После выхода в свет плана поручений Владимира Путина о приватизационных программах для некоторых госкомпаний сразу же началась многоголосая полемика о том, прав ли Путин или не прав. По естественным причинам, армия тех, кто в современной России видит только «угнетенную властью» и «трещащую по швам» страну, заговорила о том, что президент идет дорогой Горбачева и Чубайса. Мол, Россия уже имела дела с приватизацией государственных компаний, начало которой положил еще в 1988 году Михаил Сергеевич, подписав «Указ о кооперации». Ваучерная же приватизация, проведенная от имени Чубайса, довершила процесс угробления производственного сектора. И, мол, по этому маршруту решил пойти и Владимир Путин, который по мнению некоторых особенно разгоряченных товарищей, посажен в Кремль то ли масонской ложей, то ли Моссадом, то ли Госдепом, то ли еще кем-то из этой «славной» плеяды.
Естественно, эти же разгоряченные товарищи никак не ожидали, что Путин, которого они успели в своей голове изобразить как экспроприатора, тотального национализатора и чуть ли ни кровавого диктатора, вдруг возьмет, да и подкинет им столь либеральный закон. А уж если и подкинул, то громогласным ораторам, называющим себя активными либералами, ничего другого кроме обвинения Путина в чрезмерном либерализме не оставалось. Это что ж тогда получается: активные либералы обвинили Путина в либерализме… Вот тебе, бабушка, и Юрьев день – что-то совсем российская оппозиция потеряла свои, так сказать, ориентиры.
Итак, теперь стоит более подробно разобраться, что же за закон может появиться в России, по которому можно начинать приватизацию госкомпаний. Для начала нужно сказать, что был очерчен круг из тех компаний, которые приватизационным механизмам подвергаться не будут. Сюда, в частности, входит «Роснефть», которую не так давно возглавил Игорь Сечин. Сложнее дело обстоит с госкомпанией «Ростехнологии». Согласно планам российского руководства активы определенных сегментов компании могут быть выведены на биржи для проведения торгов. В частности, сообщается, что запланировано вывести на IPO (первичное публичное размещение) акции холдинга «Вертолеты России».
Естественно, у многих нахождение неподалеку друг от друга таких слов как «Вертолеты России» и «торги на бирже» сразу же вызвали бурную реакцию, которую можно описать буквально одной фразой «распродают Россию-матушку»… Сразу же появились и те люди, которые углядели в законопроекте Владимира Путина планы подорвать оборонный потенциал Российской Федерации. Не обошлось без фраз о «ставленнике Запада», который, дескать, уже протягивает руки к российской оборонке, и все такое, что выглядит то ли истерикой, то ли обычной некомпетентностью. Но прежде чем падать на пол и биться в истерике, может быть, все-таки стоит разобраться, что произошло на самом деле.
Во-первых, создание этой же самой госкомпании «Ростехнологии» не далее как пять лет назад самим Путиным и было инициировано. Мало того, компания превратилась в настоящего промышленного гиганта, объединив достаточно разрозненные предприятия, которые нередко никак не могли найти точки соприкосновения для более эффективной работы.
Во-вторых, за пять лет рост участия госкомпании в Гособоронзаказе достиг почти 150 миллиардов рублей. При учете того, что в 25 холдингах, которые сегодня интегрированы в «Ростехнологии» в России обеспечивается 800 тысяч рабочих мест, стоит ли отрицать, что та самая идея Владимира Путина о создании госкомпании была продуктивной.
В-третьих, вывод некоторых активов компании на торги далеко не тождественен тому, что в мгновение ока иностранные бизнес-воротилы при поддержке организации никак не меньше ЦРУ или Пентагона возьмут да скупят все акции и получат «Вертолеты России» на блюдечке с голубой каемочкой. Для тех людей, кто так искренне думает, стоит напомнить факты из мировой практики о снижении роли государства в ведении бизнеса. Сегодня по аналогичному пути идут даже в Китае, где крупные компании, которые еще 5-7 лет назад были на 100% государственными, превращаются в мощнейшие инструменты для привлечения инвестиций, в том числе и иностранных. Практика вывода определенного процента акций, что называется, в частные руки – это нормальная мировая практика, которая дает положительные плоды. Главное, что в этом случае все обходится без тех самых горбачевско-чубайсовских полумер с ваучерами и юридически неоформленными правилами функционирования кооперативов.
