ОКО ПЛАНЕТЫ > Статьи о политике > Журналистский офшор

Журналистский офшор


7-07-2012, 12:25. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

Новостная журналистика всего мира ищет бизнес-модели, позволяющие выживать в эпоху Интернета. В США между тем разгораются споры вокруг одной из таких моделей, построенной на аутсорсинге... местных новостей. Попросту говоря, речь идет о том, соответствует ли профессиональным журналистским канонам ситуация, при которой новости районного и даже микрорайонного масштаба в Чикаго и других американских городах освещают фрилансеры... на Филиппинах.

Это кажется выдумкой, но это факт. Шесть лет назад молодой чикагский журналист Брайан Тимпоун создал сетевую новостную службу BlockShopper /"Блокшоппер"/, а затем на ее основе - компанию Journatic /"Джорнатик", а по-русски точнее - "Журнатик"/. Первая специализировалась на сборе и распространении информации о сделках с недвижимостью, вторая занимается и другими новостями - локальной полицейской и спортивной хроникой, освещением школьных мероприятий и т.п. Бизнес развивается успешно: сейчас в компании 60 штатных сотрудников и 200 фрилансеров в США и еще 140 - на Филиппинах.

Именно в филиппинской "офшорной зоне" производится "добыча" из Интернета и "первичная переработка" информационного "сырья". Фрилансеры перелопачивают публично доступные сведения - от отчетов о школьных соревнованиях до журналов регистрации приводов в полицию и от записей актов гражданского состояния до тех же сделок с недвижимостью - по тем районам, где у компании есть клиенты. На этой базе они изготавливают "заготовки" для заметок, которые затем редактируются и объединяются в информационные пакеты штатными сотрудниками фирмы в США.

Продукция пользуется спросом. В Чикаго на нее подписались обе ведущие местные газеты - "Трибюн" и "Сан- таймс". Среди других крупных подписчиков - издательский трест Херста, владеющий десятками достаточно крупных газет и журналов в США и по всему миру, компания "Гейтхаус мидиа", контролирующая более 350 небольших местных и специализированных изданий.

Кстати, "Чикаго трибюн" - не только клиент, но с недавних пор еще и акционер компании "Джорнатик". После заключения с нею контракта она уволила два десятка собственных штатных репортеров, освещавших события на местах. Тимпоун считает это совершенно нормальным: по его словам, рядовой репортер дает редакции по 6-7 сообщений в неделю, а его служба - несколько десятков.

Это логика бизнеса, и с нею, кстати, никто пока не спорит. Небольшой скандал вокруг "Джорнатик" возник из-за того, что та подписывала заметки своих филиппинских "литсотрудников", получавших "достойную по местным меркам" оплату, вымышленными именами. Тимпоун говорит, что это делалось исключительно для удобства последующего поиска в том же Интернете, поскольку по содержанию, дескать, компиляции авторства и не требовали.

Но все же солидным американским газетам печатать заведомый вымысел не к лицу. "Чикаго трибюн" обещала провести расследование, "Хьюстон кроникл" и "Сан-Франциско кроникл" извинились перед читателями. Естественно, в подробностях осветили тему профессиональные издания, пишущие о проблемах СМИ.

Но они же выяснили, что Тимпоун, как говорится, и в ус не дует. Он разослал подчиненным по электронной почте записку с призывом "гордиться нашим офшорным новостным аналитическим бизнесом" и не обращать внимания на "шум", сопровождающий "перемены, которые мы вносим" в журналистику. А попутно сообщил "приятную новость" - о том, что только что вернулся из Канады, где наклевывается сделка "с одним из крупнейших издателей". Таким образом, по его словам, новостной офшор впервые готовится шагнуть за пределы США.

 

Вернуться назад