ОКО ПЛАНЕТЫ > Размышления о политике > Коммунизм Платона, антикоммунизм Аристотеля и инопланетный коммунизм Лема
Коммунизм Платона, антикоммунизм Аристотеля и инопланетный коммунизм Лема18-10-2024, 17:01. Разместил: Око Политика |
1. Древние греки в большинстве своём были сторонниками рыночной экономики. Жили в торгово-ремесленных городах-государствах, уважали предпринимательство, частную собственность, накопление и конкуренцию. Увлекались древние греки примерно тем же самым, что и европейские капиталисты Нового времени: совершали мореплавания с целью торговли и основания колоний. Вы скажете, что у греков были рабы – они были рабовладельцами, это «рабовладельческий строй». Но ведь и на Юге США были рабы, и во многих других капиталистических странах Нового Времени до 19-го века включительно имело место рабовладение. При этом нет никаких убедительных доказательств, что именно труд рабов, а не свободных, был основой античной экономики (рабы работали преимущественно домашними слугами). Идея тотального запрета частной собственности и свободного предпринимательства, как у Карла Маркса, грекам была не близка — разве что спартанцам, которых некоторые сравнивают с советской номенклатурой, угнетающей илотов-колхозников. Вместе с тем, некоторые проблески левых идей мы у греческих философов находим, в том числе у основоположников античной философии. Так, например, в своём диалоге «Государство» Платон предлагал ввести общность имущества, жён и детей в сословии мудрецов-стражей, которые, по его мнению, должны управлять государством и стоять над сословием воинов и простым народом (ссылка): Идеальное государство по существу является аристократией. В идеальном государстве править должны философы. Они выходят из числа самых умных стражей. Философами становятся путём поэтапного отбора из стражей. Будущим философам дают прекрасное образование, и в 35 лет они занимают государственные должности и правят в течение 15 лет. Посредственность не может быть источником ни великих благ, ни больших зол. Поэтому злодеи и тираны — это несостоявшиеся философы, несостоявшиеся великие люди, которые считают себя способными распоряжаться делами народа, проявлять великие притязания, высоко заноситься, становятся высокомерными и самонадеянными. Самые одарённые души при плохом воспитании становятся особенно плохими. Если сопоставить «стражей» с коммунистической партией, – в идеальном представлении начала 1920-х годов, согласно которому истинные коммунисты обязаны жить коммунами с общим имуществом и свободными нравами, – можно найти немало общего с идеями Платона. Однако у советских коммунистов, как мы знаем, с коммунами и общностью жён/детей в итоге не задалось – уже очень скоро сформировалась наследственная коммунистическая элита. Следует понимать, откуда вообще у Платона взялись такие идеи. Казалось бы, зачем они в максимально рыночных и демократических Афинах, которые в 5 веке до нашей эры были самым сильным, богатым и культурным греческим полисом. Дело в том, что Платон родился во время Пелопоннесской войны между Афинами и Спартой (431-404 годы до нашей эры), и Афины эту войну проиграли, на какое-то время они были подчинены Спарте. Это поражение, естественным образом, заставило многих афинян задуматься, что позволило Спарте победить, в чём спартанский общественный строй превосходит афинский, и многие пришли к выводу, что спартанская аристократия, – с её милитаристскими ценностями и умеренно-уравнительным спартанским образом жизни, – лучше афинской демократии. И действительно, многие демократические решения афинского народного собрания оказались некомпетентными или даже кровожадно-вредительскими: успешных полководцев изгоняли или казнили, к смерти приговаривали лучших граждан, в том числе философа Сократа, учителя Платона. 2. Аристотель, ученик Платона, с идеями своего учителя о государстве не был согласен (ссылка): Аристотель подверг критике учение Платона о совершенном государстве и предпочитал говорить о таком политическом устройстве, которое может иметь у себя большинство государств. Он считал, что предлагаемая Платоном общность имущества, жён и детей приведёт к уничтожению государства. Аристотель был убеждённым защитником прав индивида, частной собственности и моногамной семьи, а также сторонником рабства. Как видите, идеи Аристотеля об устройстве общества, изложенные в трактате «Политика», тоже сомнительны. Но они оказались заметно успешнее, чем идеи Платона. Хотя бы потому, что Аристотель был воспитателем Александра Македонского,основателя огромной Македонской империи, и через Александра идеи Аристотеля перешли во множество эллинистических государств, возникших после раздела этой империи. Платон, как считается, был идеалистом, а Аристотель – материалистом. Марксисты советского образца осуждают идеализм и считают себя сторонниками диалектического материализма, то есть, по идее, являются последователями Аристотеля. Однако, парадоксальным образом, получается, что коммунистические идеи восходят к идеализму Платона… 3. В комментариях к обсуждению левой идеологии современного Запада читатель diss11 указал на фантастический рассказ Станислава Лема, в котором повествуется о космическом путешествии на пару коммунистических планет. Осторожно, дальше спойлеры (ссылка): У Лема, в «Звёздных дневниках Ийона Тихого» описано путешествие на планету Пинта. На второй планете под названием Панта коммунизм всё же построили, однако для этого её обитателям пришлось полностью отказаться от личности и индивидуальности, так что Ийону Тихому не очень-то понравился результат. С рассказом «Путешествие тринадцатое» можно ознакомиться здесь. Вернуться назад |