Конечно, здесь стоит сделать небольшую поправку, что для большинства граждан России (то есть нас с вами), само слова «приватизация» отдает своеобразным душком. Все это опять-таки связано с тем самым законом Горбачева о кооперации, когда по всей стране были открыты тысячи и тысячи кооперативов, которые ничего не производили, а занимались исключительно перепродажей товаров. С негативом, проявляющимся при слове «приватизации», связана и действия главного приватизационного героя Анатолия Чубайса в начале 90-х, когда каждый гражданин получил «в зубы» по приватизационному чеку и «мог» стать обладателем кусочка своей страны. Очевидно, что когда в нашей стране слово «приватизация» снова себя проявляет, то это некоторых наших граждан заставляет сжимать кулаки. Но в связи с этим стоит сказать о том, что пора уже раз и навсегда перешагнуть стереотипы переходного периода, когда в каждом действии властей виделось исключительно пожелание выжать из народа последние соки.
Чтобы несколько прояснить ситуацию, можно привести примеры из экономической практики других государств. Одним из ярких примеров можно считать недавний запуск первого коммерческого грузового корабля «Dragon». А ведь это проект, который вообще на 100% финансируется частными лицами. В США, кстати, тоже по этому поводу лица, которые считаются себя и более никого патриотами своей родины, сразу же заявили, что это просто беспредел – «частники» уже в космос свои корабли направляют – караул!.. Но в конечном счете здравый смысл все-таки победил и там, ведь этот самый «Dragon» обходится гораздо дешевле программы «Спэйс-Шаттл», которая, мало того, что была в достаточной степени небезопасной, так еще и буквально пожирала деньги из госбюджета. Так если в США идут на такие шаги, то почему в России из акционирования сегментов (не 100%) отдельных госкомпаний сразу же устраивается такой гвалт, из которого вырываются очередные и порядком надоевшие одиночные крики о том, что «Дайте нам другого президента!» Это уже напоминает какой-то клинический случай: то Путин не поощряет либерализм – плохо, то Путин стал слишком либеральным – тоже плохо. Ну, надо же уже как-то и определиться с позицией (обращение к тем, для кого все кругом паршиво, и вообще мир спасет только тотальная эвтаназия)…
Кстати, серьезные дебаты в свое время возникли и в Германии, где в 2007 было решено приватизировать 49% одной из крупнейших немецких госкомпаний Deutsche Bahn AG, отвечающей за железные дороги ФРГ. Тогда в СМИ тоже стали говорить, что Меркель с ее партией – ставленники то ли Кремля, то ли Белого Дома (того что в Вашингтоне). Мол, правительство хочет распродать национальное достояние. Однако прошло несколько лет, и приток капиталов в железнодорожную систему Германии вырос так, что сегодня ФРГ имеет все шансы выйти по протяженности железных дорог на 2-е место в Европе (после России), обогнав Францию. За последние 4 года увеличилось количество рабочих мест, связанных с обслуживанием железных дорог Германии.
Сразу же нужно привести пример на 100% государственных железных дорог той же Греции. На протяжении всех последних лет здесь наблюдаются колоссальные убытки. К примеру, в 2010 году долги этой госкомпании составили аж 10 миллиардов евро!.. В связи с этим греческие власти решили приватизировать 49% активов компании по германскому образцу, однако такая идея тут же была встречена в штыки – протесты и забастовки железнодорожников вообще парализовали сообщение и еще больше добавили негатива в греческую и без того рассыпающуюся экономику.
Не правда ли, нечто похожее наблюдается сегодня и в России. Только у России в этом плане куда более выигрышная ситуация, чем, к примеру, у греков. Дело в том, что те же активы холдинга «Вертолеты России» сегодня выглядят для возможных покупателей акций очень перспективно, ведь предприятие приносит серьезную прибыль.
