ОКО ПЛАНЕТЫ > Статьи о политике > Ливия: узаконена безнаказанность "революционеров"

Ливия: узаконена безнаказанность "революционеров"


14-05-2012, 18:01. Разместил: poisk-istini


Перевод: Глобальный Хуторок
Издание: Human Rights Watch (HRW)
Дата опубликования статьи: 11 мая 2012 года


Ливия: Изменения в Новом Законе о специальных процедурах

Пресечь безнаказанность за серьезные преступления



Этот закон позволяет людям, которые совершили тяжкие преступления, спокойно заниматься политикой. Он пропагандирует культуру выборочного правосудия, с которой ливийцы отчаянно боролись и преодолели.

Джо Сторк, заместитель директора Human Rights Watch по Ближнему Востоку и Северной Африке
(Нью - Йорк) - Переходному Национальному Совету (ПНС) Ливии следует немедленно внести поправки в новый закон, защищающий от судебного преследования людей, совершивших преступления, если их действия были направлены на “продвижение и защиту революции” против Муаммар Каддафи, заявила сегодня HRW. Закон также позволяет властям задерживать людей на срок до двух месяцев, если они считаются “угрозой безопасности”.

Закон № 38, о некоторых процедурах переходного периода, принятый 2 мая 2012 года, и вступивший в силу с 12 мая, гласит, что не будет преследований за “военные или гражданские действия, продиктованные Революцией 17 февраля, которые были совершены революционерами с целью продвижения и защиты революции”.

“Этот закон позволяет людям, которые совершили тяжкие преступления, спокойно заниматься политикой”, - сказал Джо Сторк, заместитель директора HRW по Ближнему Востоку и Северной Африке. “Он пропагандирует культуру выборочного правосудия, которую ливийцы с таким трудом преодолели”.

Привлечение к ответственности всех лиц, ответственных за серьезные нарушения международных прав человека и гуманитарного права, является критическим для новой Ливии, которая должна основываться на главенстве закона, отмечает HRW.

Новый закон, тем не менее, принимает некоторые меры по решению серьезной проблемы передачи тысяч лиц, содержащихся под стражей у ополченцев, под контроль центральной власти, и уголовному преследованию их, если есть доказательства совершения ими преступлений. Закон 38 предписывает министерствам Внутренних дел и Обороны с 1 июля направлять всех “сторонников бывшего режима”, в настоящее время задержанных ополченцами, если есть достаточно свидетельств против них, в компетентные судебные органы.

Ополченцы в настоящее время удерживают тысячи человек, большинство из которых обвиняется в поддержке или борьбе на стороне правительства Каддафи. Большинство задержанных не были доведены до какого-либо судебного органа, и, следовательно, находятся под стражей незаконно.

HRW и другие правозащитные организации подробно доложили о применении пыток и жестоком обращении в местах содержания под стражей, контролируемых вооруженными ополченцами, что иногда приводит к смерти заключенных. Некоторые отряды были вовлечены и в другие тяжкие преступления, такие, как уничтожение, по меньшей мере, 53 человек в октябре в Сирте и принудительной высылке около 30 000 человек из города Таверга, которые представляют собой преступления против человечности.

“Поставить перед министерствами задачу разобраться с заключенными, задержанными вооруженными ополченцами, в течение двух месяцев, является позитивным шагом в решении серьезных текущих проблем”, - сказал Сторк. “Но дать карт-бланш людям, ответственным за серьезные преступления, - значит способствовать формированию культуры безнаказанности, которая поощряет дальнейшее насилие”.

В законе также говорится, что, даже если суд оправдал человека, который был задержан ополченцами, человек имеет право на подачу уголовного или гражданского иска против государства или ополченцев, только если задержание было основано на “сфабрикованных и лживых” обвинениях. Право регресса для людей, которые были необоснованно задержаны и оправданы, не должно быть утеряно, отмечает HRW.

Закон также наделяет правительство полномочиями по ограничению передвижения лица, наложению на него штрафа или задержания лица сроком до двух месяцев, если оно рассматривается как “угроза общественной безопасности или стабильности” в связи с “предыдущими действиями лица или его связями с официальным или неофициальным аппаратом бывшего режима”. Пострадавшие могут оспорить такие меры в суде.

