ОКО ПЛАНЕТЫ > Статьи о политике > "Беспокойные ливийские революционеры" и "черный ящик" наследия Каддафи угрожают преобразованиям
"Беспокойные ливийские революционеры" и "черный ящик" наследия Каддафи угрожают преобразованиям7-06-2012, 11:40. Разместил: VP |
“Democracy Digest”, США - 01 июня 2012 г.
"Libya’s ‘restive revolutionaries’ and Gaddafi’s ‘black box’ legacy imperil transition" "Беспокойные ливийские революционеры" и "черный ящик" наследия Каддафи угрожают преобразованиям"В Египте и Тунисе выборы были сфальсифицированы, но по крайней мере мы знали это", - говорит один египетский инструктор, обучающий наблюдателей на выборах. "А ливийцы не имеют ни малейшего представления". Политическая безграмотность, неопытность и недоверие способствуют напряжённым отношениям между гражданской и военной властью ливийской революции - Национальным переходным советом и thuwwar (революционерами), соответственно, - и это негативно сказывается на перспективах перехода к демократии, говорит Николас Пелхэм из "Экономиста". Вооружённое ополчение "опасается, что избранное правительство ограничит их право голоса", говорит Милад аль-Хоти, новый член бенгазийского отделения Высшей комиссии по безопасности. "Если thuwwar хотят попытаться прийти к власти, то у них есть окно возможностей именно сейчас, пока у НПС - с его не особо крепкой легитимностью - всё ещё имеются конституционные бразды правления", - пишет Пелхэм в Middle East Report: Трения между гражданским и военным ответвлением революции назревали с момента восстания в феврале 2011 года, когда формировавшееся гражданское руководство, НПС, с трудом пыталось установить подобие управления освобождёнными территориями. Чтобы отстоять свою власть перед лицом множества анархических соперничающих групп thuwwar под его опекой и подготовиться к плавному переходу, НПС обратился к дезертировавшим командирам старого режима и их силам. Но то, что НПС считал профессиональным корпусом, способным стабилизировать страну в период после Каддафи, thuwwar считали пятой колонной, в которой полно сторонников Каддафи, стремящихся отказать им в праве собственности на революцию, ради которой они рисковали своими жизнями.
Практики демократии отмечают, что у Ливии есть определённые потенциально тревожные сходства с Ираком. Опыт последнего наиболее актуален для Ливии, сказал Лэйт Кубба, родившийся в Ираке директор отдела Ближнего Востока в Национальном фонде демократии, в частности в плане проблем с межплеменной враждой, наследием жестокости режима и требований возмездия. "Трения между теми, кто выступает за поддержание действующей власти, и теми, кто стремится к созданию нового порядка заново, отражают трения, имевшиеся в Ираке после свержения Америкой Саддама Хусейна в 2003 году", - отмечает Пелхэм: Хотя thuwwar высказывали нетерпение в отношении проведения ливийской версии процедуры де-баасификации и уничтожения следов сгнившего режима, НПС сконцентрировался на быстрой стабилизации, используя существовавший до того аппарат правительства. Первые члены НПС, прибывшие в Триполи после его падения в августе 2011 года, прибыли туда с планом стабилизации, в начальных пунктах которого объявлялось о решимости избежать ловушек де-баасификации. И всё же без поддержки полувоенных формирований, захвативших столицу, план остался лишь на бумаге. В течение трёх месяцев бывший тогда премьер-министром НПС Махмуд Джибриль, некогда бывший доверенным лицом Саифа аль-Ислам, и архитектор его команды стабилизации Ариф Наид ушли в отставку и покинули страну.
Отсутствие социального доверия является одним из самых ограничивающих наследий правления Каддафи, говорят наблюдатели, бывший диктатор прилагал все усилия, чтобы заполнить этот вакуум в своих целях. "Каждому диктатору нужен кто-то, кому он может доверять", - пишет Линдсей Хилсам, автор книги "Песчаная буря; Ливия в период революции": Каддафи, верховный вождь Великой социалистической народной лививйской Джамахирии, известный также как Вождь, полагался на своего зятя, Абдуллу аль-Сенусси. Почти неизвестный на Западе за пределами разведывательных кругов, Сенусси был наиболее внушающим страх человеком в Ливии помимо самого брата-лидера. [Недавно опубликованные] фотографии рассказывают эту историю. Каддафи всегда в центре внимания в его ярких одеяниях или хорошо скороенной полевой военной форме. Сенусси, темнокожий человек с вьющимися волосами в ничем не примечательных брюках чино или костюме, обычно не виден или находится в тени - присутствует, но едва заметен. После смерти Каддафи западные спецслужбы и новые правители Ливии состязаются за то, чтобы схватить человека, которого ливийцы называют "чёрным ящиком Каддафи".
