ОКО ПЛАНЕТЫ > Статьи о политике > Гражданская война. Почему сирийские христиане на стороне президента Асада ('Welt Online', Германия)

Гражданская война. Почему сирийские христиане на стороне президента Асада ('Welt Online', Германия)


13-04-2012, 13:35. Разместил: VP

Находясь в эти дни здесь в самом логове противника, Висам чувствует себя в такой безопасности, которой не испытывал уже давно. В Дамаске, буквально, рукой подать до штаба разведок и спецслужб, не взрываются гранаты, как на улицах Хомса — эпицентра восстания, где он провел последние несколько месяцев.

 

Если верить его спутникам, то Висам является одним из наиболее разыскиваемых людей в Сирии — мужчина с объемистым досье, но без фотографии. Когда он в конце февраля через наступающие цепи цепи военных выскользнул из опустошенного боями квартала Баба Амр в Хомсе, его едва не схватили. В тот полдень солдаты явно не догадывались, кто же именно стоял, дрожа перед ними.

 

Резня между этническими и религиозными группами

 

До этого Висам вместе с двумя добровольцами содержал частную клинику в Хомсе, в которой оказывалась экстренная помощь раненым. Дом и ранее, еще до начала боев, служил в качестве больницы, пользовавшейся повышенным спросом — в ней проводились операции по увеличению груди и исправлению формы носа. Когда к ним приблизились разрывы снарядов из танковых орудий, то немного позже в здание ворвалась толпа пехотинцев.

 

«Офицеры послали подчиненных внутрь и ждали, не наткнутся ли те на очаг сопротивления», — говорит Висам, решивший тогда, что его часы уже сочтены, после того как солдат с налобной повязкой а-ля Рэмбо приставил к его горлу длинный обоюдоострый нож.

 

То, что он все же пережил штурм, сам Висам считает доказательством милости Всевышнего. У правящего режима другое толкование событий: армия не стреляет без разбора в гражданских лиц, она лишь сражается с «мусалахинами» — людьми с оружием в руках, как сообщают официальные СМИ.

 

Тем самым, режим хочет создать видимость, что он не ведет войну против оппозиции. То, что конфликт уже давно приобрел размах гражданской войны между различными этническими и религиозными группами, СМИ умалчивают. За прошедшие недели во многих кварталах Хомса были случаи массовой резни, к которым не причастны ни правительственные войска, ни «Свободная сирийская армия».

 

Полиция призывает к бойкоту иностранных новостных источников

 

На деле же речь идет о взаимных актах мести со стороны суннитских, алавитских и шиитских жителей. «Если мы победим, то будем милостивы», — говорит Висам, на какое-то время уйдя в свои мысли. Но в отношении шиитских деревень будет сделано исключение: «Там должны умереть все».

 

В пределах видимости от укрытия Висама полицейский раздает прохожим свежеотпечатанный номер служебного журнала «аль-Шурта». В нем напечатаны фотографии 65-ти сотрудников сил безопасности (большей частью еще молодых), взятые из их удостоверений. Это «мученики», павшие за прошедшие месяцы.

 

На последней странице - призрачная фигура смерти с косой в руке, украшенная эмблемами телевизионных каналов Си-Эн-Эн, Би-Би-Си, «Аль-Арабия» и «Аль-Джазира» — своеобразный призыв к их бойкоту, поскольку они, по мнению режима, разжигают в Сирии межконфессиональную войну.

 

Находящиеся в привилегированном положении христиане выступают за сильный, светский режим

 

Пока сильный и светский режим прочно держит власть в своих руках, христианам нечего опасаться в своей стране; такова логика, которой следует в первую очередь сравнительно привилегированная христианская прослойка столицы. При этом они осведомлены, что их товарищи по вере, живущие в центре южной провинции Дераа, где ровно год назад началось восстание против режима, выступают на стороне оппозиции.

 

Они знают также и о том, что во многих городах страны христиане прячут у себя оппозиционеров от преследования спецслужб, сирийцы-христиане, проживающие за границей, жертвуют деньги на приобретение медикаментов и медоборудования для ухода за ранеными.

 

Или они, может быть, не знают о том, что некоторые добровольцы из соседних с Хомсом деревень получили благословение на войну против армии со стороны христианского священника, который призывал их оставаться людьми перед лицом врага.

 

По демографическим оценкам, христиане в стране составляют десятую часть населения, в свою очередь, представляя полдюжины различных конфессиональных групп. «С кем будут христиане, зависит от того, как определять само христианство», — говорит один из немногих критически настроенных к режиму священников.

 

«Западные христиане должны оставить нас в покое!»

 

Вместо того, чтобы размышлять о христианских ценностях, большинство членов общины слепо следуют за своими патриархами. Такими, как 82-летний отец Элиас Захлави. Лишь один вопрос о том, осознает ли он рост беспокойства европейцев о судьбе сирийских христиан, будит в нем священную ярость. «Западные христиане и сам Запад вообще должны отстать от нас со своими заботами», — ругается Захлави.

 

Восточные христиане чувствуют себя в Сирии дома, а не в гостях. Они знают, как поддерживать мир с мусульманами. Религиозные общины демонстрировали согласие в Сирии веками — раздоры появились лишь в 19-м веке, когда европейцы объявили себя покровителями меньшинств, чтобы преследовать через них свои интересы на Ближнем Востоке.

