ОКО ПЛАНЕТЫ > Статьи о политике > Кто есть кто на натовском банкете ('Asia Times online ', Китай (Гонконг) )
Кто есть кто на натовском банкете ('Asia Times online ', Китай (Гонконг) )22-05-2012, 13:49. Разместил: VP |
Список приглашенных на саммит НАТО дает адекватную картину того, что марксисты-ленинисты назвали бы «соотношением сил» в сегодняшней международной политике
Организация Североатлантического договора (НАТО) все еще печатает приглашения на свой чикагский саммит, который состоится в воскресенье. Приглашение для президента Пакистана Асифа Зардари было напечатано в среду. Пакистан стал «рукопожатным» после того как дал понять, что сменит гнев на милость и вновь откроет маршруты транзита военных грузов в Афганистан, несмотря на упорное нежелание Вашингтона как извиняться за убийство пакистанских военнослужащих в результате авианалета в ноябре прошлого года, так и прекращать смертоносные удары беспилотников по пакистанским селам.
В качестве платы за транзит Пакистан будет получать от Организации Североатлантического договора миллион долларов в день. Справедлива ли эта сделка - приглашение на натовский банкет в Чикаго в обмен на открытие транзитных маршрутов? Основные оппозиционные партии Пакистана так не считают. Однако действующая власть всегда знает лучше. Более того, пакистанские военные тоже выступают за это.
Зардари рвется в Чикаго, что вполне объяснимо. Посещение шикарного банкета - вопрос национального престижа. Туда приглашают не всякого. Например, в Чикаго не позвали глав Китая и Индии (Россию думали позвать, но она сказала «нет», однако это другая сложная история; кроме того, НАТО хотела пригласить Израиль, но Турция топнула ногой и сказала «хайыр»).
Список гостей НАТО демонстрирует западную находчивость и, кроме того, является путеводителем по глобальным стратегиям Запада в XXI веке. Как выглядит список приглашенных? Самое поразительное - то, что в нем, как и в дантовом аду, есть круги.
Сердцевина - это 28 государств-членов НАТО. Следующий слой состоит из 13 стран, считающихся «глобальными партнерами» НАТО - это Япония, Южная Корея, Австралия, Новая Зеландия из Азиатско-Тихоокеанского региона; Катар, Объединенные Арабские Эмираты и Марокко с Ближнего Востока; Грузия из евразийского региона; Австрия, Швейцария, Швеция и Финляндия из старой доброй Европы.
Это натовские союзники первого порядка. Бросается в глаза отсутствие Индонезии и Филиппин (несмотря на то, что последние - «прифронтовая страна» Азиатско-Тихоокеанского региона, не боящаяся раздражать китайского дракона), Саудовской Аравии (несмотря на то, что она более полувека остается крупнейшей бензоколонкой западных экономик), Египта, ЮАР, Мексики, Бразилии и Аргентины (примадонн своих регионов). В общем и целом, кажется, что в муках рождающийся клуб «большой двадцатки» вызывает у НАТО дискомфорт.
Игра в «требовательную любовь»
В следующем круге состоят страны, тем или иным образом участвующие в афганской войне НАТО. Это настоящие «VIP» или «герои», в зависимости от того, как вы расцениваете кровопролитную войну в Афганистане, потому что они пошли на риск и привлекли к себе внимание «Аль-Каиды», чтобы вытащить НАТО из афганской трясины. Это (в алфавитном порядке, а не по тому, сколько они пролили пота и слез) Азербайджан, Армения, Бахрейн, Ирландия, Малайзия, Монголия, Сальвадор, Сингапур, Украина, Тонга и Черногория.
Если в Афганистане все-таки будет одержана победа, то многие удивятся, узнав, что свой вклад в нее внесло государство Тонга, но факты остаются фактами.
Данный список неполон. В этом круге есть также подраздел, в центре которого находится Афганистан (являющийся главной темой обсуждения на саммите НАТО), окруженный соседями из центральноазиатского региона. Похоже, сюда же включают и Россию. Почти наверняка по этой категории проходит и Зардари.
Российскую делегацию на саммите возглавит всего лишь глава афганского отдела в министерстве иностранных дел. Тем самым Россия громко выражает свое возмущение тем, что ей отказывают в участии в ключевых заседаниях НАТО, касающихся ведения афганской войны, которые регулярно и при любых обстоятельствах проходят в Брюсселе. Но и ее неудовольствие не так однозначно. Россия не только не возражает против натовской войны в Афганистане, но и является активным ее приверженцем. Однако Россия выступает против монополии НАТО на войну; войну необходимо «демократизировать».
Центральноазиатские государства отряжают своих министров иностранных дел, потому что технически они состоят в конкурирующем альянсе, называемом «НАТО Востока», Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ).
ОДКБ играет с НАТО в «требовательную любовь»: она соперничает с НАТО, будучи основным военным альянсом на постсоветском пространстве, но также хочет от НАТО признания в качестве равноправного партнера, дабы убедить себя в целесообразности своего существования (неудивительно, что НАТО по настоянию Вашингтона отказывает ей в этом, поскольку США предпочли бы иметь дело с бывшими советскими республиками, как с самостоятельными игроками, а не младшими партнерами Москвы).
