Иран вступил в жесткую конкуренцию с Россией в сфере образования Сирии. Это соперничество отразилось в недавнем заявлении Дамаска, согласно которому Россия предлагает 500 стипендий для программ бакалавриата и магистратуры в различных областях на следующий академический год (2020-2021).
Это объявление было сделано всего несколько дней спустя после того как министр образования Ирана Мохсен Хаджи Мирзаи озвучил планы своей страны по внедрению языка фарси в общеобразовательных школах Сирии. Хаджи Мирзаи подчеркнул важность включения персидского языка в сирийскую образовательную систему для укрепления перспектив двустороннего сотрудничества.
Между министерствами образования Сирии и Ирана был подписан меморандум о намерениях, предусматривающий обмен знаниями и опытом в сфере науки и образования, а также оказание технических и инженерных услуг и реконструкции школ с тем, чтобы это способствовало развитию образовательного процесса в обеих странах.
Министр образования Сирии Имам аль-Азаб заявил журналистам, что подписание упомянутого меморандума является шагом в правильном направлении для восстановления и развития педагогического потенциала учителей, обмена опытом и реконструкции школ, а также поддержки образовательного процесса, как в Сирии, так и в Иране.
Нынешняя кампания по внедрению персидского языка в сирийскую систему образования началась примерно через четыре года после того как Дамаск включил в школьные программы русский язык в качестве факультативного предмета, наряду с английским и французским языками.
Хотя Иран уже осуществил много проектов по реконструкции школ, особенно в сельской местности в окрестностях Алеппо, недавнее выступление министра было первым официальным заявлением о готовности Тегерана взять на себя восстановление школ в Сирии. Заявление Хаджи Мирзаи подверглось нелицеприятной критике со стороны некоторых иранских общественных активистов, которые указали на плачевное состояние многих школ на территории самого Ирана, которые остро нуждаются в ремонте.
Согласно официальным отчетам иранского правительства, около 160 классных комнат в Иране не соответствуют нормам безопасности для учеников, а 30 процентов школ либо разрушены, либо нуждаются в ремонте.
Между тем, многие сирийцы считают проникновение Ирана в государственную образовательную систему Сирии «катастрофой», в отличие от аналогичных шагов России, поскольку изучение русского языка позитивно воспринимается большинством сирийского населения.