Сегодня, 25 мая, в Мариинском театре стартует XX международный фестиваль «Звёзды белых ночей».
О роли классики в нашей жизни, проблемах популяризации музыкального наследия и искусстве общественного согласия – художественный руководитель Мариинского театра, народный артист России Валерий ГЕРГИЕВ.
– У фестиваля «Звёзды белых ночей» – об этом уже можно смело говорить –богатые традиции. Не каждый музыкальный праздник имеет 20-летнюю историю, тем более – становится знаменитым. Наш – начинался в трудные годы, в 1993-м, с участием моих самых близких друзей. Все тогда работали бесплатно, понимая, что такой фестиваль нужен для Петербурга и для России, для всех любителей музыки.
Сто с лишним спектаклей «Звёзд Белых ночей» – не просто репертуар, имеющийся в распоряжении Мариинского театра. Когда мы считаем, что в той или иной постановке нет яркого состава исполнителей, либо режиссерски не всё удалось, либо произведение не столь значительное – мы эту работу на фестивале не показываем.
Традиции Мариинского театра огромны, спектакли – как балетные, так и оперные – живут у нас столетиями, и наряду с ними появляются многочисленные новые постановки, в том числе произведения живущих сейчас композиторов. Фестиваль создаёт условия, чтобы могли себя проявить молодые. Всё это работает на результат, и фестиваль «Звёзды белых ночей» претендует стать одним из ведущих в мире.
Формируя петербургский репертуар, сразу думаешь о Чайковском и Мусоргском, о Шостаковиче, о Стравинском, о Прокофьеве… Одним из главных событий у нас будет «Хованщина» – спектакль, который ни разу не покидал программы фестиваля. То, что богато и разнообразно представляет традиции Мариинского театра, историю российской музыкальной школы, обязательно должно быть на сцене. Причём исторические постановки интересны не только нам, артистам, и тем, кто приходит в Мариинку десятилетиями, но и молодёжи. Когда выхожу на поклон после спектакля, вижу очень много юных лиц.
Поэтому особенно важным моментом деятельности театра считаю поддержку городской программы «Школы и вузы Петербурга – Мариинский театр». Мы связаны многолетней дружбой с Санкт-Петербургским государственным университетом. Став недавно деканом факультета искусств, я стараюсь, чтобы эти два столпа петербургской культуры – Мариинский театр и университет – как можно теснее взаимодействовали и обогащали друг друга. Мы очень часто исполняли и симфонические и оперные программы в университете, прямо в актовом зале. А когда появился концертный зал «Мариинский-Три» – с удовольствием приглашаем в гости и студентов, и школьников.
Наш концертный зал – изумительный по акустическим качествам. Мои друзья помогли собрать средства, и за какие-то девять месяцев мы его построили. Он стал оазисом в центре Петербурга. Я думаю, страна должна сделать всё возможное, чтобы по всей России постоянно появлялись новые театры и залы, чтобы там была акустика, как здесь, чтобы они строились аккуратно и качественно.
У нас есть крупные города – научные и индустриальные центры России, где хорошие оркестры и очень много любителей музыки, но нет залов. Приходится выступать в стареньком театре без акустики. А ведь в том же городе – грандиозный металлургический комбинат, который даёт миллиарды долларов… Не знаю, о чем думают губернаторы. Не мне их судить, но мы должны ставить эти вопросы. По всей стране растут талантливые ребята, и они должны воспитываться на лучших образцах музыкальной культуры в современных условиях. Ведь народ судит о работе властей, в том числе Кремля и правительства, по тому, что делается для детишек, для культуры, для образования. Об этом я говорил и на «Прямой линии» с Владимиром Путиным. Мне кажется, я смогу принести хотя бы маленькую пользу, если буду обращать внимание на конкретные проблемы, а не тем, что буду повторять: «Знаете, у нас всё хорошо».
Выбор приоритетов в нашей сфере – не просто будущее музыкальной и вообще культуры. Это, на мой взгляд, единственный путь к общественному согласию.
Вернуться назад
|