ОКО ПЛАНЕТЫ > Размышления о политике > Вертолеты Ми-8 ждет судьба "старых посудин"

Вертолеты Ми-8 ждет судьба "старых посудин"


19-07-2011, 14:56. Разместил: VP

В результате аварии вертолета Ми-8, совершившего сегодня жесткую посадку в Свердловской области, погиб командир экипажа воздушного судна. О судьбе еще троих человек, находившихся на борту вертолета, пока ничего не сообщается. В числе возможных причин происшествия фигурируют резкое ухудшение видимости, погодные условия и столкновение с препятствием.

"В 90 километрах западнее Екатеринбурга произвел жесткую посадку Ми-8 авиакомпании "Уктус". На борту находились четыре человека, из них один погиб", - рассказал журналистам представитель главного управления МЧС РФ по региону. По предварительной информации, полет осуществлялся в целях осмотра газопровода на территории Свердловской области. На борту находились три члена экипажа - командир, второй пилот и бортмеханик, а также один пассажир - представитель "Газпромавиа".

 

По факту ЧП возбуждено уголовное дело по ч. 2 ст. 263 УК РФ ("Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть человека"). В настоящее время следователи устанавливают очевидцев происшествия, а также проводят выемку документации и образцов топлива в ЗАО "Авиакомпания "Уктус". В ближайшее время ожидается прибытие на место катастрофы членов комиссии Межгосударственного авиационного комитета.

 

За минувшие полтора месяца лета это уже пятый случай катастрофы с вертолетом данной модели. А с начала года таких инцидентов набрался с десяток. И хотя участившиеся случаи аварийных посадок говорят о необходимости обновления летного парка, авиакомпании модернизировать свои воздушные судна не спешат.

 

Буквально сегодня стало известно, что руководители трех авиакомпаний Красноярского края обратились к президенту России Дмитрию Медведеву с открытым письмом, в котором попросили защитить их от неминуемого банкротства. Как передает Сибинфо.ru, предпринимателей обеспокоил приказ Минтранса, согласно которому с 1 января 2012 г. будет запрещена эксплуатация воздушных судов, не оборудованных системой раннего предупреждения приближения к поверхности земли и системой предупреждения столкновения самолетов в воздухе. Таким образом, под запрет попадают самолеты и вертолеты моделей Ту-134, Ан-24, Як-40, Ан-2, Ми-8, то есть основа авиапарка многих российских компаний.

 

Подписавшиеся под посланием президенту главы компаний признают необходимость модернизации, однако не считают возможным провести ее своими силами из-за низкой рентабельности региональных перевозок. Между тем документ бьет как раз по больной точке региональных авиакомпаний - по старой технике. "Для Сибири, Якутии и Дальнего Востока данное решение будет означать фактическую парализацию транспортной системы регионов, где авиация зачастую является единственным безальтернативным видом транспортного сообщения, а более 90% местных перевозок обеспечивается на устаревших воздушных судах советского производства", - отмечают красноярские авиаторы.

 

Экспертные оценки занимают двойственную позицию: с одной стороны, модернизация и обновление летного парка необходимы для того, чтобы сберечь жизни людей, а с другой - трудновыполнимы в современных условиях. "Безусловно, нам нужно менять вертолетный парк, и сейчас как раз эта задача и решается: холдинг "Вертолеты России" в последнее время очень сильно нарастил производство - причем как внутреннее, так и экспортное - гражданской техники, новых вариантов Ми-8 – Ми-17 и так далее. В этом плане все нормально, хотя, конечно, темпы поступления машин несколько отстают от желаемых, - рассказал "Yтру" обозреватель еженедельника "Военно-промышленный курьер" Константин Богданов. - С другой стороны, необходимо ставить под вопрос ситуацию с регулированием этого рынка: как компания эксплуатирует свою технику, как проводятся регламентные работы, как проходят проверки, как относятся к закупкам запчастей и их монтажу".

 

По словам эксперта, все последние авиакатастрофы сводятся к необходимости в очередной раз пересматривать систему надзора и выполнения правил. А этот надзор всегда несет за собой дополнительные финансовые расходы, в том числе в коррупционной составляющей. "Выполнение всех этих правил стоит денег, а бизнес и ведомства больше озабочены монетизацией вопроса: либо снижением издержек, либо повышением извлекаемой прибыли. И здесь мы провисаем немного: есть техника, которая эксплуатируется на пределе ресурса, и не всегда ресурс выдерживает такую эксплуатацию", - отметил Богданов.

