ОКО ПЛАНЕТЫ > Статьи о политике > Федеративная Украина: экономический аспект

Федеративная Украина: экономический аспект


2-06-2012, 10:34. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

Федеративная Украина: экономический аспект.

Андрей Булгаров
Украина как государство крайне неоднородна по отраслевой структуре экономического потенциала, что обусловленно целым рядом природных, климатических и демографических факторов.
Само по себе это хорошо, так как дает богатые возможности развития целого ряда перспективных отраслей. 

Однако на пути перехода Украины от унитарной формы государственного устройства к федеративной неизбежно поднимается проблема так называемых «богатых» и «бедных» областей. К сожалению, этот вопрос политизирован, хотя проблема нормального функционирования и развития всех будущих федеральных округов действительно существует. Впрочем Украина не единственная страна в Европе, перед которой возникла подобная проблема. В частности, после объединения Германии задачу достижения сбалансированности бюджетов западных (богатых) и восточных (бедных) регионов решили за счет введения так называемого солидарного сбора. «Западные» немцы пошли на это, понимая, что иначе бывшую советскую Германию не вытянуть.

Солидарный налог в новом федеративном устройстве Украины также может быть оптимальным решением, при обязательном изменении налогового законодательства, когда субъекты хозяйствования будут платить все налоги в бюджет той территориальной громады, где они зарегистрированы. В свою очередь, все расчеты с бюджетами более высокого уровня будут осуществлять сами территориальные громады. Виды и формы налогов и сборов могут устанавливаться только на уровне субъектов федерации. Налоги, которые могут аккумулироваться Киевом на различные программы федерального уровня, такие как поддержка отстающих в экономическом развитии федеральных округов, могут иметь место, но их количество должно быть сведено к минимуму. Мы должны осознавать, что федерализация - это прежде всего получение территориями экономической самостоятельности, а значит, социально-экономическое развитие федеральных округов - это задача руководства федеральных образований! Поэтому даже государственная дотация, источником которой будет солидарный налог, должна быть направленна только на программы развития!

Переходя к новому административно-территориальному делению, необходимо учитывать экономическую выгоду административно-территориальной единицы и комфортность для проживания в ней ее граждан. Безусловно, в данном контексте возвращение полномочий в сфере хозяйствования на места является обязательным условием.

Возвращаясь к теме объединения территорий по экономическому критерию, можно выделить несколько главных принципов:

Общность областей по отраслям производства;
Близость и доступность центров переработки готовой продукции;
Распределение трудовых ресурсов.

Таким образом, возможное формирование федеральных округов (ФО) может выглядеть следующим образом:

table

Визуально на политической карте Украины это будет иметь такой вид: 

Karta-federativnoy-Ukrainyi

Следует отметить, что, несмотря на некоторые несоответствия в величине территорий, количество жителей в каждом федеральном образовании в среднем одинаковое. Исключением являются оставшийся без изменений Крым и новое образование Подкарпаторуссинский федеральный округ. Но повторюсь, это только один из критериев определения границ возможных территориальных округов. Если экономический критерий будет не единственным, то таких округов может быть больше. Также необходимо принять во внимание существующий специальный статус городов Киев и Севастополь и необходимость присвоения соответствующего статуса центрам новых федеральных образований.

Главной задачей на этом этапе вижу выработку единых критериев определения новых границ с учетом политических, административных, гуманитарных и культурных факторов. Именно они могут дать аргументированное обоснование жизнеспособности новых образований.

И к дискуссии на эту тему я приглашаю всех!

Вернуться назад