Выходит, что решение о частичном переводе госкомпаний в частные руки сегодня – это нормальная мировая практика, которая используется во всем мире и позволяет привлекать дополнительные частные инвестиции и увеличивать количество рабочих мест. Единственное на что нужно в этом плане обратить внимание, так это на то, чтобы процесс этой самой приватизации прошел в юридическом русле, и при этом все ошибки прошлого были действительно учтены.
Естественно, эти же разгоряченные товарищи никак не ожидали, что Путин, которого они успели в своей голове изобразить как экспроприатора, тотального национализатора и чуть ли ни кровавого диктатора, вдруг возьмет, да и подкинет им столь либеральный закон. А уж если и подкинул, то громогласным ораторам, называющим себя активными либералами, ничего другого кроме обвинения Путина в чрезмерном либерализме не оставалось. Это что ж тогда получается: активные либералы обвинили Путина в либерализме… Вот тебе, бабушка, и Юрьев день – что-то совсем российская оппозиция потеряла свои, так сказать, ориентиры.
Итак, теперь стоит более подробно разобраться, что же за закон может появиться в России, по которому можно начинать приватизацию госкомпаний. Для начала нужно сказать, что был очерчен круг из тех компаний, которые приватизационным механизмам подвергаться не будут. Сюда, в частности, входит «Роснефть», которую не так давно возглавил Игорь Сечин. Сложнее дело обстоит с госкомпанией «Ростехнологии». Согласно планам российского руководства активы определенных сегментов компании могут быть выведены на биржи для проведения торгов. В частности, сообщается, что запланировано вывести на IPO (первичное публичное размещение) акции холдинга «Вертолеты России».
Естественно, у многих нахождение неподалеку друг от друга таких слов как «Вертолеты России» и «торги на бирже» сразу же вызвали бурную реакцию, которую можно описать буквально одной фразой «распродают Россию-матушку»… Сразу же появились и те люди, которые углядели в законопроекте Владимира Путина планы подорвать оборонный потенциал Российской Федерации. Не обошлось без фраз о «ставленнике Запада», который, дескать, уже протягивает руки к российской оборонке, и все такое, что выглядит то ли истерикой, то ли обычной некомпетентностью. Но прежде чем падать на пол и биться в истерике, может быть, все-таки стоит разобраться, что произошло на самом деле.
Во-первых, создание этой же самой госкомпании «Ростехнологии» не далее как пять лет назад самим Путиным и было инициировано. Мало того, компания превратилась в настоящего промышленного гиганта, объединив достаточно разрозненные предприятия, которые нередко никак не могли найти точки соприкосновения для более эффективной работы.
Во-вторых, за пять лет рост участия госкомпании в Гособоронзаказе достиг почти 150 миллиардов рублей. При учете того, что в 25 холдингах, которые сегодня интегрированы в «Ростехнологии» в России обеспечивается 800 тысяч рабочих мест, стоит ли отрицать, что та самая идея Владимира Путина о создании госкомпании была продуктивной.
В-третьих, вывод некоторых активов компании на торги далеко не тождественен тому, что в мгновение ока иностранные бизнес-воротилы при поддержке организации никак не меньше ЦРУ или Пентагона возьмут да скупят все акции и получат «Вертолеты России» на блюдечке с голубой каемочкой. Для тех людей, кто так искренне думает, стоит напомнить факты из мировой практики о снижении роли государства в ведении бизнеса. Сегодня по аналогичному пути идут даже в Китае, где крупные компании, которые еще 5-7 лет назад были на 100% государственными, превращаются в мощнейшие инструменты для привлечения инвестиций, в том числе и иностранных. Практика вывода определенного процента акций, что называется, в частные руки – это нормальная мировая практика, которая дает положительные плоды. Главное, что в этом случае все обходится без тех самых горбачевско-чубайсовских полумер с ваучерами и юридически неоформленными правилами функционирования кооперативов.
