Важнейшим геополитическим проектом на постсоветском пространстве на сегодняшний день является Евразийский Союз (ЕАС). Евразийский Союз представляет собой проект конфедеративного союза постсоветских государств с единым политическим, экономическим, военным, гуманитарным и культурным пространством.
Впервые проект евразийской интеграции был предложен президентом Республики Казахстан Н.А. Назарбаевым в марте 1994-го года. Незадолго до этого, во время визита в Великобританию Назарбаев, выступая в Королевском институте международных проблем «Chatham House», отметил необходимость более глубокой интеграции стран СНГ . Предполагалось, что вначале в Союз войдут пять республик бывшего СССР: Россия, Казахстан, Белоруссия, Киргизия, Таджикистан. В дальнейшем к Союзу могут присоединиться другие государства: Армения, Узбекистан, возможно, Украина, а также так называемые непризнанные республики Абхазия, Южная Осетия, Приднестровье.
Выдвижению идеи по созданию Евразийского Союза предшествовала трагическая история политического распада большого постсоветского пространства в результате попыток его реформирования, а возможно и умышленной дезинтеграции, либеральными политиками. В ходе реформ Советского Союза выдвигались различные предложения.
Одним из предложенных проектов по реформированию союза республик по типу мягкой федерации был Европейско-Азиатский Союз 1989-го года, автором которого являлся А.Д. Сахаров, представитель «демократической» фракции Съезда Народных Депутатов СССР. Проект предполагал наделение суверенитетом и правом выхода из союза около пятидесяти равноправных республик, ранее составляющих союзные республики и автономии СССР . Реализация данного проекта оказалась бы полным разрушением постсоветского пространства, но проект не был принят.
В марте 1991-го года прошел Всесоюзный референдум о сохранении СССР, на основе которого в рамках новоогаревского процесса был разработан проект создания мягкой децентрализованной федерации Союза Суверенных Государств (ССГ). Согласно «Договору о Союзе суверенных государств», «государства, образующие Союз, обладают всей полнотой власти, самостоятельно определяют свое национально-государственное устройство, систему органов власти и управления, они могут делегировать часть своих полномочий другим государствам – участникам Договора» . Но в результате августовского путча, нацеленного на срыв подписания данного договора, ССГ не был создан. Более того, на территории постсоветского пространства начался «парад суверенитетов». Впоследствии М. Горбачев писал: «августовский путч сорвал процесс формирования новых союзных отношений между суверенными государствами, усложнил и подстегнул дезинтеграцию – уже не только государства, но и общества. Понимая всю опасность новой ситуации для демократических преобразований, возобновление работы над Союзным договором я рассматривал как самый главный приоритет» . По мере усиления дезинтеграционных процессов работа по проекту ССГ снова была возобновлена. Главным вопросом перед политиками стоял о форме будущего государственного образования, будет ли это союзное государство или союз государств. 14-го ноября 1991-го г. на Госсовете в Ново-Огарево главы суверенных республик пришли к выводу: «должно быть конфедеративное союзное государство» . Было решено заключить договор о создании ССГ 9-го декабря 1991-го года, но 8-го декабря подписанием Беловежского соглашения был юридически закреплен развал СССР и создание Содружества Независимых Государств.
Интересно, что 9-го декабря 1991-го г., в день, на который было намечено подписание соглашения о создании конфедеративного Союза Суверенных Государств, в Маастрихте было заключено соглашение по проекту трансформации Европейского сообщества в конфедерацию – Европейский союз . Таким образом, пал один из полюсов биполярного мира – Советский Союз. На территории постсоветского пространства не замедлили активизироваться множество вооруженных конфликтов. Общее гуманитарное, социальное, экономическое, хозяйственное пространство оказалось разделено границами суверенных государств. Между бывшими советскими республиками был установлен визовый режим, распалась зона рубля введением национальных валют, между странами начались взаимные претензии, в том числе по делимитации границ. В мероприятиях по обсуждению конфедеративного проекта неизменно участвовали Россия, Белоруссия и пять среднеазиатских республик. И по сегодняшний день именно эти страны сохраняют интерес к постсоветским интеграционным процессам. Основным столпом объединения являются: Казахстан, Белоруссия и Россия.
