ОКО ПЛАНЕТЫ > Размышления о политике > Экспресс-опрос: «Век живи, век учись». Куда ведет реформа образования?

Экспресс-опрос: «Век живи, век учись». Куда ведет реформа образования?


29-12-2011, 14:02. Разместил: VP
Автор: Roman
Дата публикации: 28-12-2011

«Модернизация и инновационное развитие - единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21-го века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам»
Д.А. Медведев

 

В последнее время развернулись ожесточенные сражения между сторонниками и противниками реформы образования. И не мудрено, ведь суть этой реформы, ни много и не мало, заключается в последовательной замене сформированных еще в СССР образовательных стандартов. Это замена касается и среднего и высшего образования. При этом предполагается, что новые образовательные стандарты будут прогрессивны и максимально приближены к общемировой практике.

Процесс реформы довольно противоречив и периодически сотрясается различными скандалами, начать его описание уместно с разбора модернизации среднего образования. Много шума наделала подписанная президентом Медведевым национальная образовательная инициатива "Наша новая школа" (http://mon.gov.ru/dok/akt/6591/). Часть ее положений общественность трактовала совершенно шокирующим образом, например, были сделаны выводы о существенном упрощении школьной образовательной программы и взимании платы за часть предметов обучения.

Несколько позже масла в огонь подлил федеральный закон № 83-ФЗ (8 мая 2010), согласно которого с 1 января 2011 года, большая часть нынешних бюджетных учреждений переводилась на систему финансирования по госзаказу, и теоретически могла перестать получать обязательное государственное финансирование. Однако, что бы там ни задумывалось изначально, на пороге уже 2012 год, но никаких катастрофических изменений в системе финансирования среднего образования не произошло. Быть может их черед придет после президентских выборов?

Еще более подогрел указанные выше подозрения и усилил разбушевавшиеся страсти, представленный в середине 2010 года проект закона "Об образовании". В итоге дело было закончено (или вернее приостановлено) заявлением министра образования и науки РФ Андрей Фурсенко о том, что его ведомство: "..не будет ускорять принятие нового закона об образовании до тех пор, пока он не обретет широкую общественную поддержку."

Следует отметить, что из всех внедренных на данный момент аспектов реформы, первичную оценку по результатам, можно дать скорее всего только единому госэкзамену. И здесь, как водится, мнения опять разделились. Одни говорят, что ЕГЭ это последний гвоздь в крышку гроба Русской цивилизации, другие видят в нем благо и прогресс.

Если говорить о реформе высшего образования, то здесь объявлена интеграция России в так называемое "Единое европейское пространство высшего образования" или "Болонскую систему", свою оценку этому процессу дал форумчанин Алексей Sciff Мелентьев:

 

 

«О реформе образования не писал только ленивый. Как только не называли Фусенко и Ко - дилетантами, вредителями, и т.п. Предлагаю посмотреть на проводимые преобразования с несколько другой точки зрения.

За образец была выбрана Болонская система подготовки специалистов: школа -> колледж -> университет (бакалавриат и магистратура). Достаточно ранний выбор специализации, как в школе, так и в ВУЗе. В качестве системы проверки знаний - содержит компетентстностный подход, когда оценивание происходит по кредитам или баллам.

Основная идея болонской системы: мы тебе дали компетенции, на момент их получения они были важны. Если в данный момент они не востребованы - учись заново. Естественно, за деньги. Большинство студентов, останавливающихся на степени бакалавра, не имеет широкого кругозора.

Система оценивания: у студентов в ВУЗах есть основная база предметов, за что они получают обязательные баллы, а остальные баллы они должны набрать по своему желанию.

Дополнительные баллы могут набираться абсолютно произвольно. К примеру, выбрав биологию, я могу ходить на семинар «особенности полового созревания горилл Восточного Конго», получить за это баллы и закрыть курс биологии, зная при этом только про одну из особенностей конкретного вида обезьян.

При переходе на Болонскую систему мы имеем образование, которое очень выгодно рынку и власти. Создается единый набор узкоспециализированных винтиков, которые прекрасно встраиваются в механизм действующей системы, живут обывательскими радостями, на выборах дружно и весело машут флажками и кричат «I love you, Hillary!». Если сказать грубее - масса работящего зашоренного и недалекого быдла, путающего Иран и Ирак, не знающего, с каким государством США граничит на юге.

Таким образом, создается площадка для класса генеза нового общества. Когда узкая элитарная прослойка будет иметь доступ к качественному образованию и информации, а через образование - ко всем благам и власти, обучающаяся в пяти - десяти элитарных дорогих закрытых университетах. Остальным будут доступны ВУЗы на уровне советских ПТУ. Т.е., на лицо попытка скопировать двухуровневую социальную структуру западных стран, в особенности США.

В рамках такой гипотезы все действия власти в области образования кажутся вполне логичными.»

 

 

Уважаемые форумчане, давайте попробуем ответить, какое же образование получат наши дети и внуки? Сохранится ли в будущем хотя бы текущий уровень образованности или мы обречены на деградацию? 


Вернуться назад