ОКО ПЛАНЕТЫ > Статьи о политике > Желтая революция. Русская матрица в тупиках либерального прожектёрства
Желтая революция. Русская матрица в тупиках либерального прожектёрства4-06-2012, 20:00. Разместил: virginiya100 |
Когда наступает отрезвление после пережитых нами выборно-митинговых баталий, то многое становится ясно. В частности то, что политический кризис, сопровождаемый почти неприкрытым раздраем элит, наступил сразу после "празднования" двадцатилетия от начала "великих реформ" и распада СССР. Он и стал логическим завершением тех системных процессов деградации, которые, нарастая крещендо, охватили собой хозяйственную, политическую, духовную жизнь некогда великой "симфонической личности" под общим названием Россия. В самом деле: практически ни одна институция, попав под нож реформационного безумия, не обнаружила за эти годы какого-либо ощутимого прогресса. Напротив - всюду упадок и движение вспять. И если пробиваются где-то ростки жизни, заявляет о себе что-то подлинное, то словно бы вопреки, как будто бы прорастая сквозь асфальт "столбовой дороги, ведущей в мировую цивилизацию". Родина как культурно-исторический субъект погружена в настолько странный и болезненный сон, что не срабатывают механизмы даже простого воспроизводства её общественной жизни.
Однако число "себя не забывающих" вдруг умножилось в чудовищной прогрессии, а социальная ткань начала стремительно расползаться буквально по всем швам. Симулякр-капитализм, возникший на развалинах СССР, каких только "лестных" определений не удостаивался. Он и "криминальный", и "компрадорский", и "периферийный", и "оффшорный", теперь вот ещё и "чекистский". Но вот что интересно. Даже те, кто решается на такую констатацию не могут выскочить из парадигмальной ловушки либерализма. Слишком хочется им спасти этот проект. Слишком хорошо отвечает он их глубинным ценностным установкам, стратегиям личной жизни, всему их мировоззрению. И что им за беда, если речь пошла уже о более или менее плавной "утилизации" страны с окончательной распродажей её всякого рода субъектности?
А есть и те, кто во имя торжества своей идеологии готов рубануть по корням, по самому геному русской культуры, по её порождающей матрице. Понимая, что за двадцать лет бесплодных усилий ничего путного не выходит, они с отчаяния заявляют, что надо модернизировать наше сознание, проводить жесткую десоветизацию, а то и дерусификацию мозгов. А кто-то из нашей интеллигенции по традиции, восходящей ещё к Чаадаеву, в очередной раз совсем разочаровался в народе, мол, и антропологически он не тот (генетическое отребье, шариковы) и исторически он несостоятелен (почти нечем гордиться в прошлом). Да, такова уж тоталитарная мощь либерального дискурса, что человек, им пленённый, готов даже вырваться за красные флажки какого-то там национального консенсуса, проклинать свой народ и его историю, приветствовать распад территории своего государства лишь бы избежать болезненного пересмотра ценностей у себя в голове. Крайняя степень беспочвенности и национального критицизма порой доходит до откровенной смердяковщины. Смердякова, этого "очаровательного" героя Достоевского, как известно, не слишком вдохновляла русская победа над Наполеоном. Он не видел ничего плохого и в поражении, приговаривая, что "весьма умная нация-с завоевала бы весьма глупую-с".
Если весьма просто, не вдаваясь в детали и исторические изыскания, выразить итог общих усилий, то получится следующее. Пушкин в предельно лапидарной форме выразил направление поиска, утверждая, что наше отличие в особом характере "греческой веры" - православии. Причём, заметим, православность, становясь существенной частью нашей культурной матрицы и утрачивая при этом своё собственно религиозное содержание, продолжала работать и в эпоху Модерна, определяя важнейшие черты не только светской вообще, но и советской культуры в частности, что было особенно заметно на ранних этапах реализации Красного проекта.
В частности тем, что наши разнообразные элитарии (включая и контрэлиту) и в прошлом и в настоящем ну никак не могут создать жёсткие рамки общенационального консенсуса, выход за которые означает гибель России. Собственно, с такой элитой Россия перманентно находится на краю исторического небытия. Поэтому-то в девятнадцатом столетии у нас были возможны такие фигуры как В.С. Печерин, "сладостно ненавидящий Отчизну", было возможно и само явление нигилизма и радикального западничества. А в двадцатом - "национальная гордость великороссов" вполне допускала "желание поражения своего правительства в империалистической войне". Вот и сегодня в среде либералов живо обсуждается неизбежность распада РФ (идея, странным образом перекочевавшая и в националистический лагерь), утверждается, что на Западе у России нет геополитических противников, а есть лишь одни образцы для подражания и т.д.
Во-вторых, опыт последних месяцев показал, что жизненно необходимо договариваться о приемлемых рамках ведения политической борьбы, публичных идеологических споров без апелляции к улице. Одной политической реформы тут мало. Необходимо обязывающее соглашение всех политических сил, как минимум исключающий вмешательство извне в российский политический процесс и какое-либо поползновение на территориальную целостность страны. Это разумное и, казалось бы, вполне очевидное, конституционное ограничение даже в государственных СМИ не находит убедительной пропагандистской поддержки. Да и откуда ей взяться, ибо бьётся (если не добивается) Россия в сетях либерального реформизма как государственной идеологии.
Наконец, необходимы такие перемены в сфере культурной и образовательной политики , которые привели бы в кратчайшие исторические сроки к созданию и воспроизводству политической элиты хотя бы элементарно любящей свой народ и искренне, а не из своекорыстия желающей служить ему. По нынешним временам это уже много и, увы, для немалой части наших сограждан звучит или как дежурная благоглупость или почти как крамола. И если народ в массе своей ещё отозвался сегодня на патриотические призывы части политического класса, в ситуации отчаянной неопределённости обеспечив победу Путину, то завтра этого сделать уже будет некому. Вернуться назад |