В прямом эфире 18-го октября 2007-го г. В.В. Путин заявил: «Руководство Казахстана и президент Казахстана, по сути, являются движущей силой, лидерами в том, что касается интеграции на постсоветском пространстве. Очень многое из того, что достигнуто в сфере интеграции, было сделано по инициативе президента Назарбаева». Тем не менее, к сожалению, многостороннего согласия по организации Евразийского Союза пока не достигнуто. Россия и Белоруссия образовали Союзное государство, с переменным успехом преобразующееся из конфедеративного союза в будущую мягкую федерацию.
Главные ориентиры Казахстана на интеграцию в пределах постсоветского пространства были четко обозначены Н.А.Назарбаевым в марте 1994-го г., «Есть присущие только этому пространству, бывшему СССР, формы и механизмы связей и управления, менталитет. Сейчас кризис общественной системы усугубляется кризисом разрыва государственного единства, все это привносит элементы социальной неустроенности, усиливающие политические кризисы и конфликты. Мы хотим минимизировать экономические и социальные последствия разрушения Союза..., но не нужно возрождать империю, которая денационализировала республики, на это никто не пойдет».
Устойчивое конфедеративное образование ЕАС также может перерасти в мягкую федерацию, что происходит сейчас, например, с Союзным Государством России и Белоруссии. Впрочем, перед Евразийским Союзом еще рано ставить такую задачу, но в нем заложена максимальная привлекательность для всех его участников. «Речь идет лишь о добровольной интеграции, опирающейся на очевидные экономические выгоды и разумно понятые национальные интересы» . Для этого на пути к Евразийскому союзу создается общее экономическое пространство при помощи ЕврАзЭС. На сегодня данная организация и создаваемые в ее рамках Таможенный союз и ЕЭП являются главным достижением на пути к Евразийскому Союзу.
Многие механизмы взаимодействия в ЕврАзЭС создавались с учетом опыта и правил в работе Европейского Союза. Тем не менее, в евразийской интеграции учитывается специфика региона, наличие регионального гегемона. Экономическая интеграция между постсоветскими странами относительно схемы, по которой развивался Евросоюз, представляет скачкообразное развитие, что также говорит об особенностях евразийского региона.
Содружество Независимых Государств, на которое часто возлагают свои надежды по интеграции постсоветских стран, выполнило свои дезинтеграционные функции, и теперь служит памятником прошлого единства. Учитывая данную особенность, а также отсутствие альтернативных организаций, объединяющих большую часть постсоветских государств, стоит считать Содружество полезным. В отличие от СНГ, проект Евразийского Союза предлагает народу общую объединительную идею, выступает «прообразом будущего объединения стран и народов уже на гораздо более высоком уровне».
В проекте Евразийского Союза заложена концепция евразийства, отражающую специфику постсоветского пространства. В узком смысле евразийство понимается как «философия интеграции постсоветского пространства на демократической, ненасильственной и добровольной основе без доминирования какой бы то ни было этнической или конфессиональной группы».
В широком смысле евразийство представляет «цивилизационный концепт, который призван стать новой мировоззренческой платформой взаимопонимания и сотрудничества для широкого конгломерата различных сил, государств, народов, культур и конфессий, отказывающихся от атлантической глобализации» . Евразийский союз как Большое русское пространство, политически оформленное в конфедеративной форме, представляет один из полюсов многополярного мира наравне с Европейским Союзом и другими цивилизационными полюсами. Постсоветское пространство представляет собой место развития особой евразийской цивилизации как социальной общности, состоящей из множества социокультурных формирований. Политические, социально-экономические геополитические и реалии обуславливают межгосударственную форму организации евразийского народа.
С точки зрения автора проекта Н.А. Назарбаева, основным звеном в объединительном процессе является именно Россия, экономически и геополитически наиболее мощная на постсоветском пространстве . Как показал опыт функционирования СНГ, республики «вынуждены решать свои экономические и геополитические задачи в одиночку. Слабый же, как известно, не выбирает союзников, а подчиняется тому, кто сильнее».
