбе, никто не знает. Так, было объявлено, что выдвинуты «более 20 требований, которые все время изменяются» – они касаются и сроков продления аренды и безвозмездного получения военной техники и боеприпасов. Теперь стала известна и цена вопроса. Власти Таджикистана оценили пребывание на своей территории 201-й базы «не менее чем в 250 млн долларов в год». Потом последовало заявление Киргизии о намерении повысить арендную плату за использование трех российских военных объектов. Всего на территории республики находятся четыре российские военные базы. Несколькими месяцами ранее киргизский президент намекал: «База, которая находится в Канте, даже не платит арендную плату, не выполняет свои обязательства. Нужна ли нам такая база?» Правда, министр обороны Киргизии подчеркнул, что «Кант» работает в интересах ОДКБ и ее изменения не коснутся. А вот за использование базы подводных испытаний оружия в Караколе, центра военной связи в Кара-Балте и радиосейсмической лаборатории в Майлы-Суу затребовали кратное увеличение цены. Повод для беспокойства есть, ведь эти объекты крайне важны для России. Так, 338-й узел связи – это единственный в Центральной Азии объект ВМФ, который в режиме сверхдальних волн обеспечивает связь с атомными субмаринами, несущими боевое дежурство в Мировом океане. Сейсмический пункт службы спецконтроля Минобороны отслеживает возможные ядерные взрывы в государствах Южной и Юго-Восточной Азии. 954-я испытательная база противолодочного вооружения «Койсары» в Караколе на озере Иссык-Куль – это один из основных испытательных полигонов ВМФ, где проходят тестирование боевые торпеды. Доля собственности России в этом предприятии – 26%, и Москва настаивает на увеличении ее до 75%. И хотя долг Киргизии России составляет 493 млн долларов, даже новые, лояльные Москве власти не хотят отдавать за долги свои военные объекты в собственность России.

Поведение среднеазиатских соседей России, похоже, определяет некая третья сторона, заинтересованная в определенном развитии событий. В Москве многих удивляет, насколько синхронно возникают проблемы в сфере военного сотрудничества РФ и ее партнеров: от споров вокруг аренды Габалинской РЛС в Азербайджане и приостановки участия Узбекистана в ОДКБ до повышения арендных ставок Таджикистаном и теперь вот Киргизией. Например, во второй раз вышедший из ОДКБ Узбекистан – это кошка, которая гуляет сама по себе и постоянно мечется между Россией и США, выторговывая у каждого определенную выгоду. В последнее время позиции США и Узбекистана стали неуклонно сближаться, американские власти даже похвалили узбеков за улучшение ситуации с соблюдением прав человека и изъявили желание оставить им часть техники после вывода войск НАТО из Афганистана. Среднеазиатские правители, в надежде запугать российских коллег, постоянно намекают, что со временем на их территории, под боком у России, и американская база может появиться.

Другой пример – Таджикистан. Здесь также очевидно усиление в регионе позиций США. Кроме того, в последнее время наблюдается резкое оживление сотрудничества Таджикистана с монархиями Персидского залива – прежде всего Катаром. Пока Россия ограничивается редкими не слишком сдержанными комментариями военачальников и делает упор на экономические меры. Так, в ответ на приостановление Душанбе переговоров о статусе 201-й базы Москва заморозила обновление военной инфраструктуры в этой стране. В том числе приостановлено строительство жилья для офицерского состава и аэропорта Гиссар (военный аэродром Айни).

На ключевом западном направлении – украинском – тоже не обошлось без влияния пресловутой мягкой силы американцев. Но там, в связи с демократическим устройством общества, они действуют более тонко – через некоммерческие организации, финансируемые Пентагоном и госдепом США. Показательно, что статья бюджета «поддержка развития демократических институтов и свободы в странах Восточной Европы» по линии американского дипломатического ведомства на 2012 год увеличена на 56% по сравнению с прошлым годом. А националистические организации в стране, цель которых – разжигание ненависти ко всему русскому, заметно активизировались. В одном Крыму за последние полгода были открыты 12 новых отделений, в том числе печально известной УНА-УНСО. Конечно, украинское общество и так расколото по вопросу о национальной идентичности. Так уж исторически сложилось. Однако масштаб социальных потрясений беспрецедентен – градус конфликтности не дает шансов даже предположить стихийность происходящих процессов. Факты говорят о том, что украинское общество стоит на грани настоящей гражданской войны. Но посмотрите на тех, кто стоит во главе той озверевшей толпы, которая протестует против принятия языкового закона, – все те же активисты ультранационалистических блоков, финансируемые из-за рубежа (что они, кстати, и не скрывают).

Остается лишь удивляться, насколько много значат деньги и технологии управления массовым сознанием в социально-политических процессах стран мира. Если мои опасения верны, то у российского руководства есть лишь два пути – сдать Асада и вместе с ним свои геополитические интересы на Ближнем Востоке и понести имиджевые потери в глобальном масштабе, при этом сохранив влияние на постсоветском пространстве. Или продолжить политику великой державы, отстаивающей справедливость по отношению к другим народам, сохранить союз с шиитской религиозно-этнической группой, но потерпеть ряд болезненных тактических поражений в приграничных регионах, влияние России в которых значительно ослабнет на долгое время. Это очень шаткая конструкция, в которой необходимо вовремя расставить приоритеты, перекладывая гири с одной чаши на другую. Вопрос в том, какую чашу на этот раз выберет Кремль. А насколько правильным был его выбор, покажет только время.


Вернуться назад