Конечно, здесь стоит сделать небольшую поправку, что для большинства граждан России (то есть нас с вами), само слова «приватизация» отдает своеобразным душком. Все это опять-таки связано с тем самым законом Горбачева о кооперации, когда по всей стране были открыты тысячи и тысячи кооперативов, которые ничего не производили, а занимались исключительно перепродажей товаров. С негативом, проявляющимся при слове «приватизации», связана и действия главного приватизационного героя Анатолия Чубайса в начале 90-х, когда каждый гражданин получил «в зубы» по приватизационному чеку и «мог» стать обладателем кусочка своей страны. Очевидно, что когда в нашей стране слово «приватизация» снова себя проявляет, то это некоторых наших граждан заставляет сжимать кулаки. Но в связи с этим стоит сказать о том, что пора уже раз и навсегда перешагнуть стереотипы переходного периода, когда в каждом действии властей виделось исключительно пожелание выжать из народа последние соки.
Чтобы несколько прояснить ситуацию, можно привести примеры из экономической практики других государств. Одним из ярких примеров можно считать недавний запуск первого коммерческого грузового корабля «Dragon». А ведь это проект, который вообще на 100% финансируется частными лицами. В США, кстати, тоже по этому поводу лица, которые считаются себя и более никого патриотами своей родины, сразу же заявили, что это просто беспредел – «частники» уже в космос свои корабли направляют – караул!.. Но в конечном счете здравый смысл все-таки победил и там, ведь этот самый «Dragon» обходится гораздо дешевле программы «Спэйс-Шаттл», которая, мало того, что была в достаточной степени небезопасной, так еще и буквально пожирала деньги из госбюджета. Так если в США идут на такие шаги, то почему в России из акционирования сегментов (не 100%) отдельных госкомпаний сразу же устраивается такой гвалт, из которого вырываются очередные и порядком надоевшие одиночные крики о том, что «Дайте нам другого президента!» Это уже напоминает какой-то клинический случай: то Путин не поощряет либерализм – плохо, то Путин стал слишком либеральным – тоже плохо. Ну, надо же уже как-то и определиться с позицией (обращение к тем, для кого все кругом паршиво, и вообще мир спасет только тотальная эвтаназия)…
Кстати, серьезные дебаты в свое время возникли и в Германии, где в 2007 было решено приватизировать 49% одной из крупнейших немецких госкомпаний Deutsche Bahn AG, отвечающей за железные дороги ФРГ. Тогда в СМИ тоже стали говорить, что Меркель с ее партией – ставленники то ли Кремля, то ли Белого Дома (того что в Вашингтоне). Мол, правительство хочет распродать национальное достояние. Однако прошло несколько лет, и приток капиталов в железнодорожную систему Германии вырос так, что сегодня ФРГ имеет все шансы выйти по протяженности железных дорог на 2-е место в Европе (после России), обогнав Францию. За последние 4 года увеличилось количество рабочих мест, связанных с обслуживанием железных дорог Германии.
Сразу же нужно привести пример на 100% государственных железных дорог той же Греции. На протяжении всех последних лет здесь наблюдаются колоссальные убытки. К примеру, в 2010 году долги этой госкомпании составили аж 10 миллиардов евро!.. В связи с этим греческие власти решили приватизировать 49% активов компании по германскому образцу, однако такая идея тут же была встречена в штыки – протесты и забастовки железнодорожников вообще парализовали сообщение и еще больше добавили негатива в греческую и без того рассыпающуюся экономику.
Не правда ли, нечто похожее наблюдается сегодня и в России. Только у России в этом плане куда более выигрышная ситуация, чем, к примеру, у греков. Дело в том, что те же активы холдинга «Вертолеты России» сегодня выглядят для возможных покупателей акций очень перспективно, ведь предприятие приносит серьезную прибыль.
Выходит, что решение о частичном переводе госкомпаний в частные руки сегодня – это нормальная мировая практика, которая используется во всем мире и позволяет привлекать дополнительные частные инвестиции и увеличивать количество рабочих мест. Единственное на что нужно в этом плане обратить внимание, так это на то, чтобы процесс этой самой приватизации прошел в юридическом русле, и при этом все ошибки прошлого были действительно учтены.