ОКО ПЛАНЕТЫ > Статьи о политике > Виктор Мараховский: Рецензия на главный голливудский миф 2010-х

Виктор Мараховский: Рецензия на главный голливудский миф 2010-х


6-04-2012, 13:02. Разместил: VP

Уважаемые читатели! Вы будете смеяться, но античному миру опять грозит катастрофа. Стены Тартара, в котором отбывают срок титаны, того и гляди рухнут. Олимп в целом и Зевс в частности в беспокойстве. На помощь призывается сын Громовержца, которому предстоят испытания.

Таков вкратце сюжет нового трёхмерного фильма «Гнев титанов», который мы уже видели под названиями «Перси Джексон и Олимпийцы», «Схватка титанов», «Тор» (там вместо Олимпа Валгалла, вместо Зевса Один, а вместо титанов – отбывающие в Ётунхейме ётуны, но персонажи-то практически идентичные) и «Бессмертные: битва богов». Эти фильмы настолько про одно и то же, что даже с учётом штампованности т.н. «героических сюжетов» выглядит подозрительно. 

Если вам тоже интересно, почему Голливуд уже в пятый раз за последние два года выдаёт блокбастер по одному и тому же, вплоть до деталей, сюжету, – давайте об этом поговорим.

Что тут самое важное: классический «Режим олимпийцев» – с Зевсом, Посейдоном и Аидом – Голливуд без всяких оговорок принимает в качестве легитимного мирового порядка. Пусть часто несправедливого, но всё-таки олицетворяющего собой разумность мира.

Собственно, это вполне в традиции. Мифическая битва олимпийцев с титанами, она же «титаномахия», толкуется именно как победа человеческого разума и устанавливаемого им порядка - над слепыми инстинктами и неуправляемыми силами природы. Тут всё правильно. И великой кинематографической державе, установившей в 90-х свой порядок над значительной частью мира, вполне к лицу отождествлять себя с Олимпом.

Но дальше начинается жесточайшее расхождение с источниками. То, что раз за разом отыгрывают в Голливуде уже который год, – совершенно патологично с точки зрения любой мифологии, хоть греческой, хоть скандинавской, хоть библейской.

Если предельно упростить, дело вот в чём. С точки зрения греческого мифа - олимпийский порядок победил анархию титанов в самом начале времён, раз и навсегда. По мнению скандинавских саг, рано или поздно всему миропорядку придёт конец, боги-асы и демоны из Нильфхейма рано или поздно взаимоуничтожатся, мир погибнет, а потом начнётся заново что-то другое. С христианской точки зрения - однажды Добро окончательно победит зло. Ислам в целом обещает тоже как бы победу всеобщей справедливости.

А Голливуд раз за разом рассказывает про то, как довольно корявому миропорядку удаётся избежать вполне закономерной гибели. То есть: мы раз за разом смотрим, как на какой-нибудь очередной дыре, в которую запечатано зло, ломается замок. И лезет на волю что-то яростное и страшное, обозлённое до крайности, ранее стыдливо сокрытое – но при этом превосходящее по силе Олимп. И задача героев – спасти не чувствующий своей правоты Порядок от разъярённого, чувствующего свою правоту Хаоса. И хэппи-энд - в том, чтобы чтобы всё не закончилось закономерным возмездием, а продолжилось в прежнем духе.

В общем, понятно, что перед нами никакой не общечеловеческий миф, а сугубо американский. 

И тут, уважаемые читатели, я предлагаю мысленный эксперимент. Представьте себя доктором, к которому приходит какой-нибудь богатый тип и начинает рассказывать свои сны. И во всех снах тип мирно сидит на троне в мантии, короне и со скипетром. И всюду порядок. А потом в полу его тронного зала ломается решётка – и оттуда начинают лезть и гоняться за ним огромные злые негры в чёрных кожаных фуражках.

При этом пациент отмечает, что у него в реальности на плантации действительно есть подвал с провинившимися рабами. Но они заперты надёжно и не могут вырваться.

Поэтому -- доктор, что значит этот странный навязчивый сон? 


Вернуться назад