Положение ОДКБ является почти зеркальным отражением положения России: ей хочется иметь комнату и теплую постель в общеевропейском доме, но туда ее никто не пускает, пока США крайне выборочно взаимодействуют с ней по вопросам, имеющим значимость для американских стратегий. (НАТО тоже могла бы однажды начать выборочное взаимодействие с ОДКБ, например, по задержанию в Центральной Азии наркоторговцев, подрывающих экономику Афганистана). В ОДКБ состоят Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан.
При всем этом Москва не без тревоги относится к приглашению на саммит НАТО руководства центральноазиатских государств. Намерения НАТО в Центральной Азии вызывают у нее дурные предчувствия, особенно на фоне грядущего размещения американских военных баз в этих странах.
В конце концов, одна из целей чикагского саммита - дальнейшее развитие «умной стратегии» альянса, принятой на лиссабонском саммите 2010 года для защиты НАТО как единственной подлинно глобальной организации, которая может в случае необходимости действовать в «горячих точках» мира даже без мандата ООН.
Тревогу у Москвы вызывает то, что НАТО уже вошла во вкус, занимаясь «сменой режимов» в других странах, как показывает война в Ливии, и, судя по зловещим тенденциям, может повторить это в Сирии.
Кроме того, НАТО манит центральноазиатские государства предложениями, от которых им все труднее отказаться. Реальность такова, что у центральноазиатских режимов появилась глубокая заинтересованность в афганской войне, поскольку НАТО щедро заключает контракты на снабжение своих войск с местными компаниями, представляющими элиты региона.
США выплачивают круглую сумму Киргизии за аренду авиабазы «Манас». Уже идут разговоры о том, что часть оружия и снаряжения, используемого в Афганистане, может быть подарена центральноазиатским странам после вывода войск в 2014 году.
Очевидно, что в степях Центральной Азии под эгидой НАТО создаются «кормушки» для местных элит, и это вызывает беспокойство у Москвы. Тем не менее, интересно, что центральноазиатские государства приняли коллективное решение о том, что их главы воздержатся от участия в саммите НАТО в великолепном Городе ветров. Можно сказать, что это акт высочайшего самоотречения со стороны руководителей центральноазиатских стран, трепетно отнесшихся к озабоченностям Москвы.
Вопрос для шеф-повара
Между тем, один из ключевых соседей Афганистана сознательно исключен из участия в саммите НАТО, хотя его способность влиять на ход афганской войны весьма значительна. Речь идет об Иране.
Утрачена серьезная возможность наладить конструктивное взаимодействие с Ираном. Но, с другой стороны, президент США Барак Обама не хотел рисковать.
Президент Махмуд Ахмадинежад - яркая и непредсказуемая личность, обладающая харизмой. Он мог бы затмить собой Обаму на мероприятии, которое тот тщательно продумал с тем, чтобы выступить в роли мирового лидера. Безусловно, риск для Обамы в непростой год президентских выборов слишком велик. Кроме того, его соперник из стана республиканцев Митт Ромни и произраильское лобби потребовали бы объяснений такой «мягкости» в отношении Ирана.
В еще одном круге приглашенных на саммит - четыре государства, подавших заявки на членство в НАТО и ожидающих в приемной: Босния и Герцеговина, Грузия, Черногория и Македония.
У Грузии особый статус: она состоит сразу в трех кругах - как глобальный союзник НАТО, ее партнер по афганской войне и кандидат на полноправное членство. Тот факт, что Грузии уделяется столько внимания, не остался незамеченным Москвой. Интересно, что первыми официальными гостями президента Владимира Путина «из-за рубежа» стали лидеры отколовшихся от Грузии Абхазии и Южной Осетии.
Однако это не означает, что Москва опасается скорого принятия Грузии в ряды НАТО. Путин может рассчитывать на то, что ведущие европейские партнеры вроде Германии, Франции и Италии не допустят конфронтации НАТО с Россией. Путин воодушевлен уходом Николя Саркози в отставку и формированием во Франции правительства социалистов.
В любом случае, Обама знает, что приоритетом его второго срока в Овальном кабинете - если он его получит - должно стать доведение до ума «перезагрузки» отношений США с Россией и повышение предсказуемости российско-американских отношений с тем, чтобы они оптимально служили целям глобальной стратегии США, особенно в условиях вызова со стороны усиливающегося Китая.
Можно сказать, что список приглашенных на саммит НАТО дает адекватную картину того, что марксисты-ленинисты назвали бы «соотношением сил» в сегодняшней международной политике. Вышеизложенное не является целостной картиной глобальной политики, но отражает ее изменчивые сценарии как минимум наполовину.
Позволю себе закончить на нетипичной ноте и несколько высокомерно вопросить: Чего стоит саммит НАТО, если Китай и Индия не лезут в чужие дела и самостоятельно возделывают свои пашни?
Брюссель должен был как минимум предусмотреть категорию «НАТО+БРИКС». Безусловно, БРИКС - Бразилия, Россия, Индия, Китай и ЮАР - играют в созидании мира завтрашнего дня ничуть не меньшую роль, чем Европейский Союз. Но на этот вопрос должен ответить шеф-повар чикагского банкета - Обама.
Посол М. К. Бхадракумар был профессиональным дипломатом министерства иностранных дел Индии. Работал, в частности, в Советском Союзе, Южной Корее, на Шри-Ланке, в Германии, Афганистане, Пакистане, Узбекистане, Кувейте и Турции. Вернуться назад |