HRW отмечает, что подобные ограничения, накладываемые на людей, рассматриваемых как угроза безопасности, должны быть основаны на конкретных доказательствах правонарушений, а не на прошлой принадлежности. Такие правонарушения должны преследоваться по уголовному закону, а не на основании расплывчатых и неограниченных полномочиях задерживать людей как “угрозу безопасности”.

Закон по всем признакам является нарушением Конституционных норм Ливии переходного периода, в которых говорится, что все ливийцы “равны перед законом”, и что они пользуются равными “гражданскими и политическими правами”. В них также говорится, что все граждане должны иметь равные возможности и обязанности, без какого-либо различия по политическим убеждениям.

Карт-бланш, который предоставляет Закон № 38 лицам, продвигавшим или защищавшим Революцию 17 февраля, нарушает обязательства Ливии по международному праву расследовать и преследовать серьезные нарушения международных прав человека и гуманитарного права, отмечает HRW.

Международное право выступает против амнистии для серьезных международных преступлений, таких как военные преступления и преступления против человечества и всех случаев пыток. Ливия является государством-участником Конвенции о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечности, которая требует снять все ограничения для обвиняемых в этих двух видах преступлений. Она также является участником Конвенции против пыток, которая требует обеспечить, чтобы все акты пыток рассматривались как уголовные преступления, и проводить расследование и судебное преследование лиц на её территории, ответственных за такие пытки.

Кроме того, власти других государств также могут исполнять правосудие за преступления, которые имели место в Ливии в соответствии с законами общей юрисдикции без учета внутренних амнистий. От других государств может потребоваться обеспечить такую общую юрисдикцию, закрепленную договорами, стороной которых они являются, как, например, Конвенция против пыток. Предоставленный ПНС иммунитет не имеет юридически обязательной силы в других национальных или международных судах, таких, как Международный Уголовный Суд (МУС), которые также уполномочены вести дела в отношении серьезных нарушений международного права, в том числе совершенных в Ливии.

МУС в настоящее время имеет полномочия вести дела в отношении военных преступлений и преступлений против человечности, совершенных в Ливии с 15 февраля 2011 года, учитывая, среди прочих, факт готовности и возможности ливийских властей уголовно преследовать лиц, совершивших эти преступления. Этот закон станет показателем нежелания расследовать преступления, совершенные всеми сторонами.

Произвольные задержания строго запрещены в соответствии с международным правом, включая Международный пакт о Гражданских и Политических Правах (МПГПП), стороной которого также является Ливия. “Административные” задержания по соображениям безопасности, находящиеся за пределами уголовного права, допускаются только при очень редких условиях, как то: публично объявленное чрезвычайное положение, угроза жизни нации, в то время как ранее правительство выполнило различные меры, изложенные в МПГПП и документах Комитета ООН по правам человека, включая признание, что принятие мер, направленных на ограничение прав, возможно только как абсолютно необходимое при чрезвычайных обстоятельствах (которые в целом нечетко сформулированы), и правительство пришло к выводу, что существующего законодательства, включая уголовное законодательство, недостаточно для решения чрезвычайных ситуаций. Ливия не предприняла ни один из необходимых шагов в соответствии с МПГПП, чтобы отказаться от этих прав для того, чтобы оправдать административные задержания.

МПГПП также, в частности, требует, чтобы лица, незаконно содержавшиеся под стражей, имели право на компенсацию.

Закон № 38 - не единственный проблемный новый законом, принятый ПНС. 2 Мая ПНС также принят закон 37, запрещающий оскорбления в адрес граждан Ливии и ее институтов. HRW призвала ПНС отменить Закон 37.

HRW призвала ПНС также внести поправки в Закон 38 и исключить любую амнистию для виновных в серьезных международных преступлениях, таких как убийства, пытки, сексуальное насилие и принудительное перемещение.

“Справедливость и ответственность за серьезные преступления нельзя заместить”, - сказал Сторк. “Укрывание людей от правосудия будет способствовать будущим злоупотреблениям и препятствовать национальному примирению.
Оригинал статьи


Вернуться назад