ОКО ПЛАНЕТЫ > Размышления о политике > Присоединение РФ к ВТО. Нет худа без добра.

Присоединение РФ к ВТО. Нет худа без добра.


10-11-2011, 15:53. Разместил: VP
  • Nov. 8th, 2011 at 11:35 AM

 

Нам все уши прожужжали про неизбежный конец российской экономике, если вступим в ВТО. И как всегда, никакой альтернативы своему мнению не дают. (Хотят создать впечатление, что в правительстве одни вредители и дураки, а только они, такие независимые и умные – единственные печальники о земле русской). Ибо пишут не экономисты, а пропагандисты.

 

Попробую исправить упущение.

 

Путин определил последствия так: "Что то в экономике будет хуже, что то будет лучше. Но вроде бы по нашим расчётам в целом результат будет с небольшим плюсом".

 

Тоесть, вступим – хорошо. Не вступим – много не потеряем.

 

А ещё Путин успокоил промышленников, что ограждать критически важные отрасли от конкуренции будут техрегламентами. Под которые не подойдёт продукция конкурентов. Как это было сделано с окорочками из США. В США мясо замораживают и стерилизуют с использованием хлора. А в Европе – без хлора. В РФ ввели в техрегламент, что с хлором нельзя. И всё. Пока амеры не перестроят свою мясную промышленность, им запретили ввоз курятины в РФ.

 

Но, как говорится, нет худа без добра. Автор по ссылке ниже рассказывает, кому в России от присоединения к ВТО будет лучше.


Отсюда: Жизнь подешевеет, если мы вступим в ВТО

 

"В начале недели все федеральные СМИ, не скрывая ликования, сообщили о громкой дипломатической и экономической победе России: после 18 лет скрупулезной подготовки, переговоров и консультаций наша страна наконец-то сможет вступить во Всемирную торговую организацию (ВТО). Последний барьер на этом пути сняла Грузия.

 

Впрочем, простой обыватель восторга столичных журналистов не разделил. Хотя бы потому, что ВТО для него – нечто из области необъяснимого. Вступим – ну и ладно! Не вступим – и бог с ней, с этой ВТО. А между тем событие-то историческое! Об этом в телефонном интервью "Неделе" рассказал управляющий директор Группы компаний "Алор" Сергей Хестанов, которому мы задали несколько простых до примитивности вопросов.
 

 

В чём смысл?
 

 

– Сергей Александрович, простой вопрос: что такое ВТО?

 

– ВТО – это организация, которая определяет правила торговли стран друг с другом. Главная ее цель – добиться снижения таможенных пошлин и прочих барьеров, которые препятствуют движению товара. Дело в том, что очень часто страны, стремясь защитить своего производителя, вводят различные торговые барьеры – прежде всего, в виде пошлин. Например, ни для кого не секрет, что российские пошлины на иномарки весьма высоки. Это делается для того, чтобы защитить отечественного производителя – "АвтоВАЗ", но мешает мировой торговле. И вот, смысл ВТО в том, чтобы страны-участницы друг в отношении друга эти барьеры или снимали, или сильно снижали на взаимной основе. То есть в обмен на то, чтобы мы снизили свои барьеры для импортной продукции, их должны снизить остальные страны для наших товаров.
 

 

– Россия пытается стать членом ВТО с 1993 года. Что же нам мешало все это время – объективные экономические причины или "большая политика"?

 

– И то, и другое. Но главная причина заключалась все же в том, что Россия пыталась защитить своих, прежде всего, автопроизводителей, потому что конкурировать на равных с западными им, понятное дело, тяжело. То же самое касалось и предприятий легкой промышленности, которая, тем не менее, на сегодня фактически подавлена дешевым китайским импортом.
В свою очередь, из наших отраслей сильнее всего страдают от "чужих" торговых барьеров черная металлургия и нефтехимия. При поставке их продукции во многие страны необходимо выплачивать достаточно большие импортные пошлины, которые, безусловно, снижают рентабельность нашего экспорта. Вступление в ВТО приведет к тому, что они будут постепенно снижаться. И, естественно, предприятия, которые способны что-то экспортировать в развитые страны, от этого сильно выиграют.
 

 

Банкам придётся не сладко
 

 

– Ну хорошо, металлурги и нефтехимики выиграют. Но что в таком случае ждет другие отрасли? Легкую промышленность мы, выходит, окончательно похороним?

 

– Ну, легкая промышленность у нас похоронена давно, поэтому жалеть ее не стоит. Из тех, кто жив, сильнее всего (хотя и не быстро) могут пострадать банки и страховые компании. Вы хорошо знаете, что кредиты в российских банках очень дорогие, в большинстве западных они гораздо дешевле. Но, увы, в настоящее время мы не можем воспользоваться их услугами, потому что напрямую в России работать они не могут. Тот же действующий у нас "Раффайзенбанк", который многие из нас считают немецким, – это российское юридическое лицо, которое действует по россий-ским же законам. Со вступлением нашей страны в ВТО к нам начнут приходить уже чисто западные организации, и они будут работать по западным правилам. Делайте выводы! Процентные ставки по кредитам там гора-а-аздо ниже…
Однако не спешите радоваться: поскольку государство понимает, что приход западных предприятий в Россию для наших создаст трудности, предусмотрен переходный период, в течение которого ограничения постепенно будут сниматься. То есть даже если мы 15 декабря, бог даст, вступим в ВТО, это еще не значит, что уже 16-го к нам придут западные компании. Сразу же ждать "волшебных превращений" не стоит.
 