Сенусси также осознавал необходимость, которую чувствует большинство диктаторов мира - использовать мягкую силу, чтобы отшлифовать или повысить их репутацию в мире, отмечает Хилсам, международный редактор британского телеканала Channel 4 News: Документы, обнаруженные оппозиционерами-эмигрантами, показывают, что Сенусси являлся контактным лицом для Monitor Group, пиар-компании, которая помогла Саифу аль-Ислам написать его кандидатскую диссертацию в Лондонской школе экономики и организовала посещение Триполи ведущими профессорами. В докладной записке 2006 года для Сенусси президент Monitor Марк Фуллер кратко изложил план по "улучшению международного понимания и правильного восприятия Ливии", который позднее превратился в новый проект по "улучшению известности Ливии и Муаммара Каддафи".
Усиливающийся конфликт между ливийскими провинциями и неспособность НПС оправдать ожидания в плане получения работы и улучшения уровня жизни также подрывают легитимность правительства, пишет активист и аналитик Мохамед Элжар: Внутри политической системы необходимы гарантии, чтобы обеспечить защиту прав всех регионов. Также децентрализация должна быть закреплена в конституции, а чёткое изложение обязанностей и разделение полномочий между центральной и местными администрациями крайне важны для укрепления доверия между различными регионами. Более того, должны быть распланированы различные этапы любой децентрализованной системы и необходимо достичь осязаемых результатов, чтобы снять тревоги и опасения людей, которые были затронуты маргинализацией и централизованным правлением.
Хотя борьба между соперничающими семьями, племенами и провинциями породила нестабильность, она также гарантирует степень плюрализма, что, скорее всего, обезопасит от "нового появления деспотического руководства ... в ближайшее время", пишет аналитик Волфрам Лейчер для Совета по ближневосточной политике: Ограниченность и раздробленность политических и военных игроков, появившихся во время революции, говорит о том, что переходный период возглавит аморфная и непрочная коалиция интересов, а не одна политическая сила или объединение. Слишком много местных противовесов центральной власти в виде местных советов и революционных бригад возникли во время конфликта.
"Каким бы крайне важным не было осуществление конституционной повестки дня для заполнения экономического, судебного и вакуума безопасности", отмечает Пелхэм, однако отсутствие легитимности правительства и политическая безграмотность граждан являются основными ограничениями: Усилия НПС вернуть себе центральную власть были чреваты. Замена Джибриля, Абдул-Рахим аль-Киб является скромным профессором со слишком большим ощущением собственной нелегитимности. "Не ранее проведения выборов" - стало мантрой для всех просьб обновить старые бюрократические процедуры в отношении всего, начиная с тендерных контрактов для государственного жилищного строительства и заканчивая выдачей виз иностранным журналистам. В результате правительство, которое существует, является по большей части пережитком прошлого. Министры признаются в отсутствии контроля за непокорным средним уровнем руководства, пропитанным десятилетиями каддафизма. Хотя правительство незначительно повысило заработную плату, однако десятки тысяч новых сотрудников не получают зарплату месяцами, что подрывает благорасположение людей. Кроме того, отсутствие прозрачности НПС подорвало доверие общественности к распределению им ежемесячных доходов от нефти, оцениваемых в 5 миллиардов долларов, и ещё 200 миллиардов долларов ливийских инвестиций. В НПС, состоявший первоначально из девяти членов, теперь входят 86 человек, новые члены плодятся без какого-либо ясного процесса назначений. Даже его сотрудники считают его непрозрачным. "Я понятия не имею, кто входит в НПС", - говорит один чиновник по вопросам безопасности. "Мы не знаем их имён. У нас нет их анкетных данных. Многие думают, что основная часть - это остатки старого режима".
"Чтобы центральная власть укоренилась, а Ливия перешла от революции к восстановлению", - заключает Пелхэм, - "потребуется правительство с достаточной легитимностью, чтобы противостоять центробежным силам полувоенных формирований. Избранное правительство будет иметь народный мандат, чтобы перестроить наследство Каддафи, чего НПС по большей части избегал в течение более чем года". Вернуться назад |