ОКО ПЛАНЕТЫ > Размышления о политике > Насколько беднее были советские граждане?
Насколько беднее были советские граждане?13-03-2025, 12:41. Разместил: Око Политика |
![]() «Мир, дружба, значок, жвачка»: такими словами встречали иностранцев советские фарцовщики. У фарцовщиков были красивые значки с Лениным. У иностранцев — жевательная резинка и прочие атрибуты красивой буржуазной жизни. В одном советском детективе мотивацию слабохарактерного предателя проиллюстрировали так: «сладко курятся сигареты Пэлл-Мэлл». В СССР предметом роскоши считались самые простые товары из капстран — сигареты, баночное пиво, даже полиэтиленовые пакеты. Сейчас шутят, что любовь легкомысленных девушек можно купить за новый айфон. В позднем СССР материальным аналогом нового айфона была любая заграничная еда: например, комплект из одного киви и одной шоколадки Милка (300 рублей в ближайшей Пятёрочке). Как видите, разрыв в уровнях потребления между СССР и развитыми капстранами был огромен. На днях мы с подачи Бени Лазермана вспоминали о советских магазинах (ссылка). Большая часть читателей сочла описание скудного содержимого советских полок точным — многие даже благодарили за прилив ностальгии, за возможность вернуться мысленно во времена молодости. Некоторые, однако, спорили, утверждая, что с продуктами, включая мясо, всё было хорошо. Цитирую, например (ссылка): С.К. Злобный пасквиль. Жила в Свердловске. Мясо покупалось на рынке, жирную свинину и кенгурятину можно было купить в магазине. Ко всем праздникам по талонам давали 1кг мяса на члена семьи. Куры навалом. Колбасные изделия каждый месяц по 700 г на каждого члена семьи. Сливочное масло, сметана, молоко в свободной продаже. В столовых мясные блюда пожалуйста. Обед 65 копеек. В ресторане комплексный обед 1.5 рубля. Были вкусные пельмени и котлеты по 15 копеек штука. Навалом рыбных консервов. Консервы вкусные, не сравнить сейчас. Продукты были гостовские, вкусные, натуральные. Никто не голодал. При желании многое можно было купить. Родители жили в Крыму, там вообще все было доступно. С одной стороны, Советский Союз был огромной страной, для всех он был разным. Кто-то рос в бараке, в семье инженера и учительницы, в русском городе 4-й категории снабжения. А кто-то был гордым гегемоном-пролетарием (то есть принадлежал к более высокому советскому сословию) и работал в Таллинне, в магазинах которого было всё. Но всё же даже защитники развитого социализма пишут про «мясо по талонам к праздникам» и делают прочие оговорки, из которых становится ясно, что богатой советская жизнь не была. Подтверждается этот факт и туристическими обменами. Приезжающие к нам иностранцы, даже небогатые финны, чувствовали себя белыми людьми в бедной деревне папуасов — к иностранцам было трепетно ласковое отношение, для них всё было очень дёшево, а копеечные капиталистические свистелки-сопелки представляли для аборигенов огромную ценность. Напротив, советские туристы и командировочные чувствовали себя на Западе нищими. Цитирую из воспоминаний Майи Плисецкой: В Америке в 1959-м я получала за спектакль 40 долларов. В дни, когда не танцевала, — ничего. Нуль. В общем, разрыв в уровнях потребления между соцлагерем и каплагерем был значительным, наглядным. Однако высчитать этот разрыв в цифрах непросто: прямое сопоставление зарплат по официальному курсу из газеты «Известия» не сработает. Опять-таки, непонятно, в чём потребление считать. Можно считать в поездках на метро, и тогда ленинградский инженер окажется не беднее нью-йоркского. Но можно считать в джинсах, стейках или спортивных автомобилях, и тогда разрыв получится непреодолимым, так как прямых аналогов этих товаров в СССР не было, а импорт стоил невероятных денег. Подсчитать разрыв точно, пожалуй, невозможно, однако у меня есть идея, как можно измерить величину разделявшей нас с иностранцами материальной пропасти хотя бы примерно. Шаг 1. Берём уровень жизни среднего обитателя капстраны: — просторное жильё (в 2-5 раз более просторное, чем в СССР); — нормальный автомобиль, к которому прилагается инфраструктура нормальных автосервисов; — разнообразная одежда и обувь: качественная, красивая, по размеру; — неограниченный доступ к книгам и фильмам; — полный ассортимент товаров для хобби, начиная от ручного инструмента и заканчивая любыми радиодеталями; — дешёвая еда на любой вкус; — турпоездки без выездных виз и прочих ограничений. Шаг 2. Считаем, сколько денег нужно было советскому гражданину, чтобы вот так жить. Ездить на иномарке, чинить её в автосервисе, носить одежду из «Берёзки», смотреть каждый день новый фильм на видеокассете, отдыхать раз в год всей семьёй за рубежом и так далее. Шаг 3. Считаем, во сколько раз нужная сумма в рублях больше средней зарплаты инженера. Вводим также дополнительный коэффициент на блат, так как 100 рублей в кошельке простого инженера и 100 рублей в кошельке номенклатурного работника обладали принципиально разной покупательской силой: товар, который номенклатурный работник брал за 1 рубль, обходился простому инженеру в 2-10 рублей. За расчётный образец можно принять, к примеру, коррупционера из 16-й серии «Следствие ведут знатоки», которого мы обсуждали пару месяцев назад. Он перечисляет свои расходы и косвенно обозначает свои доходы (ссылка). Получается около 6 тысяч советских рублей в месяц за довольно скромный по капиталистическим меркам уровень жизни: квартира в 50 метров, жигули, одежда, мебель. Подержанный (!) музыкальный центр из комиссионного магазина. По меркам капстраны мужчина ни в коем случае не нищий, однако и не богач — примерно так, пожалуй, жили обычный Ганс из Лейпцига, Джон из Филадельфии или Матти из Турку. Делим эти 6000 рублей на среднюю зарплату в позднем СССР, 150 рублей в месяц (ссылка), получаем разницу в 40 раз. И ставим щадящий коэффициент «умножить на 2» за блат, так как понятно, что коррупционер с овощебазы имел все нужные выходы на хорошие цены. Итоговый разрыв в уровнях жизни между инженером из Ленинграда и инженером из Нью-Йорка — 80 раз. По субъективным ощущениям, повторюсь, примерно так и было — иностранцы в СССР эмоционально воспринимались недосягаемо богатыми, представителями более высокоразвитой цивилизации. Собственно, сам феномен фарцовщиков уже говорит о многом: на копеечной ерунде, состригаемой с иностранцев, они зарабатывали в разы больше, чем обычный советский рабочий или инженер. Несмотря на это, субъективные ощущения к делу не пришьёшь, а предложенный мной способ расчёта — всего лишь один из возможных. Если вы полагаете, что разрыв в уровнях жизни между советским и американским инженером правильнее будет подсчитать как-то иначе, и если у вас в итоге получатся другие цифры, я готов это обсуждать. PS. На фото — одна из «народных» спортивных машин 1970-х, Датсун 240Z. Стоил он примерно 4 тысячи долларов, то есть где-то 5 средних зарплат в США. Что не менее важно, на заднем плане мы наблюдаем обычный капиталистический автосервис — чистый, нормально оснащённый, со всеми нужными запчастями в наличии. Обычному советскому инженеру такой автомобиль был менее доступен, чем новый роллс-ройс сейчас. Вернуться назад |