 

Захлави, официально находящийся на пенсии, является главой греко-католической общины «Сайида Димашк» в сирийской столице. Он член церкви, к которой себя может причислять и Асад. Сообщения независимых организаций вроде «Врачи без границ» о планомерной жестокости правительственных войск в боях за Хомс он гневно отвергает, даже в разговоре без свидетелей.

 

Гуманитарные организации подобного рода «нашпигованы агентами международного сионизма» и служат цели «отвлечь внимание от преступлений израильской армии против палестинцев». Тот, кто умалчивает о таких фактах, сам становится соучастником.

 

Священники как послы режима Асада

 

Над кроватью в его служебной квартире висит памятная фотография, на которой Башар Асад вместе с супругой Асмой запечатлен вместе с почти сотней подростков в рождественских костюмах, которые в составе детского хора «аль-Фарах» выступали в опере Дамаска. Это было Рождество 2010 года.

 

«Некоторые служители церкви полагают, что действуют в интересах своей паствы, если защищают режим», — говорит один из активистов от оппозиции в Дамаске. «Но они ведут опасную игру, подвергая таким рабским повиновением свои общины неоправданному риску».

 

Фактически некоторые священники превратились в послов режима Асада, многократно выезжая за прошедшие месяцы за границу, на Запад, чтобы противопоставить распространенному там мнению о восстании народа версию о попытке исламистского путча. Через молодых, прекрасно одетых, разговаривающих на иностранных языках христиан режим подается Западу в лучшем, «человечном» облике.

 

Самообман христианской элиты

 

Представителем подобной «гвардии» является католик, профессиональный дипломат Джихад аль-Макдизи, пресс-секретарь министерства иностранных дел. То, что он христианин и его зовут «Джихад», многих на Западе приводит в замешательство и сбивает с толку, ему нравится наблюдать за этим и его это сильно забавляет.

 

«Сирия нуждается в эволюции, а не революции», — говорит Макдизи, а также, о гарантиях безопасности тем повстанцам, кто сложит свое оружие, чтобы затем сесть за стол переговоров.

 

«Эта христианская элита стала составной частью правительственного аппарата, не желающего знать, как именно выполняется вся грязная работа. Таков ее самообман», — презрительно комментирует один из оппозиционеров.

 

«Ислам и демократия несовместимы»

 

Когда Антун ведет свою немецкую овчарку по Старому городу в Дамаске, он чувствует себя сильным. Одни прохожие уступают ему дорогу из страха. Другие, особенно мусульманские женщины, с явным отвращением на лице просто переходят на другую сторону улицы. Они делают большой крюк, обходя животное, считающееся нечистым.

 

Антун — греко-католик, не слишком самоуверенный, но состоятельный, благодаря унаследованной шелкопрядильной фабрике. Он высоко ценит объявленные Асадом демократические реформы, но не верит в то, что они будут претворены в жизнь. «Мы живем в стране с преобладающим мусульманским населением. Вы знаете у себя в Европе, что ислам и демократия — вещи несовместимые, но боитесь в этом признаться».

 

На скоростном шоссе в направлении на север страны, где идет борьба за Хомс, обстановка заметно разрядилась. Но внимательный взгляд заметит, что 4-я танковая дивизия окружила Дамаск двойным заградительным кольцом.

 

На стратегически важных позициях, в первую очередь там, где дороги ведут в горную часть Ливана, вкопаны танки. Примерно в 40 километрах к северу от Дамаска стоят несколько грузовиков с бросающимися в глаза «глушилками», системами радиоэлектронной борьбы российского производства — они должны помешать работе натовских самолетов с установками радиолокационной разведки — «АВАКС», которые, предположительно, кружат вокруг Сирии, наблюдая за перемещениями армейских частей.

 

Повстанцы ожидают поставок денег и оружия из-за границы

 

«Армия изменила свою стратегию», — говорит Висам, сидя в своем убежище в Дамаске. Генералы почти выбиты из колеи упорным сопротивлением «Свободной Сирийской армии» в квартале Баба Амр. Сейчас они видят решение в том, чтобы подавлять очаги сопротивления путем массированного применения превосходящих сил, включая танки — прежде всего, это относится к прилегающей к Дамаску территории.

 

Партизанам, желающим свергнуть систему силой, остается только два варианта на выбор, по мнению Висама. Или перенести тяжесть боев так быстро, как только возможно, в столицу, чтобы поразить систему в ее ахиллесову пяту, наглядно продемонстрировав покорному обывателю Дамаска, что страна находится в состоянии войны.

 

Или затаиться на несколько месяцев, и снова ударить лишь тогда, когда из-за границы поступит больше денег и оружия.

 

Муэдзин не должен будет молчать и далее

 

С минаретов Дамаска разносится один и тот же бесконечный распев муэдзинов — время полуденной молитвы, для большинства мусульман это уже второй призыв за день. И только мечеть Бакри, расположенная в христианском квартале Старого Дамаска, первый раз за день оглашает окрестности из своих громкоговорителей.

 

Согласно предписаниям, муэдзин этой мечети должен воздерживаться от утренней молитвы при восходе солнца — из уважения к ночному покою своих христианских соседей.

 

«Христианам нечего нас опасаться, если мы убьем Асада, и победим в войне», — говорит Висам с улыбкой. «Но в одном я твердо уверен: из аль-Бакри призывы к молитве будут звучать пять раз в день».


Вернуться назад