 

ЗА "КАМАЗ" НЕ БОЙТЕСЬ!
 

 

– С приходом западных компаний на российский рынок конкурентная борьба во всех его сегментах обострится. Сможет ли выдержать ее наш КАМАЗ на фоне куда более продвинутых западных грузовиков?

 

– Как раз в отношении КАМАЗа ситуация достаточно благополучная. Дело в том, что аналогичные по классу импортные грузовики стоят гораздо дороже. Настолько дороже, что прямой конкуренции между "КАМАЗом" и западными производителями не наблюдается. Предприятия, изначально настроенные на импортную технику, ее и покупают. Те же, кто стремится содержать автопарк своими силами, все равно будут ориентироваться на продукцию отечественных заводов. Так что за "КАМАЗ" не бойтесь – ему с учетом специфической ниши, которую он занимает, нет альтернативы.
 

 

– …в то время как у "Лады" она есть – в виде куда более качественных и сопоставимых по цене иномарок.

 

– Да ей весь мир альтернатива! "АвтоВАЗу" придется очень тяжело…
 

 

На гречку ВТО не повлияет
 

 

– Как, по вашим прогнозам, сложится судьба российского рынка продовольствия?

 

– Как ни странно, вступление в ВТО способно положительно повлиять на стоимость некоторых товарных групп. Производство зерновых у нас в стране достаточно развито (особенно интересно западным рынкам фуражное зерно). А вот в области мясомолочной продукции мы заметно отстаем – значит, после снижения пошлин на наш рынок устремятся дешевые курятина и говядина из стран Евросоюза. Это пойдет на пользу россиянам, потому что европейская продукция и качественная, и недорогая. Вы удивитесь, но в супермаркетах Германии мясо дешевле, чем у нас.
В остальном же – сильных изменений не произойдет. Производители овощей-фруктов затронуты не будут: везти их продукцию – далеко и накладно. Крупы, скорее всего, тоже не пострадают: отечественные производители достаточно конкурентоспособны. Во всяком случае, вступление в ВТО
на гречку никак не повлияет: кроме России и Китая, ее все равно нигде не едят.

Монополисты "умрут". И поделом!

 

 

– Из ваших слов следует, что сильные отрасли и предприятия усилятся, а слабые – ослабнут и, может, даже прекратят свое существование. Но в целом страна выиграет или проиграет от вступления в ВТО?

 

– Россия больше выиграет. И не только за счет увеличения объемов экспорта: открытие страны для иностранных предприятий неизбежно повысит внутреннюю культуру бизнеса. Когда к нам придут первые западные компании, это обострит конкуренцию и следовательно – качество товаров и услуг.
 

 

– А если говорить о простых людях – потребителях этих товаров и услуг?

 

– Простым людям будет сплошная польза! Вот, например, в России действует един-ственная более или менее крупная западная компания сотовой связи – "Тele2". Ее всеми силами стараются не пускать в регионы (в Москву, к слову, до сих пор не пустили!), но там куда она все-таки смогла проникнуть, "Тele2" тут же предложила тарифы заметно более низкие, чем у "большой тройки" (МТС, "МегаФон" и "Вымпелком" – прим. ред.), и услуги, заметно более качественные. И остальным сотовым операторам пришлось подтягиваться до ее уровня. По-требители Краснодарского края, Ростовской области выиграли: тарифы сильно снизились.
Или взять авиаперевозки. Я просто диву даюсь, насколько отечественные авиакомпании заламывают цены по сравнению с зарубежными! Недавно под давлением обстоятельств прекратила существование "Авианова", и в настоящее время западные авиакомпании просто так прийти в Россию не могут. Вступление в ВТО приведет к тому, что появятся механизмы, которые позволят им проникать на наш рынок и оказывать услуги.
Или строительство. За рубежом строительство недвижимости обходится гораздо дешевле, чем у нас. Соответственно, как только придут западные компании, которые не привыкли давать взятки и не знают, что такое "откаты", цены на жилье начнут снижаться.
Одним словом, от вступления России в ВТО пострадают все те предприятия, кто устанавливал монопольные цены на свою продукцию и услуги. Или, иными словами говоря, наживался на гражданах. Что тут можно сказать? И поделом!

ИНОСТРАНЦЫ НЕ ПРИВЫКЛИ ДАВАТЬ ВЗЯТКИ

 

– Что меня еще радует, – добавил наш собеседник, – так это то, что вырастет и правовая грамотность бизнеса. Наивные иностранцы, не привыкшие, скажем так, "стимулировать" чиновников, будут и в России вести бизнес по-белому, и когда какое-нибудь "ответственное лицо" попытается вымогать у них взятку, они станут подавать в суды и, поверьте, доводить дело до логического конца! А наши предприниматели – у них учиться. (Это не факт! Пока иностранцы больше учатся у русских, чем наоборот.)

 

Вспомните, как в одном из российских городов компания "ИКЕА" построила торговый центр и несколько лет не могла ввести его в эксплуатацию! Шведы принципиально отказывались давать, в общем-то, мелкую, по нашим понятиям, взятку, и это привело к большой заминке. Но потом магазин все-таки сдали".


Вернуться назад