 

Чтобы найти золотую середину между требованиями безопасности и интересами бизнеса, эксперт предлагает выпускать те же Ми-8 в их последней модификации. "Надо просто выпускать новые машины, чтобы они не 20-летней давности были и не разваливались уже от старости, и оборудовать их современной радиоэлектроникой и навигационными системами и готовить для них пилотов, соответственно, умеющих эксплуатировать это оборудование. Также не надо экономить на регламентных работах", - подчеркнул собеседник "Yтра".

 

Пойдет ли глава государства навстречу авиакомпаниям, попросившим юридических, послаблений, пока не известно. Однако стоит напомнить, что 11 июля Дмитрий Медведев объявил войну "старым посудинам", потребовав тотальной проверки всех транспортных средств, которые занимаются перевозкой пассажиров. К такой чрезвычайной мере привели сразу два трагических инцидента на транспорте - катастрофа теплохода "Булгария", жертвами которой стали, по последним данным, 114 человек, и аварийное приводнение пассажирского самолета Ан-24 на реку Обь, в результате которого семь человек погибли и 30 попали в больницу.

 

Тогда президент потребовал от судовладельцев провести капремонт всех старых судов либо вывести их из эксплуатации, а также предложил прекратить полеты самолетов Ан-24 как устаревших. То же самое глава государства говорил применительно к самолетам Ту-134, после того как самолет этой модели потерпел крушение под Петрозаводском 20 июня. В результате той авиакатастрофы погибли 47 человек.

 

Не исключено, что вертолеты Ми-8, выпущенные еще в советский период, в скором времени окажутся в черном списке летательных аппаратов и будут полностью выведены из эксплуатации. Резко увеличившееся количество аварий с вертолетами данного типа вполне могут сыграть роль катализатора в этом процессе. Впрочем, эксперты полагают, что полностью списывать Ми-8 из обращения преждевременно. "Ми-8 - отличный вертолет, ему еще летать и летать. Он идет на экспорт, и его с руками отрывают, если новые машины", - сообщил редакции "Yтра" Константин Богданов, подчеркнув, что речь идет о современных модификациях воздушного судна.

 

Напомним, накануне в Эвенкийском муниципальном районе вынужденную посадку совершил вертолет Ми-8 авиакомпании "КрасАвиа", выполнявший рейс по маршруту Тура - Чиринда. К аварийной ситуации привел отказа двигателя. На борту воздушного судна находились три члена экипажа и один пассажир. По счастью, в результате инцидента никто не пострадал.

 

Зато из-за жесткой посадки вертолета Ми-8 на границе Коми и Архангельской области неделю назад пострадал один человек. Вертолет с девятью людьми на борту упал 12 июля в районе города Котлас.

 

Трагедией закончился рейс пассажирского Ми-8 авиакомпании "Ютэйр", перевозившего нефтяников из Усть-Кута на одну из буровых станций региона.

 

Вертолет с тремя членами экипажа и 13 пассажирами 5 июля совершил жесткую аварийную посадку в Иркутской области. В результате два человека погибли, еще 14 получили травмы различной степени тяжести. Раненых госпитализировали в центральную районную больницу Киренска, двоих из них - в тяжелом состоянии. По факту ЧП возбуждено уголовное дело.

В середине июня вертолет авиакомпании "Таймыр" совершил вынужденную посадку в Красноярском крае. Ми-8 вылетел из Красноярска в один из населенных пунктов. Через несколько минут после старта экипаж обнаружил течь из дополнительного топливного бака и принял решение вернуться в аэропорт. На борту находились три члена экипажа и три пассажира.

 

А в середине марта Ми-8, принадлежащий компании "Аэрогео", загорелся после аварийной посадки на частной вертолетной площадке на 22-м км Енисейского тракта. При приземлении Ми-8 завалился набок и воспламенился. Трое членов экипажа успели покинуть машину до возгорания, никто из них не пострадал. Позднее комиссия Межгосударственного авиационного комитета вынесла заключение, что авиационное происшествие случилось при выполнении тренировочного полета с имитацией отказа (дросселированием) одного двигателя.

 

Первого марта один из двигателей отказал у вертолета Ми-8, следовавшего из Туры в Байкит. Воздушное судно находилось на удалении в 65 км от аэропорта "Байкит" на высоте 2,1 тыс. м, когда экипаж доложил диспетчеру об отказе правового двигателя. Пилоты приняли решение продолжить полет, и машина смогла дотянуть до аэропорта. В результате инцидента никто не пострадал. На борту находились три члена экипажа и один пассажир.

 

А в январе этого года авиационный инцидент произошел в Ивановской области с вертолетом Ми-8 Минобороны РФ. При взлете на высоте 5 м вертолет наклонился набок, после чего рухнул на землю. Пострадали три члена экипажа, один из них был госпитализирован. ЧП произошло в районе расположения Тейковского соединения Ракетных войск стратегического назначения.


Вернуться назад