ОКО ПЛАНЕТЫ > Статьи о политике > Вхождение в ВТО требует освоения «тонких» механизмов защиты национальных интересов

Вхождение в ВТО требует освоения «тонких» механизмов защиты национальных интересов


6-07-2012, 16:45. Разместил: virginiya100

Экономист Вячеслав Евсеев: «Эффективная защита внутреннего рынка будет способствовать его развитию»

Госдуме предстоит рассмотреть протокол о присоединении нашей страны к Всемирной торговой организации. Вхождение в ВТО требует освоения «тонких» механизмов защиты национальных интересов, новых компетенций от чиновников и руководящего персонала компаний, отмечает директор Центра по изучению вопросов таможенно-тарифного и нетарифного регулирования Вячеслав ЕВСЕЕВ.
 http://file-rf.ru/uploads/view/position/072012/872c77b783458cbf67a1dadec8a0b3777ef12055.jpg

Есть ощущение, что население России в целом относится к вступлению в ВТО негативно. Но тема ВТО и наших обязательств не может обсуждаться в категориях черное-белое, хорошо-плохо. ВТО в принципе актуализирует вопрос расстановки приоритетов, требует взвешенной промышленной политики.

Присоединение к ВТО не означает, что у отечественной промышленности не будет механизмов защиты. Такие инструменты сохраняются, в мире существует достаточно обширный их перечень, что позволяет эффективно отстаивать национальные интересы, и Россия не единственная страна, которая сталкивается с подобными проблемами. Они есть и в Европе, и в Америке, и в Азии.

Положения о защите национального производителя прописаны в соглашениях ВТО и достаточно активно используются. Специалистам они хорошо известны. В первую очередь – «триада» защиты внутреннего рынка: специальное, антидемпинговое, компенсационное расследование. С момента создания ВТО, с января 1995-го, странами-членами организации было инициировано 4500 расследований. Это очень серьёзная цифра. И большинство расследований завершено в пользу инициатора. У нас также есть возможность использовать подобные механизмы. Законодательство – и российское, и Таможенного союза – это позволяет.

Помимо «триады» у государства существует целый комплекс мер защиты: техническое регулирование, фитосанитарный контроль и другие. Но это механизмы более сложные, чем тарифные инструменты – ими надо уметь пользоваться. К чему, к сожалению, менеджмент большинства отраслей и компаний пока не готов. Есть сектора, в которых уже сложилась достаточно эффективная практика защиты своих интересов – металлургия, химическая промышленность, производство удобрений, однако, если оценивать в целом, надо сказать, что ощущается серьёзная нехватка управленческих компетенций, и одна из ключевых задач будет заключаться освоении этих новых механизмов. Их предстоит запустить в очень сжатый период времени. Это дело не только компаний, но и экспертных центров, и квалифицированных юристов, которых в России пока недостаточно. Например, в США правовые услуги в сфере международной торговли и экономической политики оказывают около 900 фирм. В России таких – единицы. Развить этот сектор – задача на ближайшие годы.

Нам потребуются и специальные инструменты, новые компетенции для защиты потребителей. Простой пример: если пошлина на ввозимый товар снизится незначительно, разница может быть просто «съедена» дилерами или присвоена зарубежным производителем за счёт повышения цены.

Здесь возрастает роль антимонопольной службы. Как поведёт себя ФАС, насколько своевременные и компетентные решения будут принимать другие ведомства – имеет первостепенное значение в новой ситуации.


Вернуться назад