ОКО ПЛАНЕТЫ > Статьи о политике > Владимир Веретенников: Латвия лишилась финансовой независимости
Владимир Веретенников: Латвия лишилась финансовой независимости11-06-2012, 11:53. Разместил: virginiya100 |
Недавно Сейм в окончательном чтении утвердил законопроект под названием "О Договоре по фискальной дисциплине в Европейском Союзе". Данный документ вызвал волну ожесточенной полемики в парламентско-политических и общественных кругах. Его противники доказывали, что с принятием законопроекта государство лишится "последних остатков независимости", а сторонники - что "это абсолютно естественный шаг, который намерена сделала вся Европа". Политолог Владимир Веретенников (Даугавпилс, Латвия). Иллюстрация: gorod.lv
В чем же заключается сущность законопроекта, утвержденного Сеймом? Суть документа состоит в том, что вводятся фундаментальные ограничения при составлении годового бюджета, принудительный механизм выполнения этих ограничений и внешние санкции за невыполнение условий договора. То есть, договор предусматривает существенные ограничения в финансовой политике стран еврозоны. В частности, документ обязывает подписавшие его государства соблюдать ряд строгих требований: структурный дефицит бюджета этих стран не должен превышать 0,5% номинального ВВП, а долг всех государств ЕС не должен превышать 60% ВВП. Если дефицит бюджета любой из стран ЕС в отдельно взятый год превысит порог в 3% (Маастрихтский потолок бюджетного дефицита), то предусматривается запуск "процедуры коррекции" - в рамках которой Еврокомиссия предложит государству комплекс мер по стабилизации ситуации. Причем, хотя национальное правительство и сможет обсуждать с Еврокомиссией конкретные детали этих мер, но не будет иметь права отказываться от стабилизационной программы в целом.
Договор также предусматривает и серьезную ответственность за несоблюдение требований фискальной дисциплины. В случае, если Еврокомиссия констатирует, что та или иная страна не внесла в свой бюджет необходимые требования, любое государство может обратиться в суд ЕС с иском против него. Другими словами, государства могут подавать иски друг на друга - причем, даже и без вмешательства Еврокомиссии. Констатировав, что страна-участница не выполнила предыдущий вердикт, суд может наложить на нее штраф или пеню размером до 0,1% от ВВП. Сумму штрафа странам-участницам еврозоны необходимо внести в Европейский фонд стабильности, а не входящим в еврозону - в бюджет ЕС. В настоящее время планируется, что Латвия начнет применять нормы Евросоюза по укреплению фискальной дисциплины лишь после введения у себя евро - то есть, не ранее 1 января 2014 года.
Также, глава Минфина добавил, что пакт даст серьезные дополнительные аргументы в переговорах об увеличении европейского финансирования для Латвии: "То, сколько Латвия сможет получить из фондов ЕС, от присоединения к договору прямо не зависит. Однако, все моменты следует оценивать в контексте. Сейчас ведутся переговоры о долгосрочном бюджете ЕС на 2014-2020 годы. Ратификация пакта - наш дополнительный аргумент в борьбе за увеличение финансирования Латвии, так как в том случае, если фискальные вопросы в стране урегулированы, уменьшается риск того, что фонды могут быть использованы нецелесообразно". Комментарий премьер-министра Валдиса Домбровскиса оказался еще более оптимистическим: по его мнению, подписав данный договор, Латвия сделала большой шаг к "устойчивому развитию". В. Домбровскис особо подчеркнул, что ратификация данного документа является важным сигналом для ЕС и международных финансовых рынков: о том, что Латвия готова соблюдать финансовую дисциплину и что она стремится к устойчивому росту.