Сегодня всем постсоветским странам, а в особенности имеющим стратегическое значение, необходимо не столько исходить из экономических выгод, сколько из стратегических условий. Именно геополитические условия подтолкнули европейские страны к объединению, а экономика была как средством сдерживания внутренних противоречий, так и консолидирующим фактором. В рамках постсоветской экономической интеграции как этапа на пути к Евразийскому Союзу основными интеграционными субъектами являются Россия, Казахстан и Белоруссия. Из всех среднеазиатских постсоветских республик Казахстан является идейным двигателем данного объединения. Позитивное отношение и готовность поддержать инициативы интеграционного ядра выражают Киргизия и Таджикистан еще со времен проекта ССГ.
Несколько более дистанцированными от активной интеграции являются Узбекистан и Туркменистан. Данные государства находятся в процессе цивилизационного выбора, который зависит от выдвигаемых интеграционных проектов. Узбекистан не раз изменял свою позицию то отчуждаясь от интеграционных проектов с участием России, то вступал в объединения дезинтегрирующего характера, такие как ГУАМ. Туркменистан, в свою очередь придерживается политики нейтралитета , что также является скорее негативным фактором для евразийской интеграции. Проблемным моментом интеграции с участием среднеазиатских стран является социально-экономические различия, препятствующие активной экономической интеграции.
Закавказские государства также являются важным звеном в евразийской интеграции. Проблемы интеграции в данном регионе связаны с наличием территориальных конфликтов и геополитическим расположением постсоветских стран. Наибольший интеграционный потенциал среди стран данного региона имеет Армения, находящаяся в конфликте с менее расположенным к объединению Азербайджаном по поводу Нагорного Карабаха. Также негативной стороной интеграционного потенциала Азербайджана является выход из ОДКБ и участие в ГУАМ.
Наибольшую проблему для евразийской интеграции представляет Грузия, играющую ключевую роль в дезинтеграционном объединении ГУАМ. Грузия находится в конфликте с регионами Абхазии, Южной Осетии и Аджарии. Военное столкновение в 2008-м году с участием российских войск, а также планы по вступлению в НАТО указывают на крайне низкий потенциал сотрудничества Грузии с евразийскими объединениями. Схожими характеристиками обладает и Молдова, член ГУАМ, ориентированная на европейскую интеграцию, и также имеющая территориальный конфликт в Приднестровье.
Для устойчивой интеграции на сегодняшний момент евразийскому объединению не хватает Украины. После выборов зимой 2010-го г. отношения России и Украины стабилизировались, но из-за социально-политической ситуации в стране украинское руководство вынуждено вести осторожную политику. В силу ряда политических, геополитических, социальных и экономических особенностей Украина представляет критически важного участника евразийской интеграции . Евразийская интеграция находится сегодня не в самых худших условиях, но сильно зависит от политической обстановки в странах постсоветского пространства. Каждые выборы лидеров и политического курса в многочисленных постсоветских странах при отсутствии сильной интеграционной структуры подвергают опасности всю хрупкую конструкцию евразийской интеграции. Так, некоторые исследователи международных кризисов прогнозируют возможное разжигание конфликтов в среднеазиатских странах.
Тем не менее, прошедшие выборы в Белоруссии, а также абсолютная поддержка населением Казахстана своего «елбасы», сохраняет относительную стабильность в дальнейшем ходе интеграции Евразийского экономического союза. Приближающиеся президентские выборы в России представляют собой важный фактор в будущем развитии интеграции. Программная статья главного кандидата в президенты России В.В. Путина под лозунгом создания Евразийского союза, подписание Россией, Белоруссией и Казахстаном 18 ноября 2011 г. договора о создании наднациональной Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) уже не оставляет сомнений в направлении развития постсоветского пространства. Формирующийся на наших глазах Евразийский союз – это «будущее, рождающееся сегодня», котороеполитически организует стратегическое пространство геополитического «сердца мира», и от которогозависит не только будущее постсоветского пространства, но и международных отношений в целом. У евразийской интеграции имеются как сторонники, так и противники, поэтому скорейшее осуществление Евразийского Союза представляет на сегодня первейшую необходимость.
Мария Токмакова
Источник: Геополитика
Вернуться назад
|