ОКО ПЛАНЕТЫ > Размышления о политике > Школьница ушла из «сильной» школы, чем весьма и довольна
Школьница ушла из «сильной» школы, чем весьма и довольна1-10-2024, 12:41. Разместил: Око Политика |
Полгода назад мы обсуждали проблемы гимназий-лицеев, обучение в которых строится по принципу бамбуковой палки. Знаете, как в фильмах про седых мастеров боевых искусств, которые чуть ли не пытают учеников во время изнурительных тренировок, чтобы вырастить из них достойную смену. Чуть что не так — удар бамбуковой палкой по голове. Тогда, в апреле, я опубликовал историю школьницы, которая перешла из «сильной» школы в нормальную (ссылка). Публикую теперь новое письмо, с продолжением: Здравствуйте, Олег! На мой взгляд, проблема всех «сильных» школ, равно как и современной системы образования в целом, заключается в том, что там слишком много суеты и слишком мало здравого смысла. Типичный предмет в школе представляет собой механистическое заучивание справочника. Справочник замаскирован под учебник, однако в сухом остатке суть почти всегда именно в этом: школьнику надо заучить список фараонов наизусть. Особенно забавно, когда школу хвалят за то, что она «учит думать». Как верно пишут читатели, зазубривание справочников — это не «думать», это нечто противоположное. Школа учит бездумно подчиняться приказам, выполнять явно бессмысленные задания и отчитываться за их выполнение начальству. В «сильных» школах — ставлю слово «сильные» в кавычки — теоретически должны применять другой подход, то есть, например, действительно учить школьников думать. Этот навык развивается при помощи изучения формальной логики, философии и риторики — но, опять-таки, когда эти предметы дают не в виде справочника фигур и силлогизмов, а по-настоящему, всерьёз. На практике, однако, «сильные» школы обычно отличаются от «слабых» только тем, что там требуют учить больше страниц справочника наизусть, и тем, что там строже проверяют, действительно ли школьники заданный им список фараонов запомнили. Вот кадр из фильма «Идиократия» — молодой человек пытается всунуть прямоугольный брусок в круглое отверстие: Такая сцена является стандартной и для слабых школ, и для сильных. Разница же в том, что в сильных школах прямоугольный брусок таки просовывают в круглое отверстие — при помощи хлыста, двоек и грубых слов. Прошедшие испытание потом с гордостью вспоминают, какими требовательными были учителя, и как сложно было их задания выполнять… А вот немного о реальной эффективности школ, спасибо комментаторам за ссылку (ссылка): Подведены итоги репетиционного Единого государственного экзамена по математике, который проводил в столице Московский институт открытого образования (МИОО). Пробную работу выпускники писали еще 17 марта. Результат неутешителен — 30 процентов школьников не справились с простейшим заданием. Ребятам, завершившим полный курс среднего образования, была предложена простейшая бытовая задача. «1 января электросчетчик показывал 88’742 кВт?ч, а 1 февраля — 88’940 кВт?ч. Стоимость одного киловатт-часа — 3,5 рубля. Сколько надо заплатить за электричество за январь?». Правильно рассчитали сумму к оплате только 70 процентов участников испытания. Все остальные не смогли правильно вычесть и умножить. Самый смелый выпускник накалькулировал, что заплатить ему придется 260 тысяч рублей. Расчёт суммы к оплате — это примерно программа третьего класса обычной школы. Как видите, 30% выпускников московских школ — далеко не самого дикого региона — с задачей не справились. Причину я указал выше: процесс учёбы в современной школе состоит или из заучивания справочников (в обычных школах), или из усиленного заучивания справочников (в «сильных» школах). При этом никому даже в голову не приходит проверять, действительно ли материал усвоен. Некогда: программа движется вперёд, надо новые справочники учить. Вообразите, что ребёнок на протяжении восьми лет ходит в музыкальную школу по классу фортепиано. Учится, получает оценки, потом диплом. Фортепиано — пять, сольфеджио — пять, музыкальная литература — пять, ансамбль — пять, хор — четыре. На следующий день выпускник приходит в гости к родственникам. Его сажают за пианино, дают ноты, просят сыграть по нотам начало собачьего вальса. А он… не может. Не умеет. Не понимает, как эти смешные закорючки на нотном стане соотносятся с клавишами, да и даже если бы понимал, пальцы у него с нужной скоростью шевелиться не способны. Чем он занимался на протяжении 8 лет — совершенно непонятно. В мире здравого смысла такое невозможно. В такой ситуации разразился бы страшный скандал: «Да как же он служил в очистке?!». Однако в наших общеобразовательных школах 30% учеников не знают даже элементарной арифметики, но это считается… нормальным. Проблему заметают под ковёр, делая вид, будто со школами всё нормально. Я знаю: мне сейчас скажут, что существуют по-настоящему сильные школы, и даже назовут конкретные номера. С одной стороны, да, это так. Полагаю, выпускники физматшкол с задачей счётчика электричества расправятся легко. С другой стороны, львиная доля успеха выпускников физматшкол обусловлена тем, что туда изначально отбирают самых способных детей. Хотите поспорить? Тогда, пожалуйста, покажите мне полноценные исследования, где сравнивают эффективность разных методик обучения. Ну, как в медицине, когда 1000 пациентов получает экспериментальный препарат Фуфлотек, а другая 1000 пациентов — таблетки-пустышки, и потом врачи сравнивают результаты. Пока таких исследований нет — а их нет — я останусь при мнении, что современная система образования крайне неэффективна, и что «сильные» школы сколько-нибудь значительных преимуществ своим выпускникам не дают. Вернуться назад |