ОКО ПЛАНЕТЫ > Размышления о политике > Знать больше — круто, или о бесполезности школ
Знать больше — круто, или о бесполезности школ24-10-2024, 13:16. Разместил: Око Политика |
Читатель Антон (floijan), полагает, что школьное образование полезно. Полезно не только на практическом уровне шестого класса, где объясняют, как считать проценты, но и на уровне явно непрактическом, то есть на уровне интегралов, французских королей и пауков-крестовиков. Цитирую письмо: Олег, здравствуйте. На всякий случай, выше был текст от floijan. Теперь мой комментарий к тексту. Мне кажется, мы приближаемся сейчас к самой сути споров о школах. Согласен ли я с тем, что «бесполезные» знания типа дат правления Сулеймана Великолепного или строения паука-крестовика на самом деле полезны? Да, согласен. Согласен ли я с тем, что этому надо учить в школах в обязательном порядке? Нет, не согласен. Мои оппоненты исходят из неявного тезиса, что если подросток отсидел в восьмом классе положенное количество часов на уроках истории, то он выучил весь начитанный ему материал — и про битву в Чалдыранской долине, и про «Книгу законов», и про Карловицкий мир. Некоторые делают поправку — дескать, может быть, школьник усвоил не весь материал, но уж процентов тридцать-то точно, а остальные семьдесят процентов он легко вспомнит, когда заинтересуется темой во взрослом возрасте, через 20-40 лет. Лично я полагаю, что после отсидки на скучных уроках большая часть школьников не усваивает оттуда практически ничего, и никакого преимущества во взрослом возрасте бесцельно потраченное время школьникам не даёт. Возьмём двух взрослых — предположим, что у одного была в школе история Турции, а другой в этот период жил с родителями в Бангладеш, занимаясь там по другой программе. Выдадим этим взрослым учебники, попросим освоить материал. И убедимся, что тот, у кого история Турции в школе была, потратит на освоение материала ровно столько же времени. Ну, может быть, на полчаса меньше, если в 14 лет конкретно эта тема показалась ему занимательной. Проще говоря, я полностью согласен с тем, что «знать больше — круто». Я не согласен с тем, что школа знания даёт. Школа начитывает школьникам огромное число часов по разным предметам, но особо не проверяет, усвоили ли они материал. Как итог, практически никто материал и не усваивает. В понятии «процент», к примеру, путается подавляющее большинство людей: очевидная мысль о том, что из процентов по банковскому депозиту надо вычитать уровень инфляции слишком математически сложна даже для тех, кто закончил школу с пятёрками. Про внятное изложение мыслей я уж молчу: 95% людей не умеют писать деловые письма, хотя, казалось бы, в школе они только и делали, что сдавали сочинения на двойных листочках. Проведу аналогию. Современная школа — это когда детей, которые не умеют ещё кататься на коньках и падают три раза, проезжая от ворот до ворот, учат сложным акробатическим элементам. Пользы от такого «обучения» немного, а вред — существенный. К примеру, школа прививает детям привычку халтурить: плохо работать, но хорошо отчитываться. Это низкооплачиваемый навык, и уж всяко не самый полезный для общества. Как ситуацию можно было бы исправить, понятно — достаточно не перелистывать страницу учебника, пока школьники не усвоят как следует материал. Переходить к квадратным уравнениям только после того, как школьник освоит дроби. Почему ситуацию не исправят, тоже понятно — немедленно выяснится, что школьная программа перегружена мусором, и что дальше программы пятого-шестого класса способны продвинуться только самые талантливые ребята. Слишком неприятная перспектива, чтобы хоть кто-нибудь решился рискнуть. Представьте картину. Экспериментальная школа, где учителя не начитывают материал в воздух, а реально учат детей. Первый выпуск: школьники отлично освоили программу за 4-6 класс, при этом несколько талантливых детей находятся по отдельным конкретным предметам на уровне хорошего вуза. И вот в соседнем здании обычная школа. Где учителя пинают аморфную массу балбесов, натягивая им незаслуженные оценки по принципу «ну, я тебе пока поставлю, но обещай, что дома ещё раз посмотришь». Выпускники обычной школы программу за 4-6 класс освоить не успели, так как у них не было на это времени, однако в их аттестатах значится, что они уверенно владеют вообще всем материалом, который им начитывали на протяжении 11 лет. При таком раскладе экспериментальная школа будет выглядеть шуткой, а её выпускники — дебилами, которые не знают ни имён императоров Священной Римской империи, ни правил статистической обработки данных. Тут, конечно, можно будет выйти в белом пальто и сказать, что 98% выпускников школ настолько невежественны, что вообще в статистку не верят… но в аттестате-то за математику у них положительная оценка стоит! Значит — делают вывод сторонники нынешней системы — школьники действительно усвоили материал. Кстати, раз уж мы заговорили про историю, напомню, что классно-урочную систему придумали примерно в 16-м веке, а сейчас у нас уже 21-й век. Меланхтон и Штурм были ограничены технологиями своего времени — тогда учитель мог только читать материал вслух, а ученики — только слушать учителя и читать книги. Сейчас мы можем посадить школьников играть в Крузадер Кингс или в Европу Универсалис. Времени на игру уйдёт в разы меньше, а исторический материал игроки усвоят в ходе практического применения так плотно, что не забудут ни через год, ни через 50 лет. Вернуться назад |