В свою очередь, оппозиционный Союз "Зеленых" и Крестьян, в обмен на положительное голосование большинства своих депутатов по данному вопросу, добился согласия на новое рассмотрение в парламентских комиссиях проекта Висагинской АЭС в Литве. В частности, депутаты Раймонд Вейонис, Ингмарс Лидака, Карлис Сержантс и Рихард Эйгимс заявили, что выступают против ратификации договора о фискальной дисциплине до тех пор, пока не будет внесено ясности по поводу участия Латвии в проекте строительства новой АЭС. 30 мая, накануне голосования, они обсудили этот вопрос с премьер-министром Валдисом Домбровскисом. "Мы торговались, я не стыжусь этого слова... Мы хотели добиться, чтобы Сейм заметил, что вообще существует такой проект, в который Латвия собирается впихнуть миллиард евро", - заявил затем депутат от СЗК Карлис Сержантс. Впрочем, тут бытует и неофициальная версия: якобы, "зеленые" и крестьяне согласились сдать свою позицию в обмен на некие решения, выгодные их влиятельному однопартийцу, мэру Вентспилса Айварсу Лембергсу, и необходимые для благоприятного для него хода судебных дел, в которых он погряз.
Отныне, если у нас, у Латвии, появятся какие-то "лишние" деньги, которые мы могли бы потратить на нужны своего народа, то теперь мы уже не сможем использовать их на те цели, на которые нам хотелось бы. Чем это нам грозит? К примеру, из-за кризиса нам вдруг понадобятся деньги на поддержку учителей или пенсионеров, а Брюссель нам возьмет и скажет: нет, ребята, вначале давайте деньги нам, выполняйте фискальную дисциплину, а ваши пенсионеры подождут... Абсолютно полная финансовая зависимость. На самом деле это очень опасно. Если же мы не выполним какое-то требование по этому договору, то Брюссель грозит нам штрафами плюс вмешательством в расчеты нашего бюджета. И вы сами понимаете, в чью пользу в таком случае будут сделаны поправки - в пользу латвийского народа или в пользу ЕС. Примечательно, что до голосования по принятию этого договора с трибуны Сейма выступила спикер парламента Польши Ева Копач, которая с жаром убеждала наших депутатов, что государства региона в отношении ЕС должны держаться вместе, у нас должен быть особый курс. Наши парламентарии похлопали в ладоши, покивали головами... и проголосовали с точностью до наоборот. После этого голосования у меня, честно признаюсь, было такое брезгливое чувство... И только одна мысль: Сейм, который так нагло и беспринципно предает и продает свой народ, надо разгонять... к чертям собачьим, простите за выражение! Такой антинародный парламент не имеет права на существование!"
Конечно, существующих проблем никто не отрицает, но я все же склонен считать, что эти страхи значительно преувеличены и такого рода катастрофы в ближайшее время не произойдет. Более того, я полагаю, что плюсы от вступления в еврозону перевесят неизбежные минусы - и тут порукой пример соседней Эстонии, приток инвестиций в которую после перехода на евро весьма возрос. Но если уж мы точно решили идти в еврозону, то от принятия Договора о фискальной дисциплине мы не сможем уклониться в любом случае - строгое соблюдение Маастрихтских критериев является обязательным условием вступления. Так что, можно надеяться, что ратификацией этого Договора мы обеспечиваем выгоду для государства в стратегической дисциплине.
Другое дело, что этот шаг действительно принесет серьезные тактические издержки - этого отрицать тоже не приходится. Власть в значительной степени потеряет контроль над финансовыми потоками внутри страны, что может негативно отозваться на развитии многих важных для страны отраслей. Будет введен режим строжайшей экономии, когда придется еще больше затянуть пояса. Тем не менее, здесь тоже можно найти некий положительный момент, заключающийся в том, что данный жесткий урок, к сожалению, просто необходим. Вспомним еще не столь уж далекие докризисные "жирные годы", когда у государства было много денег. Часто, очень часто они с потрясающей расточительностью тратились на совершенно непроизводительные цели - чью-то "сладкую жизнь", чрезмерное раздувание чиновничьих штатов, непомерный рост зарплат и премий, всяческие представительские расходы и т.п. Расплата потом оказалась очень жесткой, когда государство в одночасье едва не оказалось на краю пропасти. И для того, чтобы подобное не повторилось вновь, нам нужен суровый контроль и суровая экономия". Вернуться назад |