ОКО ПЛАНЕТЫ > Размышления о политике > Поколение ЖПТ
Поколение ЖПТВчера, 13:46. Разместил: Око Политика |
Паренёк из Туниса — неприятный тип, как и большая часть реддиторов — жалуется на младшую сестру, которая увечит себе мозг роботом. Вместо того, чтобы делать домашнее задание самостоятельно, она требует готовые ответы у ЧатаЖПТ и бездумно, даже не пытаясь в эти ответы вникнуть, копирует их. Цитирую (ссылка, ссылка): Моей младшей сестре 11 лет, и она учится в последнем классе начальной школы. Она использует мой аккаунт ЧатЖПТ, поэтому я могу просматривать прошлые переписки и видеть, что она пишет. Поколение Альфа совсем пропало. И действительно, ровно к такому поведению ЧатЖПТ нас и подталкивает. При программировании, например, он выдаёт мне готовые куски кода, так что у меня появляется большое искушение копировать их целиком и, не читая, вставлять в программу. Если программа выдаёт после этого ошибку, опять-таки, первое побуждение — скопировать проявившуюся ошибку ЧатуЖПТ, не вчитываясь в неё, а потом так же бездумно внести предложенные нейросетью исправления в код. Люди — ленивые существа, а это самый экономный способ поведения. Представьте, что вы готовите срочный отчёт начальству, и тут у вас в офисе ломается принтер. Вы звоните ремонтнику, и он неспешно объясняет вам, что проблема в хыр-быр-гыр, она вызвана гыр-быр-хыр, и вам, по-хорошему, надо бы сделать хыр-хыр и гыр-гыр в ближайший год, но вы можете сэкономить, если будете хыр-гыр и гыр-хыр. Дальше ремонтник говорит вам, как решить вашу проблему прямо сейчас: набрать на клавиатуре принтера 507 и нажать на синюю кнопку. Внимание, вопрос. Вы захотите разбираться, что это за хыр-быр-гыр и так далее, про которые говорил ремонтник? Или вы просто наберёте 507, нажмёте на синюю кнопку, и вернётесь к другим своим делам? У взрослого человека при общении с ЧатомЖПТ есть выбор. Он может или бездумно скопировать ответ ЧатаЖПТ туда, куда ему нужно, или он может напрячься, чтобы всерьёз вникнуть в ответ. Например, если бы на месте девочки был взрослый гость с другой планеты, который не знает, что такое «день» и «час», он мог бы спросить у ЧатаЖПТ, как считают время на Земле, и потом самостоятельно решить пример 24+7. У обычной школьницы такой опции нет: мозг ребёнка недостаточно развит, чтобы без острой на то необходимости идти по более затратному пути. Поэтому, очевидно, в 95% случаев нормальная школьница будет вести себя именно так, как в зарисовке тунисца: требовать от нейросети максимально коротких ответов, а потом, не отрываясь от просмотра сериала, копировать их себе. Полагаю, конкретно у этой девочки мало шансов, так как её родителям всё равно. Цитирую развитие событий (ссылка): Я рассказал родителям. Мой папа ответил, что это просто новый способ обучения (хотя она не учится, делая это), и что это лучше, чем не учиться вообще. Моя мама, кажется, была немного более обеспокоена, но не сказала ничего конкретного и сменила тему разговора. В комментариях тунисцу посоветовали добавить в настройках ЖПТ запрет на решение задач из начальной школы. Приём подлый, но навряд ли сработает: школьница учится в своём классе не одна. Подруги подскажут ей, как получить доступ к другому ЧатуЖПТ, благо сейчас это совсем несложно. Корень проблемы не в ЧатеЖПТ — корень проблемы в традиционной классно-урочной системе образования, которая не только устарела на несколько веков, но и превратилась к нашему времени в фестиваль лицемерия. В старой школе — в школе времён Александра III или Николая II, например — учитель мог бы просто вызвать ученицу к доске и попросить её решить пару примеров из домашнего задания. К сожалению, в современных школах так не принято. Если в 19-м веке окончание четвёртого класса по математике означало, что ученик действительно умеет складывать дроби, то в 21-м веке это не значит ровным счётом ничего. Потому что оставлять двоечников на второй год нельзя: свою тройку получит в итоге даже бедолага Тайрон с травмой головы, который все уроки сидит под партой, тихо подвывая и раскачиваясь из стороны в сторону. Славная прилежная девочка, которая аккуратно делает всю домашку, тем более получит хорошую оценку — четыре или пять. Будет ли она при этом реально способна сложить ? и ? — большой вопрос. Также проблему можно решить со стороны родителей: если кто-нибудь из них будет заниматься с девочкой лично, в режиме репетитора. С одной стороны, надёжный способ снабдить ребёнка мощным математическим аппаратом, который в жизни ему здорово пригодится. С другой стороны, не менее надёжный способ крепко испортить отношения со своим чадом — далеко не все родители, к сожалению, способны адекватно преподавать. Наконец, можно вспомнить, что сейчас 21-й век. Да, ЧатЖПТ может быть ядом… но он же может быть и лекарством — персональным репетитором, готовым терпеливо объяснять все недопонятые на уроке моменты. Вопрос только в том, как создать у школьницы мотивацию учиться вместо естественной для хомо сапиенс мотивации поскорее отделаться от школьной нудоты. На уровне далёкой от компьютеров и от педагогики семьи сделать из нейросети нормального репетитора будет тяжело. Впрочем, паниковать раньше времени я бы не стал. С одной стороны, да, мы очередной раз готовимся социально расслаиваться. Часть родителей позаботится о том, чтобы обеспечить детям реальное образование, другая часть отмахнётся, успокоив себя тем, что ЧатЖПТ — «это просто новый способ обучения», и что это «лучше, чем не учиться вообще». С другой стороны, нового тут ничего нет. Современная школа является профанацией уже очень давно, а домашние задания и раньше-то делали или при помощи ГДЗ, или при помощи старого доброго списывания у одноклассников. Лично я домашних заданий вообще не делал — мой организм отказывался принимать этот ритуал наотрез. Почти все взрослые люди в нашей стране так или иначе закончили как минимум 9 классов школы, однако при этом очень многие пишут с жуткими орфографическими ошибками и, что хуже, пишут бессвязно, как объевшиеся забродивших кокосов дикари. И ничего: провалы в образовании не особо мешают людям работать, зарабатывать деньги, иногда даже занимать высокие должности. Проще говоря, ЧатЖПТ не создаёт новой проблемы, он просто делает очевидной старую проблему. Вот как если бы у нас была огромная дыра в задней части штанов, и мы сидели в кресле, и всё было в порядке, но тут нас бы вызвали на сцену для вручения грамоты, осветили софитами, и все в зале увидели наш позор. Вернуться назад |